Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2012 г. по делу № 44-Г-55/2012

I инст. Судья: Плотникова Л.В.
II инст. Судьи: Колчеданцева А.Г. (председ.)
Хан Р.А. (докл.)
Чаус И.А.

Президиум Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Кунышева А.Г.
членов президиума Кашириной Е.П., Смирнова В.П.,
Балакиной Н.В.
при секретаре Мясниковой М.Н.
рассмотрел в заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска на определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 февраля 2012 года по иску В.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Карнауховой Т.А., объяснения В.С. и его представителя Асиновского А.Б., возражавших против доводов кассационной жалобы и полагавших определение судебной коллегии законным и обоснованным, президиум

установил:

В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска (далее по тексту - Пенсионный фонд), ссылаясь на то, что он приобрел необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности и поселках городского типа.
Решением комиссии по пенсионным вопросам Пенсионного фонда от 22 апреля 2011 года ему было отказано в назначении пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В специальный стаж для назначения пенсии не были включены, с использованием льготного порядка исчисления (один год работы за один год и шесть месяцев), периоды работы с 1 июня 1995 года по 15 июня 1999 года в арендном предприятии "Санаторий Увильды", с 16 июня 1999 года по 18 мая 2000 года - в производственном кооперативе "Санаторий Увильды", с 19 мая 2000 года по 20 августа 2003 года - в ОАО "Санаторий Увильды", с 21 августа 2003 года по 12 апреля 2011 года - в ООО "Эстетцентр Увильды" в должности врача анестезиолога-реаниматолога. Полагал, что пенсия должна быть назначена с 12 апреля 2011 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 11 ноября 2011 года в иске отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 февраля 2012 года решение Калининского районного суда г. Челябинска от 11 ноября 2011 года отменено, принято новое решение, которым Пенсионный фонд обязан включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы В.С. с 1 июня 1995 г. по 21 августа 2003 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации в арендном предприятии "Санаторий Увильды", производственном кооперативе "Санаторий Увильды", ОАО "Санаторий Увильды", с 21 августа 2003 г. по 12 апреля 2011 г. в ООО "Эстетцентр Увильды" в исчислении один год работы за один год и шесть месяцев и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 12 апреля 2011 года.
В кассационной жалобе, поданной 27 февраля 2012 года, Пенсионный фонд просит отменить определение судебной коллегии, ссылаясь на существенное нарушение судом второй инстанции норм материального права.
Определением судьи Челябинского областного суда Карнауховой Т.А. от 25 апреля 2012 года гражданское дело передано в суд кассационной инстанции для рассмотрения по существу.
Все участвующие в деле лица о передаче дела с кассационной жалобой Пенсионного фонда в суд кассационной инстанции и о дне слушания дела извещены.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче дела в суд кассационной инстанции, проверив материалы дела, президиум находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для отмены судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта I статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом в стаж, дающий право на пенсию, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 6 сентября 1991 г. № 464; периоды работы с 1 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года - согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066; периоды работы с 14 ноября 2002 года - в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, а также Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
В.С. работал с 1 июня 1995 г. по 21 августа 2003 г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации хирургического центра в арендном предприятии "Санаторий Увильды", производственном кооперативе "Санаторий Увильды" (с 16 июня 1999 г.), ОАО "Санаторий Увильды" (с 19 мая 2000 г.), в ООО "Эстетцентр Увильды" (с 21 августа 2003 г.), что не оспаривается сторонами и подтверждено материалами дела.
Удовлетворяя требования В.С. и засчитывая в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, год работы как год и шесть месяцев, суд второй инстанции указал, что такое исчисление стажа за период с 1995 г. по октябрь 1999 г. он имеет на основании Списков, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, согласно которым санатории относятся к группе санаторно-курортных учреждений здравоохранения. Поэтому в период с 1 июня 1995 г. по 1 ноября 1999 г. (время действия Списка № 464) арендное предприятие, производственное предприятие, акционерное общество "Санаторий Увильды" подпадали под формулировку "учреждение всех форм собственности", и потому работа должна быть засчитана в льготном исчислении.
Однако такой вывод судебной коллегии сделан с существенным нарушением норм материального права.
Суд второй инстанции не учел, что при исчислении выслуги для определения права на пенсию за выслугу лет за период работы до 1 ноября 1999 г., в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 засчитывается работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии. При этом льготное исчисление выслуги - как год и шесть месяцев, предусмотренное абзацем 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, применяется только при работе в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения.
Действующим с 1 ноября 1999 года по 12 ноября 2002 года Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, предусмотрено:
- в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" - отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28 - 31 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в клиниках и медико-санитарных частях. - в разделе "Наименование должностей" - должность врачи анестезиологи-реаниматологи.
Соответственно, для включения периода работы истца до 1 ноября 1999 года и с 1 ноября 1999 года по 12 ноября 2002 года в специальный лечебный стаж в льготном порядке как один год за один год и шесть месяцев необходимо, чтобы в названный период он работал в указанных учреждениях здравоохранения и такое право имеют врачи анестезиологи-реаниматологи отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) для реанимации и интенсивной терапии стационаров больничных учреждений, диспансеров и родильных домов, отделений экстренной и планово-консультативной помощи, групп анестезиологии-реанимации станций (отделений) скорой медицинской помощи учреждений здравоохранения.
Кроме того, пунктом 21 раздела "Наименование учреждений" Списка № 781 к учреждениям здравоохранения, работа в которых в должности врача анестезиолога-реаниматолога предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предусмотрены санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных с ревматизмом, психоневрологические.
В материалах дела не имеется доказательств того, что в период с 1 ноября 1999 г. лечебно-профилактическое учреждение профсоюзов санаторий "Курорт Увильды" и учреждения, в которых работал истец, осуществляли в установленном законом порядке лицензированную деятельность по лечению больных, предусмотренных списком.
Производственный кооператив "Санаторий Увильды", ОАО "Санаторий Увильды", ООО "Эстетцентр Увильды" не являются специализированным и не относятся к санаториям, перечень которых содержится в Списке, утвержденном 29 октября 2002 г. Более того, ООО "Эстетцентр Увильды" является самостоятельным коммерческим предприятием, не входящим в структуру санатория, созданным для извлечения прибыли.
Перечнем структурных подразделений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, не предусмотрено право на льготное исчисление стажа врачебной деятельности врачам анестезиологам-реаниматологам таких учреждений как арендные предприятия, производственные кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, видом деятельности которых является осуществление медицинской деятельности.
Включая период работы с 19 мая 2000 года по 20 августа 2003 года - в ОАО "Санаторий Увильды", с 21 августа 2003 года по 12 апреля 2011 года - в ООО "Эстетцентр Увильды" в должности врача анестезиолога-реаниматолога как работу в стационаре - структурном подразделении организации, судебная коллегия сослалась на п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года.
Суд второй инстанции указал, что в соответствии с пунктом 6 Правил существенным обстоятельством является наличие стационарных условий работы и работа в таких структурных подразделениях организаций, как стационар, тогда как наличие в структуре санатория "Увильды" хирургического отделения стационарного типа подтверждено документами.
Между тем такой вывод суда второй инстанции сделан с существенным нарушением норм материального права.
В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в том числе, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Однако пункт 6 Правил следует применять в совокупности с Пунктом 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в котором предусмотрена должность врача анестезиолога-реаниматолога в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Таким образом, Перечнем предусмотрены структурные подразделения создаваемые в учреждениях здравоохранения - это отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Таких структурных подразделений в учреждениях, в которых работал истец, не создано. Доказательств того, что в учреждении имеются структурные подразделения - отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, нет.
Перечнем же структурных подразделений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, не предусмотрено право на льготное исчисление стажа врачебной деятельности врачам анестезиологам-реаниматологам таких учреждений как арендные предприятия, производственные кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, медицинские центры видом деятельности которых является осуществление медицинской деятельности.
Вывод же суда второй инстанции о том, что наличие в санатории "Увильды" хирургического отделения стационарного типа на 12 коек является достаточным основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и льготного исчисления стажа, не основан на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, поскольку п. 6 Правил предусматривает зачет стажа при работе в структурных подразделениях учреждений здравоохранения, а не в стационарах.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что для назначения досрочной трудовой пенсии по старости необходимо наличие специального стажа работы в соответствующих должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, является правильным. Является правильным и вывод суда первой инстанции о том, что по существу истцом заявлены требования об установлении тождественности арендного предприятия "Санаторий Увильды", производственного кооператива "Санаторий Увильды", ОАО "Санаторий Увильды", ООО "Эстетцентр Увильды" любому из указанных в перечне медицинских учреждений, поскольку в номенклатуру учреждений здравоохранения арендные предприятия, производственные кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не включены.
Право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.
С учетом этого, суд решением не вправе был давать расширительное толкование подлежащих применению Списков.
Допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, приведшими к неправильному разрешению спора и служат основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

постановил:

определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 2 февраля 2012 года отменить, оставить в силе решение Калининского районного суда г. Челябинска от 11 ноября 2011 года.

Председательствующий
А.Г.КУНЫШЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru