ГУБЕРНАТОР ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УКАЗ
от 8 октября 2012 г. № 406
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
В целях реализации Указа
Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию
действий в интересах детей в Орловской области на 2012 - 2017 годы.
2. Контроль за исполнением указа возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О.Н. Ревякина.
Губернатор
Орловской области
А.П.КОЗЛОВ
Приложение
к указу
Губернатора Орловской области
от 8 октября 2012 г. № 406
СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012 - 2017 ГОДЫ
I. Введение
На протяжении последних лет проблема защиты прав детей стала приоритетной в сфере социальной политики государства. В рамках очередного этапа социально-экономического развития Орловской области актуальным является разработка и принятие Стратегии действий в интересах детей в Орловской области на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия).
Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Инструментами практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральной программы "Дети России", региональной программы "Дети Орловщины".
В регионе усовершенствована региональная законодательная база по реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, создан институт уполномоченного по правам ребенка, действует единый номер детского телефона доверия, проведена широкомасштабная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, предоставляет необходимые государственные услуги женщинам и детям, пострадавшим от насилия, бюджетное учреждение "Кризисный центр помощи женщинам и детям "Орловский".
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, увеличения количества принятых в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем уменьшается численность детского населения Орловской области. У значительной части обучающихся в образовательных учреждениях обнаруживаются хронические заболевания. Остро стоят проблемы распространенности вредных привычек у детей и подростков.
По данным на 1 сентября 2012 года на учетах в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов состоят 994 несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа, в том числе: 238 - употребляющих спиртные напитки, 10 - употребляющих наркотические и токсические вещества, 178 - совершивших общественно опасные деяния до достижения уголовно наказуемого возраста, 37 - осужденных к условной мере наказания.
Основная доля потребительских расходов в многодетных семьях приходится на покупку продуктов питания - 40%, на покупку непродовольственных товаров - 32%, на оплату услуг - 27%. В семьях с одним ребенком - 29%, 48% и 21% соответственно. Многодетные семьи не могут позволить себе расходы на услуги учреждений культуры, туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные услуги и оплачивают только жилищно-коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта.
Интересы детей должны стать основными при принятии стратегических решений, при достижении гражданского согласия. Это особенно важно в современном обществе, когда все еще идет процесс поиска социальных ориентиров, ценностей, национальной идеи.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требуют принятия неотложных мер по улучшению положения детей.
Настоящая Стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка.
1. Основные проблемы в сфере детства
Основными проблемами в сфере детства являются:
1. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
2. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
2. Повышение:
уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми-жертвами насилия социально-психологической помощи;
качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
3. Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
4. Расширение:
практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка;
спектра мер воспитательного характера, применяемых по отношению к несовершеннолетним правонарушителям.
VII. Создание действенных механизмов обеспечения
участия детей в общественной жизни и в решении вопросов,
затрагивающих их интересы
1. Краткий анализ ситуации
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции
о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Орловской области действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежный парламент. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления.
Однако в Орловской области, как и в Российской Федерации в целом, право детей на участие в судебном или административном разбирательстве реализуется слабо в связи с недостаточным развитием необходимой федеральной нормативной правовой базы.
2. Основные задачи деятельности по обеспечению участия
детей в общественной жизни и в решении вопросов,
затрагивающих их интересы
1. Снижение уровня правового нигилизма среди несовершеннолетних, а также специалистов, работающих с несовершеннолетними.
2. Привлечение детей и подростков к участию в общественной жизни.
3. Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
4. Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
5. Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
6. Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
7. Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
3. Первоочередные меры
1. Внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
2. Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
3. Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет.
4. Обеспечение мониторинга участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
4. Ожидаемые результаты
1. Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
2. Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети Интернет.
VIII. Механизм реализации Стратегии
Стратегия реализуется во взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года.
Координирующим органом является Координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - в 2012 - 2014 годах и второй - в 2015 - 2017 годах.