Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2010 г. по делу № А66-1849/2010

Резолютивная часть оглашена 25 мая 2010 г.
Арбитражный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Владимировой Г.А., судей Басовой О.А., Рощиной С.Е., при ведении протокола секретарем Воронцовой Д.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Твери "Городской электрический транспорт", г. Тверь
к ответчику Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь,
третье лицо: Открытое акционерное общество "Тверская энергосбытовая компания", г. Тверь; эксперт Шурмина Е.Г.,
при участии прокурора Тверской области,
о признании недействующим нормативного акта ответчика в части.
В заседании приняли участие:
от заявителя - Шихалев А.В. по доверенности; Зубков А.А., по доверенности,
от ответчика - Волченко В.С., по доверенности;
от ОАО "ТЭК" - Андреев А.С. представитель по доверенности,
прокурор - Филлипова В.Н., удостоверение;
эксперт - Шурмина Е.Г., по доверенности

установил:

Муниципальное унитарное предприятие г. Твери "Городской электрический транспорт" (далее заявитель, предприятие, МУП "ГЭТ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о проверке на соответствие приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области (далее ответчик) от 30.06.2009 г. № 81-нп "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Тверская энергосбытовая компания", на основании которого производился расчет платы за электроэнергию, потребленную МУП "ГЭТ" в 2009 году и просит признать недействительным упомянутый приказ ответчика.
Требования мотивированы превышением предельного уровня тарифа за потребленную электроэнергию в Тверской области, что привело к образованию задолженности перед поставщиком электроэнергии в 2009 г.
В ходе судебного разбирательства предмет спора заявителем уточнен: просит признать недействующим приказ Региональной энергетической комиссии Тверской области от 30.06.2009 г. № 81-нп "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Тверская энергосбытовая компания", в части подпункта 2.1.3. приложения № 1 к названному Приказу, как несоответствующего статьям 2, 4, 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". По мнению заявителя, принятие названного нормативного правового акта ответчика в оспариваемой части нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности, возлагая на него обязанность по уплате денежных средств за передачу электрической энергии по незаконно установленным тарифам и размерам платы за услуги по передаче электрической энергии, препятствует нормальной деятельности предприятия.
Ответчик заявленные требования не признал, сославшись на неподведомственность спора арбитражному суду в связи с истечением срока действия оспариваемого нормативного акта, а также установления оспариваемого тарифа в соответствии с действующим законодательством, поскольку Приказом № 81-нп приведен в соответствие с действующим законодательством Приказ № 391-нп от 25.12.2008 "О тарифах на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей ОАО "Тверская энергосбытовая компания". При этом РЭК Тверской области в середине периода регулирования тарифы на электрическую энергию не изменяла, а установила на том же уровне.
ОАО "Тверская энергосбытовая компания" возразила против удовлетворения заявления, поскольку заявителем выбран не тот способ защиты, права оспариваемым актом не нарушены, ошибочно применены нормы права, которые спорные отношения не регулируют.
Прокуратура Тверской области заявленные требования не поддержала, считает, что оснований для признания недействующей оспариваемой нормы нет.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон и третьего лица следует: МУП "ГЭТ" относится к прочим потребителям ОАО "ТЭК", которое получает электрическую энергию в диапазоне СН-11 и НН с годовым числом часов использования заявленной мощности от 5001 до 6000.
Приказом от 25.12.2008 № 391-нп "О тарифах на электрическую энергию и мощность промышленным и приравненным к ним потребителям, отпускаемую ОАО "Тверская энергосбытовая компания" Региональная энергетическая комиссия Тверской области установила и ввела в действие на период с 01.01.2009 по 31.12.2009 тарифы на электрическую энергию и мощность, отпускаемую ОАО "Тверская энергосбытовая компания".
Заявитель согласно договору с ОАО "Тверская энергосбытовая компания" расчеты в первом полугодии 2009 года проводил в соответствии со средним тарифом, установленным Приказом от 25.12.2008 г. № 391-нп. Приказом Федеральной службы по тарифам России от 20.04.2009 № 92-к, в частности, отменен приказ РЭК Тверской области от 25.12.2008 г. № 391-нп. РЭК Тверской области предписано установить и ввести в действие с 01.05.2009 г. тарифы на электрическую энергию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
30 июня 2009 года Региональная энергетическая комиссия Тверской области приказом № 81-нп установила и ввела в действие на период по 31 декабря 2009 года тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Тверская энергосбытовая компания". Упомянутый приказ ответчика опубликован в газете "Тверская жизнь" 04.07.2009 г. (приложение специальный выпуск № 15). В частности, для прочих потребителей, к которым отнесен заявитель, тариф составил по диапазонам напряжения СН-11 и НН соответственно 2946 и 3880 руб./тыс. кВт.ч (по отмененному приказу заявитель оплачивал 246 коп./кВт.ч и 330 коп./кВт.ч соответственно).
Считая, что установление упомянутого тарифа проведено ответчиком с нарушением закона, заявитель обратился в арбитражный суд с названым требованием.
Суд считает заявление необоснованным в связи со следующими обстоятельствами.
В силу пункта 5 статьи 23 Федерального закона РФ "Об электроэнергетике" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 211-ФЗ) и статьи 7.1. Федерального закона РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 11.02.99 г. № 33-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 6-ФЗ, от 26.03.2003 г. № 38-ФЗ, от 07.07.2003 г. № 125-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 30.12.2004 г. № 211-ФЗ, от 07.07.2003 г. № 125-ФЗ) данный спор арбитражному суду подведомственен.
Поскольку согласно оспариваемому приказу ответчика плата за потребляемую электроэнергию для заявителя изменилась в сторону увеличения, суд пришел к выводу о необходимости рассмотреть данный спор по существу, не смотря на то, что срок действия названного нормативного акта истек.
Согласно статье 2 Закона № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона № 41-ФЗ срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 (далее - Правила № 109) предусмотрено, что тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие указанного пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Согласно статье 6 Закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы, закрепленные в статье 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ:
- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;
- обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;
- обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направляемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности (включая ядерную и радиационную безопасность) Российской Федерации, осуществляемое путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, страховых фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств;
- создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;
- определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;
- выбор поставщиков энергетического оборудования и подрядных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе;
- учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Пунктом 64 Методических указаний (в редакции Приказа ФСТ от 21.10.2008 № 209-э/1) установлено, что одноставочный тариф (цена) покупки электрической энергии (мощности), поставляемой потребителям и покупателям - субъектам розничного рынка (кроме населения), рассчитывается исходя из ставок за электрическую энергию и мощность и дифференцируется в зависимости от числа часов использования заявленной мощности. Дифференциация устанавливается для следующих диапазонов годового числа часов использования заявленной мощности: от 7001 и выше; от 6001 до 7000 часов; от 5001 до 6000 часов; от 4001 до 5000 часов; от 3001 до 4000 часов; от 2000 до 3000 часов; менее 2000 часов. Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов имеет право не дифференцировать диапазоны годового числа часов использования заявленной мощности менее 5000 часов.
В соответствии с пунктами 14, 16, 17, 21, 22, 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, экспертиза по делу об установлении тарифов (цен) проводится штатными экспертами регулирующего органа либо независимыми экспертами.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 332 издано 30.06.2004, а не 03.06.2004.

Поскольку Методические указания не предусматривают установление одноставочного среднего тарифа, не дифференцированного в зависимости от числа часов использования мощности, ФСТ отменила Приказ № 391-нп и обязала РЭК установить тарифы в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с Положением о федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.06.2004 № 332, Федеральная служба по тарифам России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, в том числе по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
К полномочиям ФСТ России отнесены, в том числе: согласование решений об утверждении тарифов на электрическую энергию, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов; а также осуществление в установленном порядке отмены решений об утверждении тарифов на электрическую энергию, утвержденных органами исполнительной власти субъектов РФ.
Приказ ФСТ России № 92-к от 20.04.2009 г. никем не оспорен и не отменен.
Все необходимые экономические показатели, в том числе сумма экономически обоснованных расходов, относимых на себестоимость услуг по передаче электрической энергии, содержатся в выполненном заключении по расчету сбытовой надбавки и формированию НВВ ОАО "Тверская энергосбытовая компания" на 2009 год, положенном в основу принятия тарифов.
Приказом № 81-нп тарифы установлены согласно требованиям Методических указаний и других действующих нормативных актов, соответствуют предельным уровням тарифов на 2009 год, установленным приказом ФСТ от 05.08.2008 № 127-э/1 (л.д. 118).
В связи с тем, что Приказ № 81-нп принят во исполнение Приказа ФСТ от 20.04.2009 № 92-к, которым отменены ранее действовавшие тарифы как не соответствующие законодательству, довод заявителя о неправомерности введения новых тарифов до истечения года отклоняется.
Кроме того, ранее арбитражным судом рассмотрено дело № А66-8977/2009 по заявлению Открытого акционерного общества "Концерн Росэнергоатом", г. Москва к Региональной энергетической комиссии Тверской области, г. Тверь о признании приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области № 81-нп от 30.06.2009 г. "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Тверская энергосбытовая компания" не соответствующим требованиям ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ от 14.04.1995 г., пункту 21 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2006 № 109 по которому 30.11.2009 г. принято решение, вступившее в законную силу.
Оспариваемый приказ РЭК Тверской области признан соответствующим требованиям Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
На основании изложенного, приказ ответчика № 81-нп в оспариваемой части соответствует статьям 2, 4, 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 167 - 170, 192 - 196 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области

решил:

в удовлетворении заявления Муниципального унитарного предприятия г. Твери "Городской электрический транспорт" о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Тверской области от 30.06.2009 г. № 81-нп "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Тверская энергосбытовая компания", в части подпункта 2.1.3. приложения № 1 к названному приказу, как несоответствующего статьям 2, 4, 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", отказать.
Признать подпункт 2.1.3. Приложения № 1 к Приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области от 30.06.2009 г. № 81-нп "О тарифах на электрическую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Тверская энергосбытовая компания" соответствующим статьям 2, 4, 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Копии решения в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направляются лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Г.А.ВЛАДИМИРОВА

Судьи
О.А.БАСОВА
С.Е.РОЩИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru