Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 августа 2012 г. по делу № 3-147-2012

Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Спиридонова Е.В.
при секретаре Г.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Сысоевой С.М., представителей Правительства Пермского края К. и Т., рассмотрев 30 августа 2012 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими пунктов 1.7, 5.5 Порядка предоставления гражданам жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 6 декабря 2011 г. № 1004-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 23 июля 2012 г. № 508-п),

установил:

В соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Постановлением Правительства Пермского края от 6 декабря 2011 г. № 1004-п утвержден Порядок предоставления гражданам жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Указанное Постановление было опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 49, 12.12.2011 г., и вступило в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 6 декабря 2011 г. № 1004-п, определяет механизм предоставления гражданам жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 1.1 Порядка).
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1.7, 5.5 Порядка предоставления гражданам жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 6 декабря 2011 г. № 1004-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 23 июля 2012 г. № 508-п). В обоснование заявленных требований первый заместитель краевого прокурора указал, что пунктом 1.7 Порядка в качестве условия получения гражданами жилого помещения по нормативам, установленным пунктами 1-3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусмотрено принятие ими обязательства о передаче в государственную или муниципальную собственность принадлежащих им на праве собственности или занимаемых по договору социального найма жилых помещений. Пунктом 5.5 Порядка (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 23 июля 2012 г. № 508-п) предусмотрено, что граждане имеют право использовать единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилых помещений на территории Пермского края. Данные нормы ограничивают права граждан на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и противоречат Федеральному закону от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", так как ими установлены дополнительные условия обеспечения граждан жилыми помещениями, а не механизм реализации такого права, следовательно, субъект Российской Федерации вышел за пределы своей компетенции по данному вопросу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Сысоева С.М. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представители Правительства Пермского края К. и Т., действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении заявления, указав, что оспариваемые прокурором нормы приняты в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, которому пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ предоставлено право определять порядок предоставления военнослужащим и приравненным к ним лицам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Предусмотренное пунктом 1.7 Порядка обязательство граждан о передаче в государственную или муниципальную собственность принадлежащих им на праве собственности или занимаемых по договору социального найма жилых помещений согласуется с положениями части 7 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Установленное пунктом 5.5 Порядка право граждан использовать единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилых помещений на территории Пермского края согласуется с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054.
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей Правительства Пермского края, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 ст. 5 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с пунктами 4, 5, 6 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации;
определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.
Согласно части 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Порядок и условия предоставления военнослужащим жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение, в соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению некоторых категорий граждан жилыми помещениями путем предоставления в собственность бесплатно; по договору социального найма; путем предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
К названным в части 1 ст. 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЗ категориям граждан относятся граждане, указанные в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно:
уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 ст. 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЗ).
Во исполнение переданных субъектам Российской Федерации полномочий в Пермском крае приняты Закон Пермского края от 11 октября 2011 г. № 842-ПК "О наделении органов местного самоуправления Пермского края государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений и предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан" и Закон Пермского края от 03 ноября 2011 г. № 849-ПК "О предоставлении жилых помещений и предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан".
Статья 2 Закона Пермского края от 03 ноября 2011 г. № 849-ПК определяет, что его действие распространяется на те категории граждан, которые названы в части 1 ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 3 названного Закона порядок предоставления гражданам жилых помещений и порядок предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяются нормативными правовыми актами Правительства Пермского края.
Таким образом, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 6 декабря 2011 г. № 1004-п Порядок предоставления гражданам жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения принят краевым правительством в рамках предоставленных ему федеральным и региональным законодательством полномочий.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка право на предоставление жилого помещения и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют категории граждан, уволенных с военной службы, указанные в статье 2 Закона Пермского края от 3 ноября 2011 г. № 849-ПК "О предоставлении жилых помещений и предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан".
В силу пункта 1.4 Порядка при расчете размера общей площади предоставляемого жилого помещения применяются нормы предоставления площади жилого помещения, установленные пунктами 1-3 статьи 15.1 (то есть 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, а также норма предоставления с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения) Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Пункт 1.7 Порядка изложен в следующей редакции:
"Нормы предоставления площади жилого помещения, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка, применяются при расчете размера общей площади предоставляемого жилого помещения, если:
1.7.1 гражданин и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
1.7.2. гражданин и члены его семьи, занимающие по договору социального найма жилое помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, принимают обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность;
1.7.3 гражданин и члены его семьи, проживающие в жилом помещении, принадлежащем ему и(или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимают обязательство о безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность".
В силу пункта 1.8 Порядка в случае отчуждения гражданином и(или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и(или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в пункте 1.7.3 настоящего Порядка), или принятия ими решения не отчуждать жилое помещение в государственную или муниципальную собственность (не освобождать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормам, указанным в пункте 1.4 настоящего Порядка, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.


Оспариваемый прокурором пункт 1.7 Порядка, определяющий размер общей площади предоставляемого жилого помещения при принятии обязательства о безвозмездной передаче имеющегося у получателя на праве собственности жилья, основан на закрепленном в части 7 статьи 57 Жилищного кодекса РФ правовом принципе, в силу которого при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Согласно абзацу первому пункта 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением определенных данным Законом категорий военнослужащих и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 сентября 1998 года № 1054 утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Данными Правилами установлен порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства указанной категории лиц, предоставления им жилья, а также определены случаи, при которых эти лица снимаются с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Пункт 22 Правил предусматривает, что в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, из приведенных нормативных положений Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ и Правил учета от 6 сентября 1998 года № 1054 следует, что военнослужащие и приравненные к ним граждане, не обеспеченные при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают права на обеспечение жильем, в том числе в случае принятия военнослужащими и членами их семей, занимающими по договору социального найма жилое помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, обязательства о сдаче занимаемого по прежнему месту жительства жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Кроме того, право нанимателя жилого помещения по договору социального найма в любое время расторгнуть данный договор с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи установлено частью 2 статьи 83 Жилищного кодекса РФ. Расторжение договора социального найма влечет за собой прекращение прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи, имевшихся у них на основании этого договора в соответствии с положениями статей 60, 69 Жилищного кодекса РФ, что порождает их обязанность освободить жилое помещение, являвшееся предметом договора социального найма.
Также необходимо учитывать, что аналогичным оспариваемому пункту 1.7 Порядка образом урегулирован вопрос определения размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, при расчете которой применяется норматив общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина, а также на семью в зависимости от количества ее членов, установленный пунктом 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. Так, в соответствии с пунктом 16.1 названных Правил указанный норматив применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и(или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Применение нормативов общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, установленных пунктами 16 и 16.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, при расчете размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, предусмотрено подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 303 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации", которое было принято во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Министерство регионального развития РФ утвердило Приказом от 25 февраля 2005 г. № 18 Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.
Из пунктов 41, 42 данных Рекомендаций следует, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ при получении жилого помещения в домах государственного и муниципальных жилищных фондов по договору социального найма граждане обязаны освободить жилое помещение, ранее занимаемое по договору социального найма, за исключением случаев предоставления жилья в дополнение к имеющемуся; могут безвозмездно передать принадлежащее им на праве собственности помещение в государственную или муниципальную собственность. При отказе освободить ранее занимаемое жилое помещение, а также в случае несогласия передать находящееся в собственности помещение в государственную или муниципальную собственность граждане получают жилое помещение, общая площадь которого соответствует разнице между нормой предоставления жилого помещения в расчете на данную семью и общей площадью жилого помещения, имеющегося до предоставления.
Несмотря на то, что Рекомендации не содержат обязательных для исполнения предписаний, они разработаны федеральным органом исполнительной власти с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма и, следовательно, могут быть использованы законодателем субъекта Российской Федерации в нормотворческой деятельности, осуществляемой в рамках имеющихся у него полномочий.
Таким образом, правовое регулирование, установленное пунктом 1.7 Порядка предоставления гражданам жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 6 декабря 2011 г. № 1004-п, согласуется с нормами федерального законодательства, регулирующего порядок обеспечения нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих и приравненных к ним лиц жилыми помещениями.
Пункт 5.5 Порядка изложен в редакции Постановления Правительства Пермского края от 23 июля 2012 г. № 508-п, вступившего в силу с 10 августа 2012 года, следующим образом: "Граждане имеют право использовать ЕДВ на приобретение или строительство одного или нескольких жилых помещений на первичном или вторичном рынке жилья у физических или юридических лиц на территории Пермского края".
Суд не соглашается с прокурором в том, что указанный пункт Порядка противоречит федеральному законодательству, в том числе Закону РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Согласно подпункту "и" пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054, основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел (пункт 8 Правил).
В силу пункта 12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Согласно подпункту "в" пункта 26 Правил снятие с воинского учета в данном населенном пункте и выезд на другое постоянное место жительства является основанием для снятия военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
В случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства (пункт 22 Правил).
Исходя из положений указанных норм граждане, уволенные с военной службы, не ограничиваются в праве выбора места жительства при увольнении и в праве изменения своего решения относительно избрания постоянного места жительства после увольнения, а государство гарантирует для граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства.
В соответствии с абзацем 5 части 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ) при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащим единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЗ финансовое обеспечение осуществления переданных субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями осуществляется за счет субвенций. Общий объем субвенций определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, общей площади жилых помещений, которыми должны быть обеспечены указанные граждане, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для каждого субъекта Российской Федерации.
Определение размера субвенций исходя из установленной Министерством регионального развития РФ средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для каждого субъекта Российской Федерации подчеркивает целевую направленность выделяемых федеральным бюджетом субъектам Российской Федерации средств на обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, жилыми помещениями на территории субъекта Российской Федерации по месту их учета.
Поскольку предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья является одной из форм обеспечения граждан жилыми помещениями по избранному ими месту жительства, ее использование на указанные цели на территории Пермского края, как это определено оспариваемым пунктом 5.5 Порядка (в редакции от 23 июля 2012 г. № 508-п), согласуется с приведенными выше нормами федерального законодательства.
Кроме того, понятие избранного постоянного места жительства, по которому граждане, указанные в Федеральном законе от 08.12.2010 № 342-ФЗ, подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, используемое в целях обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц жилыми помещениями, не противопоставляется понятию места жительства, используемому в Федеральном законе "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Также суд не соглашается с доводами прокурора о том, что оспариваемыми им нормами Порядка установлены дополнительные условия обеспечения граждан жилыми помещениями, а не механизм реализации такого права, что указывает на превышение Пермским краем как субъектом Российской Федерации предоставленных ему законотворческих полномочий по данному вопросу.
Пункты 1.7 и 5.5 Порядка не определяют условия обеспечения граждан жилыми помещениями, а устанавливает механизм предоставления военнослужащим и приравненными к ним лицам жилых помещений.
По смыслу Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие и приравненные к ним лица при условии, что они признаны нуждающимися в жилых помещениях и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основанием для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является признание таких граждан по установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (отсутствие в собственности либо в найме жилых помещений по договорам социального найма; обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и другие основания).
Статьей 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Оспариваемые прокурором нормы регионального законодательства не регламентируют вопросы оснований признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, принятия на учет, в том числе отказа в принятии на учет, снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть не определяют условия предоставления, являющегося следствием признания нуждающимся и постановки на учет, гражданам жилых помещений. Пункты 1.7 и 5.5 Порядка не содержат норм, которые позволяют при определенных условиях отказать гражданам в предоставлении жилых помещений и предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. Так, пункт 1.7 лишь регламентирует вопрос определения размера общей площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений нуждающимся в них гражданам, что подтверждается пунктом 1.8 Порядка, конкретизирующим размер предоставляемого жилого помещения в случае, если гражданин и члены его семьи не совершат действия, указанные в подпунктах 1.7.2 и 1.7.3 пункта 1.7 Порядка. Пункт 5.5 Порядка также не содержит условий, при которых гражданину, уже признанному в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, может быть отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Таким образом, Правительство Пермского края, утверждая пункты 1.7 и 5.5 Порядка предоставления гражданам жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, не вышло за пределы переданных субъектам Российской Федерации Федеральным законом от 08.12.2010 № 342-ФЗ полномочий.
При данных обстоятельствах заявление первого заместителя прокурора Пермского края подлежит оставлению без удовлетворения, как не основанное на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать первому заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.7, 5.5 Порядка предоставления гражданам жилых помещений и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 6 декабря 2011 г. № 1004-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 23 июля 2012 г. № 508-п).
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 03 сентября 2012 года.

Председательствующий
Е.В.СПИРИДОНОВ

Судья
Е.В.СПИРИДОНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru