Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2012 г. по делу № 44-г-76\2012

1 инстан. судья Абдрахманова И.Р.
2 инстан. судьи: Терюшова О.Н. (предс.),
Хан Р.А. (докл.), Бунчук О.В.

Президиум Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Кунышева А.Г.
членов президиума Кашириной Е.П., Козловой Н.В.,
Смирнова В.П., Балакиной Н.В.
при секретаре Мясниковой М.Н.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе М. определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 марта 2012 г. по иску М. администрации Курчатовского района г. Челябинска, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о понуждении выдать государственный жилищный сертификат.
Заслушав доклад судьи Загвоздиной Л.Ю., пояснения представителя администрации Курчатовского района г. Челябинска К., президиум

установил:

М. в суд с иском к администрации Курчатовского района г. Челябинска, Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, в котором после уточнения исковых требований просила возложить на ответчиков обязанность установить ее очередность в списке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении "М" (ПО "М"), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с датой первоначальной постановки на учет по прежнему месту жительства в с. Муслюмово Кунашакского района Челябинской области, то есть с 27 ноября 1997 г. Также просила обязать ответчиков выдать ей государственный жилищный сертификат в соответствии с этой очередностью. В обоснование заявленных требований указала, что имеет статус лица, подвергшегося радиационному воздействию вследствие аварии на ПО "М", в период с 27 ноября 1997 г. по 2003 г. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в с. Муслюмово. В связи со сменой места жительства, с 8 апреля 2004 г. встала на жилищный учет в администрации Курчатовского района г. Челябинска. Поскольку первоначально она была поставлена на жилищный учет в более ранний срок, свои жилищные условия не улучшила, просила установить дату принятия ее на учет с 27 ноября 1997 г.
Представитель ответчика - администрации Курчатовского района г. Челябинска иск не признал, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для изменения даты принятия М. жилищный учет.
Представитель ответчика - Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области в судебное заседание не явился.
Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 11 ноября 2011 г. на администрацию Курчатовского района г. Челябинска возложена обязанность установить М. в списке граждан - получателей социальной выплаты, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "М" в соответствии с датой постановки на учет в администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области с 27 ноября 1997 г. Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области обязано выдать М. жилищный сертификат, согласно очередности в списке граждан - получателей социальной выплаты, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "М".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 марта 2012 г. решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 11 ноября 2011 г. отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных М.
В кассационной жалобе, поданной 26 апреля 2012 г., М. отменить определение судебной коллегии, ссылаясь на существенное нарушение судом при рассмотрении дела норм материального права.
Определением судьи Челябинского областного суда Загвоздиной Л.Ю. от 6 июля 2012 г. кассационная жалоба с гражданским делом переданы для рассмотрения по существу в президиум Челябинского областного суда.
Все участвующие в деле лица о передаче дела с жалобой в суд кассационной инстанции и о дне слушания дела извещены.
Основания для пересмотра дела в кассационном порядке установлены ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей возможность отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в исключительных случаях, когда допущенные судом существенные нарушения норм материального или процессуального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и определения о передаче дела в суд кассационной инстанции, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Исходя из принципа диспозитивности, при рассмотрении дела по существу суд кассационной инстанции должен проверить правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалоб (ч. 2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Вместе с тем, в интересах законности президиум полагает необходимым выйти за пределы доводов кассационной жалобы М. проверить законность вынесенного судом первой инстанции решения, поскольку районным судом при разрешении спора также были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Отсутствие в кассационной жалобе заявителя доводов в обоснование несогласия с решением районного суда не является препятствием для его рассмотрения в кассационном порядке. Обеспечение правильного применения по рассматриваемому делу норм материального права является публично-правовой обязанностью суда, что следует из содержания ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой одной из задач гражданского судопроизводства является правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел, а гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "М" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", ст. ст. 13, 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО "М", и нуждающимся в улучшении жилищных условий, обеспечение жилой площадью производится путем предоставления социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153. Согласно утвержденным данным постановлением Правительства РФ Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", учет указанной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ст. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153).
Как установлено судом при рассмотрении дела, М. г. рождения, является инвалидом 2 группы в связи с заболеванием, связанным с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами в результате радиационной аварии на ПО "М". Истица состояла в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий как пострадавшая от деятельности ПО "М" по месту жительства в с. Муслюмово Кунашакского района Челябинской области с 27 ноября 1997 г. Впоследствии, в связи со сменой места жительства на основании поданного ею заявления принята на учет для улучшения жилищных условий по списку лиц, подвергшихся радиации вследствие аварии на ПО "М" в Курчатовском районе г. Челябинска на основании постановления главы администрации Курчатовского района г. Челябинска от 8 апреля 2004 г.
Удовлетворяя заявленный М. и возлагая на администрацию Курчатовского района г. Челябинска обязанность установить М. в списке граждан - получателей социальной выплаты, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО "М" в соответствии с датой постановки на учет в администрации Муслюмовского сельского поселения с 27 ноября 1997 г., суд первой инстанции исходил из того, что принятие истца на учет для улучшения жилищных условий по списку "М" одним органом местного самоуправления не дает право ответчику исчислять срок постановки на учет с момента вторичного обращения в другой орган местного самоуправления.
С данным выводом районного суда обоснованно не согласилась судебная коллегия.
В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" постановка на учет получателей социальной выплаты органами местного самоуправления носит заявительный порядок. Поскольку обращение М. администрацию Курчатовского района с соответствующим заявлением последовало в 2003 г., оснований для учета истца в списке лиц указанной категории по данному муниципальному образованию с даты такой постановки на учет по прежнему месту жительства в с. Муслюмово у администрации Курчатовского района г. Челябинска не имелось.
Между тем, отказывая М. иске к Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, судебная коллегия не учла, что финансирование вышеназванной подпрограммы осуществляется из средств федерального бюджета, а не за счет муниципальных образований, которые ведут учет указанной категории граждан по своему муниципальному образованию.
Как следует из п. п. 24, 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из содержания вышеуказанных правовых норм, денежные средства на социальные выплаты, имеющие адресный характер, распределяются исходя из даты постановки гражданина на учет не по конкретному муниципальному образованию, а исходя из даты его постановки на учет в субъекте федерации согласно сводному списку.
Из материалов дела следует, что с момента постановки М. учет в администрации Муслюмовского сельского поселения с 27 ноября 1997 г. ее жилищные условия не улучшились, основания, по которым она принималась на такой учет, не изменились. Ответчиками данные обстоятельства не оспаривались, как не оспаривалось и право последней на предоставление меры социальной поддержки. При указанных обстоятельствах, право М. на учете граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении "М", состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, должно быть определено с даты первой ее постановки на учет - с 27 ноября 1997 г. Учитывая, что сводный список формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обязанность по установлению М. в списке с 27 ноября 1997 г. и выдаче сертификата должна быть возложена на Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судами нижестоящих инстанций установлены, однако допущена ошибка в применении норм материального права, суд кассационной инстанции находит возможным, отменяя судебные постановления по делу в вышеуказанной части, принять новое решение об удовлетворении заявленных М. с Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум

постановил:

отменить определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 марта 2012 г. в части отказа М. иске к Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области.
Принять по делу новое решение:
Возложить на Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области обязанность установить М. в сводном списке граждан - получателей социальной выплаты, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении "М", в соответствии с датой постановки на учет в администрации Муслюмовского сельского поселения Кунашакского района Челябинской области с 27 ноября 1997 г. и выдать М. жилищный сертификат, согласно очередности в списке граждан - получателей социальной выплаты, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении "М".

Председательствующий
А.Г.КУНЫШЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru