Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Смоленская область


СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2012 г. по делу № 3-17/2012

Смоленский областной суд в составе:
председательствующего: судьи Назаренко Т.Н.,
при секретаре: Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Смоленской области о признании недействующей части 3 статьи 14 областного закона от 03.05.2005 № 29-з "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области" (в редакции областного закона от 30.09.2011 № 69-з),

установил:

И.о. прокурора Смоленской области обратился в Смоленский областной суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 статьи 14 областного закона от 03.05.2005 № 29-з "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области" (в редакции областного закона от 30.09.2011 № 69-з), предусматривающей право лица, замещающего не менее одного года должность государственной гражданской службы Смоленской области категории "Б" в день увольнения с государственной гражданской службы Смоленской области в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта на выплату единовременной выплаты в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности государственной гражданской службы Смоленской области.
В обосновании заявления прокурор сослался на статьи 4, 6 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающие принципы гражданской службы, в том числе, принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, и предусматривающие взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий; статью 53 этого же закона, предусматривающую возможность установления гражданским служащим дополнительных государственных гарантий только в период прохождения государственной гражданской службы.
Кроме указанного, поскольку оспариваемой нормой закона установлена дополнительная гарантия только для гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Смоленской области категории "Б" после прекращения государственной гражданской службы, она, по мнению прокурора, носит дискриминационный характер, поскольку нарушает принцип равных условий прохождения гражданской службы независимо от должностного положения.
В судебном заседании представитель прокурора Афанасьева А.В. требования поддержала.
Представитель Смоленской областной Думы Г. требование не признала, ссылаясь на то, что закон принят Смоленской Думой в пределах полномочий указанного органа с соблюдением норм федерального законодательства.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 03.05.2005 г. Смоленской областной Думой принят областной закон № 29-з "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области". Закон опубликован в издании "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 25.05.2005, № 5 (часть 11), с. 27.
Областным законом от 30.09.2011 г. № 69-з внесены изменения в часть 3 статьи 14 областного закона № 29-з.
Областной закон № 69-з опубликован в издании "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" 03.10.2011, № 9 (часть 11), с. 50.
В соответствии с частью 3 статьи 14 вышеуказанного областного закона (в редакции областного закона от 30.09.2011 № 69-з), лицу, замещающему не менее одного года должность государственной гражданской службы Смоленской области категории "Б", в день увольнения с государственной гражданской службы Смоленской области в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта выплачивается единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности государственной гражданской службы Смоленской области.
Указанная норма оспаривается и.о. прокурором Смоленской области как противоречащая федеральному законодательству.
Вопросы установления основных и дополнительных государственных гарантий гражданских служащих урегулированы статьями 52, 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Статьей 53 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;
транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;
единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно Постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
иные государственные гарантии.
Анализ статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предоставляющей субъекту Российской Федерации право установления законами субъектов Российской Федерации иных государственных гарантий гражданских служащих, свидетельствует о том, что таковые государственные гарантии могут быть установлены только в период прохождения государственной гражданской службы.
Оспариваемой нормой закона Смоленской области дополнительная государственная гарантия гражданских служащих категории "Б" установлена в случае увольнения в связи с истечением действия срочного трудового контракта, т.е. после прекращения государственной гражданской службы.
Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы также урегулированы Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В частности, пункт 9 статьи 31 названного Федерального закона предусматривает, что при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Вышеназванным Федеральным законом не предусмотрена возможность установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительных гарантий для гражданских служащих при увольнении с гражданской службы.
Учитывая изложенное, исходя из единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения, принципа единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, установленных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статьи 4, 6), следует признать, что установление законом Смоленской области дополнительной государственной гарантии гражданских служащих в виде права на выплату единовременной выплаты в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности государственной гражданской службы Смоленской области противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, Смоленский областной суд усматривает и дискриминационный характер оспариваемой нормы, противоречие ее статье 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающей принцип равных условий прохождения гражданской службы независимо от должностного положения, поскольку оспариваемой нормой закона Смоленской области дополнительная государственная гарантия в виде единовременной выплаты в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им должности государственной гражданской службы Смоленской области права установлена только для гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы категории "Б".
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемой нормой закона Смоленской области установлена дополнительная гарантия не после прекращения государственной гражданской службы, а в период ее прохождения, поскольку в день увольнения лицо считается исполняющим обязанности государственной службы, являются несостоятельными. Названная выплата предусмотрена государственным служащим лишь при увольнении связи с увольнением) с государственной гражданской службы Смоленской области по истечении срока действия срочного служебного контракта.
Доводы о том, что оспариваемое правовое регулирование не является дискриминационным, поскольку вытекает из наличия особенностей осуществления профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, замещающих различные должности государственной гражданской службы, что, в частности, проявляется в различном правовом регулировании одних и тех же вопросов для отдельных категорий государственных гражданских служащих (например, вопросов порядка присвоения классных чинов государственной гражданской службы, предоставления отпусков государственным гражданским служащим - статьи 11 и 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации") также не могут быть приняты во внимание по вышеприведенным судом мотивам.
Полагая, что осуществленное субъектом Российской Федерации правовое регулирование, содержащееся в части 3 статьи 14 вышеуказанного областного закона осуществлено с превышением компетенции субъекта Российской Федерации и противоречит федеральному законодательству, Смоленский областной суд находит, что часть 3 статьи 14 названного закона подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, Смоленский областной суд

решил:

Требования и.о. прокурора Смоленской области удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления решения суда в законную силу часть 3 статьи 14 областного закона от 03.05.2005 № 29-з "О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области" (в редакции областного закона от 30.09.2011 № 69-з), предусматривающей лицу, замещающему не менее одного года должность государственной гражданской службы Смоленской области категории "Б", в день увольнения с государственной гражданской службы Смоленской области в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта выплату единовременной выплаты в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой должности государственной гражданской службы Смоленской области.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Смоленский областной суд.

Председательствующий
Т.Н.НАЗАРЕНКО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru