Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2012 г. по делу № 3-18/2012

Смоленский областной суд в составе:
председательствующего: судьи Назаренко Т.Н.,
при секретаре: Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Смоленской области о признании недействующей статьи 13 областного закона от 29.11.2007 № 109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области" (в редакции областного закона от 30.09.2011 № 71-з),

установил:

И.о. прокурора Смоленской области обратился в Смоленский областной суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 13 областного закона от 29.11.2007 № 109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области" (в редакции областного закона от 30.09.2011 № 71-з), устанавливающей дополнительные гарантии, предоставляемые муниципальным служащим:
- главе Администрации муниципального образования, замещающему данную должность не менее одного года, при оставлении им должности в день увольнения выплачивается за счет средств местного бюджета единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности муниципальной службы (ч. 1);
- лицу, замещающему не менее одного года должность муниципальной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Главы муниципального образования, выплачивается за счет средств местного бюджета единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности муниципальной службы (ч. 2).
В обосновании заявления прокурор сослался на то, что полномочия субъектов РФ по установлению дополнительных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим, не могут распространяться на регулирование трудовых отношений, на установление каких бы то ни было преимуществ, поскольку указанные преимущества могут быть установлены только федеральным законом. Ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, в частности, при расторжении трудового договора с ним в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации. Каких-либо иных гарантий или преимуществ при заключении трудового договора (увольнении) муниципальных служащих указанным Федеральным законом не предусмотрено. Между тем, оспариваемая норма, предоставляет такие преимущества определенной категории муниципальных служащих.
В судебном заседании представитель прокурора Афанасьева А.В. требования поддержала.
Представитель Смоленской областной Думы Г. требование не признала, ссылаясь на то, что закон принят Смоленской Думой в пределах полномочий указанного органа с соблюдением норм федерального законодательства.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 29.11.2007 Смоленской областной Думой принят областной закон № 109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области".
Закон опубликован в издании "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 05.12.2007, № 11 (часть 11).
Областным законом от 30.09.2011 № 71-з внесены изменения в статью 13 областного закона № 109-з.
Областной закон № 109-з опубликован в издании "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 03.10.2011, № 9 (часть 11).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: закон Смоленской области от 30.09.2011 имеет № 71-з, а не № 109-з.

В соответствии со статьей 13 вышеуказанного областного закона (в редакции областного закона от 30.09.2011 № 109-з)
- главе Администрации муниципального образования, замещающему данную должность не менее одного года, при оставлении им должности в день увольнения выплачивается за счет средств местного бюджета единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности муниципальной службы (ч. 1);
- лицу, замещающему не менее одного года должность муниципальной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Главы муниципального образования, выплачивается за счет средств местного бюджета единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности муниципальной службы (ч. 2).
Указанная норма оспаривается и.о. прокурором Смоленской области как противоречащая федеральному законодательству.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу требований части 2 статьи 64 Трудового кодекса РФ какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального или должностного положения, возраста, места жительства (в том числе, наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти.
Из вышеуказанных норм следует, что полномочия субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим, не могут распространяться на регулирование трудовых отношений, на установление каких бы то ни было преимуществ, поскольку указанные преимущества могут быть предоставлены только Федеральным законом.
Ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, в частности, при расторжении трудового договора с ним в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Каких-либо иных гарантий или преимуществ при заключении трудового договора (увольнении) муниципальных служащих указанным Федеральным законом не предусмотрено.
Между тем, оспариваемая норма, предоставляет такие преимущества определенной категории муниципальных служащих, в частности, главе Администрации муниципального образования и лицу, замещающему не менее одного года должность муниципальной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Главы муниципального образования, в виде единовременной выплаты при увольнении в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности муниципальной службы.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемой нормой закона Смоленской области установлена дополнительная гарантия не после прекращения муниципальной службы, а в период ее прохождения, поскольку в день увольнения лицо считается исполняющим обязанности муниципального служащего, являются несостоятельными. Названная выплата предусмотрена муниципальному служащему определенной категории лишь при увольнении (при оставлении им должности в день увольнения либо в связи с истечением срока действия срочного трудового договора), т.е. за пределами действия муниципальной службы.
Доводы о том, что оспариваемое правовое регулирование устанавливает дополнительные гарантии муниципальным служащим, что допускается частью 3 статьи 23 Федерального закона № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", также подлежат отклонению по вышеприведенным судом мотивам.
Полагая, что осуществленное субъектом Российской Федерации правовое регулирование, содержащееся в статье 13 вышеуказанного областного закона осуществлено с превышением компетенции субъекта Российской Федерации и противоречит федеральному законодательству, Смоленский областной суд находит, что статья 13 названного закона подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, Смоленский областной суд

решил:

Требования и.о. прокурора Смоленской области удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления решения суда в законную силу статьи 13 областного закона от 29.11.2007 № 109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области" (в редакции областного закона от 30.09.2011 № 71-з), устанавливающей дополнительные гарантии, предоставляемые муниципальным служащим:
- главе Администрации муниципального образования, замещающему данную должность не менее одного года, при оставлении им должности в день увольнения выплачивается за счет средств местного бюджета единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности муниципальной службы (ч. 1);
- лицу, замещающему не менее одного года должность муниципальной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Главы муниципального образования, выплачивается за счет средств местного бюджета единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности муниципальной службы (ч. 2).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Смоленский областной суд.

Председательствующий
Т.Н.НАЗАРЕНКО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru