Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Орловская область


ГУБЕРНАТОР ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ
от 8 октября 2012 г. № 406

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Орловской области на 2012 - 2017 годы.
2. Контроль за исполнением указа возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О.Н. Ревякина.

Губернатор
Орловской области
А.П.КОЗЛОВ





Приложение
к указу
Губернатора Орловской области
от 8 октября 2012 г. № 406

СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012 - 2017 ГОДЫ

I. Введение

На протяжении последних лет проблема защиты прав детей стала приоритетной в сфере социальной политики государства. В рамках очередного этапа социально-экономического развития Орловской области актуальным является разработка и принятие Стратегии действий в интересах детей в Орловской области на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия).
Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Инструментами практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральной программы "Дети России", региональной программы "Дети Орловщины".
В регионе усовершенствована региональная законодательная база по реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, создан институт уполномоченного по правам ребенка, действует единый номер детского телефона доверия, проведена широкомасштабная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, предоставляет необходимые государственные услуги женщинам и детям, пострадавшим от насилия, бюджетное учреждение "Кризисный центр помощи женщинам и детям "Орловский".
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, увеличения количества принятых в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем уменьшается численность детского населения Орловской области. У значительной части обучающихся в образовательных учреждениях обнаруживаются хронические заболевания. Остро стоят проблемы распространенности вредных привычек у детей и подростков.
По данным на 1 сентября 2012 года на учетах в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов состоят 994 несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа, в том числе: 238 - употребляющих спиртные напитки, 10 - употребляющих наркотические и токсические вещества, 178 - совершивших общественно опасные деяния до достижения уголовно наказуемого возраста, 37 - осужденных к условной мере наказания.
Основная доля потребительских расходов в многодетных семьях приходится на покупку продуктов питания - 40%, на покупку непродовольственных товаров - 32%, на оплату услуг - 27%. В семьях с одним ребенком - 29%, 48% и 21% соответственно. Многодетные семьи не могут позволить себе расходы на услуги учреждений культуры, туристско-экскурсионные, санаторно-оздоровительные услуги и оплачивают только жилищно-коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта.
Интересы детей должны стать основными при принятии стратегических решений, при достижении гражданского согласия. Это особенно важно в современном обществе, когда все еще идет процесс поиска социальных ориентиров, ценностей, национальной идеи.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требуют принятия неотложных мер по улучшению положения детей.
Настоящая Стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка.

1. Основные проблемы в сфере детства

Основными проблемами в сфере детства являются:
1. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
2. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).




2. Повышение:
уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми-жертвами насилия социально-психологической помощи;
качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
3. Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
4. Расширение:
практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка;
спектра мер воспитательного характера, применяемых по отношению к несовершеннолетним правонарушителям.

VII. Создание действенных механизмов обеспечения
участия детей в общественной жизни и в решении вопросов,
затрагивающих их интересы

1. Краткий анализ ситуации

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Орловской области действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежный парламент. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления.
Однако в Орловской области, как и в Российской Федерации в целом, право детей на участие в судебном или административном разбирательстве реализуется слабо в связи с недостаточным развитием необходимой федеральной нормативной правовой базы.

2. Основные задачи деятельности по обеспечению участия
детей в общественной жизни и в решении вопросов,
затрагивающих их интересы

1. Снижение уровня правового нигилизма среди несовершеннолетних, а также специалистов, работающих с несовершеннолетними.
2. Привлечение детей и подростков к участию в общественной жизни.
3. Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
4. Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
5. Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
6. Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
7. Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.

3. Первоочередные меры

1. Внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
2. Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
3. Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет.
4. Обеспечение мониторинга участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

4. Ожидаемые результаты

1. Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
2. Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети Интернет.

VIII. Механизм реализации Стратегии

Стратегия реализуется во взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года.
Координирующим органом является Координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - в 2012 - 2014 годах и второй - в 2015 - 2017 годах.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru