Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2012 г. по делу № 3-26/2012

Смоленский областной суд в составе:
судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,
при секретаре М.,
с участием прокурора Афанасьевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф. о признании недействующим постановления Администрации Смоленской области от 7 декабря 2011 года № 792 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Смоленской области" в части утверждения перечня рыбопромысловых участков № 5 - 17,

установил:

Администрацией Смоленской области 07.12.2011 года принято постановление "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Смоленской области" № 792.
Постановление от 07.12.2011 г. № 792 опубликовано в Смоленской газете 10.12.2011 г. № 139.
Ф. обратился в Смоленский областной суд с заявлением о признании недействительным указанного постановления в части утверждения перечня рыбопромысловых участков Смоленской области № 5 - 17 и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, ссылаясь, что постановление не соответствует требованиям федерального законодательства, поскольку созданный рыбопромысловый участок № 10 Перечня состоит из частей двух водных объектов - из части акватории Десногорского водохранилища и части акватории реки Соложа, что противоречит положениям пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 № 166-ФЗ и пункта 4 Порядка определения границ рыбопромысловых участков, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 22.04.2009 г. № 338, устанавливающим границы рыбопромыслового участка в пределах акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части. Кроме того, в противоречие пунктам 8 - 9 Порядка от 22.04.2009 г. № 338 границы рыбопромысловых участков на Десногорском водохранилище установлены не по нормальному подпорному уровню водохранилища, а по фактическому подпорному уровню, что уменьшает площадь рыбопромыслового участка более чем на 50 га.
При принятии постановления были нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как рыбопромысловый участок, который он просил создать, присоединен к рыбопромысловому участку, находящемуся на другом водном объекте.
В судебном заседании Ф. и его представитель Д. поддержали уточненное заявление и просили по основаниям, изложенным в заявлении - признать недействующим со дня принятия постановления в указанной части.
Представители Администрации Смоленской области К. и Н. заявленные требования не признали, указав, что постановление издано надлежащим органом в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, порядок опубликования постановления не нарушен. Формирование рыбопромысловых участков Смоленской области осуществлено в строгом соответствии с установленным Порядком от 22.04.2009 г. № 338 и перечень рыбопромысловых участков согласован с Федеральным агентством по рыболовству.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей заинтересованного лица, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Смоленской областной прокуратуры Афанасьевой Т.В., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, Смоленский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части и формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Пункт 5.3.11 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 года № 444, утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 № 666.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 года № 444, агентство обладает полномочием по принятию нормативного правового акта по установлению порядка определения границ рыбопромысловых участков (пункт 5.3.11).
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 22 апреля 2009 года № 338 утвержден Порядок определения границ рыбопромысловых участков, пунктом 5 которого предусмотрено, что определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
Для определения границ рыбопромысловых участков орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может создавать комиссию, а также определять ее состав и порядок деятельности (пункт 6 Порядка).
Пунктами 4 и 7 Порядка определено, что границы рыбопромыслового участка устанавливаются в пределах акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части по точкам, указанным в географических координатах. Количество таких точек не может быть менее трех и зависит от формы площади рыбопромыслового участка.
С целью уточнения границы рыбопромысловых участков могут определяться для прудов, обводненных карьеров, озер и водохранилищ в пределах всей акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части и могут выражаться в единицах площади (в гектарах) и (или) в единицах расстояния (длины и ширины в метрах), а также части акватории, границы которой устанавливаются в точках, описанных в географических координатах.
Пункт 8 Порядка устанавливает, что длина рыбопромыслового участка определяется по береговой линии водного объекта рыбохозяйственного значения, которая в свою очередь во внутренних водах Российской Федерации определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (река, ручей, канал, озеро, обводненный карьер), по нормальному подпорному уровню воды (пруд, водохранилище).
Как следует из материалов дела, приказом начальника Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (далее Департамент) от 24.01.2011 г. № 10 была образована комиссия по определению границ и формированию перечня рыбопромысловых участков Смоленской области, а также утвержден ее состав и положение о Комиссии (л.д. 49 - 53).
Согласно протоколам заседания Комиссии от 26.01.2011 г. и 28.09.2011 г., а также уведомлений муниципальных образований и организаций о согласовании перечней и границ рыбопромысловых участков в процедуре определения границ рыбопромысловых участков приняли участие представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Смоленской области, организаций, индивидуальный предприниматель Ф., муниципальные образования (л.д. 42 - 45, 46 - 48, 79 - 88, 83).
Для участия в определении границ рыбопромысловых участков общественных объединений и учета общественного мнения Департаментом в средствах массовой информации ("Пенсионер Смоленщины" № 17 от 20.04.2011, "Смоленская газета" № 44 (772) от 26.04.2011 и № 55 (783) от 26.05.2011, "Смоленские новости" № 28 (2811) от 27.04.2011, "Смоленская неделя" № 27 (89) от 22.07.2011) и на официальном сайте Департамента размещались обращения ко всем гражданам и общественным объединениям Смоленской области направлять предложения и сведения о местах традиционно используемых для осуществления рыболовства, а также на официальном сайте Департамента размещалась вся информация по формированию рыбопромысловых участков и проект Перечня рыбопромысловых участков (л.д. 73 - 78).
На основании договора оказания услуг № 38 от 07.09.2011 г., заказчиком которых выступил Департамент, ООО "Г" были выполнены работы по определению границ рыбопромысловых участков на водных объектах Смоленской области в географических координатах (WGS-84) с определением площади каждого из них (л.д. 90 - 119, 129 - 134).
Перечень рыбопромысловых участков Смоленской области в установленном порядке был согласован с Федеральным агентством по рыболовству, о чем свидетельствуют уведомления от 22.11.2011 г. № 6509-ВС/У05 и от 24.11.2011 г. № 6552-ВС/У05 (л.д. 39 - 41).
Администрация Смоленской области, принимая 7 декабря 2011 г. решение об утверждении перечня рыбопромысловых участков Смоленской области, издала его в форме постановления № 792, так как реализация указанного акта затрагивает интересы неопределенного круга лиц и рассчитана на многократное применение, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта (л.д. 35 - 38).
Проанализировав вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о правомерности действий Администрации Смоленской области по утверждению перечня рыбопромысловых участков Смоленской области, поскольку оспариваемое постановление принято Администрацией Смоленской области в пределах предоставленных ей федеральным законодательством полномочий, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 45 Устава Смоленской области; официально опубликовано в региональном издании "Смоленская газета" от 10.12.2011 г. № 139.
Из приведенных положений Порядка определения границ рыбопромысловых участков следует, что границы рыбопромысловых участков устанавливаются по точкам, указанным в географических координатах, количество которых не может быть меньше трех. При этом для водохранилищ не требуется обязательное определение длины рыбопромысловых участков, которая устанавливается по береговой линии с учетом нормального подпорного уровня воды.
Как видно из постановления № 792, границы рыбопромысловых участков Смоленской области установлены не менее чем по четырем точкам, указанным в географических координатах с определением площади каждого из них, без установления длины участков, что не противоречит положениям указанного Порядка.
Сведения о границах водных акваторий Десногорского водохранилища и реки Соложа в государственном водном реестре отсутствуют (л.д. 158).
Согласно пункту 4 статьи 5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.
Из сведений филиала ОАО "К" "С" и графических изображений на картах-схемах (л.д. 135 - 143) следует, что изменение (повышение) нормального подпорного уровня воды по заливу реки Соложа происходит выше слияния рек Жарна и Соложа, следовательно, с учетом положений п. 4 ст. 5 Водного кодекса РФ граница акватории Десногорского водохранилища по заливу реки Соложа расположена в районе слияния рек Жарна и Соложа.
Утверждение заявителя о том, что граница акватории Десногорского водохранилища и реки Соложа находится в месте слияния рек Десна и Соложа, не основано на законе и документально не подтверждено.
Анализ данных сведений и графических изображений на картах-схемах дает основания суду прийти к выводу о том, что граница рыбопромыслового участка № 10, утвержденного постановлением № 792, заканчивается у деревни Гавриловка до слияния рек Жарна и Соложа, где расположена граница Десногорского водохранилища, то есть границы рыбопромыслового участка № 10 установлены в пределах акватории одного водного объекта Десногорского водохранилища.
Таким образом, содержание постановления № 792 соответствует положениям частей 1, 2 и 4 статьи 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и пунктов 4, 5, 7 названного Порядка определения границ рыбопромысловых участков.
Доводы Ф. о том, что рыбопромысловый участок № 10 Перечня состоит из частей двух водных объектов - из части акватории Десногорского водохранилища и части акватории реки Соложа, что противоречит федеральному законодательству, не основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и не нашли своего доказательственного подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Утверждение о том, что границы рыбопромысловых участков на Десногорском водохранилище установлены не по нормальному, а по фактическому подпорному уровню, правового значения не имеет и не может служить основанием для удовлетворения заявления, поскольку в силу указанного Порядка при определении границ рыбопромысловых участков их длина не устанавливалась, соответственно, ни нормальный, ни фактический, подпорные уровни водохранилища не должны были учитываться.
Проверка доводов Ф. о присоединении рыбопромыслового участка на реке Соложа к ранее созданному участку на Десногорском водохранилище, находящемуся в пользовании юридического лица, что лишает его возможности участвовать в конкурсе на заключение договора об использовании рыбопромыслового участка, выходит за рамки нормоконтроля, осуществляемого судом в порядке главы 24 ГПК РФ.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявления Ф. должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 194 - 199 и статьей 253 ГПК РФ, Смоленский областной суд

решил:

В удовлетворении заявления Ф. о признании недействующим постановления Администрации Смоленской области от 7 декабря 2011 года № 792 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Смоленской области" в части утверждения перечня рыбопромысловых участков № 5 - 17 отказать.
В течение месяца настоящее решение может быть обжаловано, а прокурором подано представление в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд.
Решение принято в окончательной форме 7 августа 2012 года.

Председательствующий
А.Л.ШТЕЙНЛЕ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru