Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2012 г. по делу № А79-5581/2012

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии под председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ф. г. Чебоксары к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 29.02.2012,
при участии: представителя заявителя - В., по доверенности от 02.04.2012, представителя ИФНС по г. Чебоксары - ведущего специалиста-эксперта М., по доверенности от 07.11.2011 № 05-22/270,

установил:

индивидуальный предприниматель Ф. обратился в суд с заявлением к Инспекции ФНС по городу Чебоксары о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления.
Указывает, что оспариваемым постановлением он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 3 000 руб. Считает, что постановление административного органа является незаконным. Так, основанием для признания заявителя виновным послужил факт применения им контрольно-кассовой техники, которая 04.03.2011 снята с учета в налоговом органе в связи с истечением нормативного срока амортизации.
Однако налоговым органом уведомление об истечении предельного срока эксплуатации ККМ Меркурий 130Ф, заводской номер 75064 по месту жительства индивидуального предпринимателя не направлялось. Это свидетельствует о ненадлежащем исполнении Инспекцией ФНС своих обязанностей.
Кроме этого, при принятии оспариваемого постановления налоговый орган не рассмотрел вопрос о возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту совершенного правонарушения. Полагает, что с учетом конкретных обстоятельств дела правонарушение должно быть признано малозначительным.
В заседании суда представитель заявителя поддержал требование о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС по городу Чебоксары от 29.02.2012 и привел изложенные в заявлении доводы. Указывает также, что индивидуальным предпринимателем не оспаривается факт совершенного правонарушения. Ввиду занятости он не мог участвовать как при составлении протокола об административном правонарушении, так и принятии оспариваемого постановления.
Вместе с тем, в имеющемся в материалах дела уведомлении о вручении почтового отправления от 10.03.2011 имеется отметка о его вручении адресату 12.03.2011, хотя подписи Ф. не имеется. Однако в выписке из сайта "Почта России" указывается, что корреспонденция адресату вручена 11.03.2011.
Просит также учесть, что использование контрольно-кассовой техники, исключенной из государственного реестра, не повлекло нарушения прав и интересов клиентов, кому-либо ущерб не причинен. В этой связи считает возможным признать совершенное ИП Ф. правонарушение малозначительным.
Инспекция ФНС по городу Чебоксары отзывом на заявление и ее представитель в ходе судебного заседания требование заявителя не признает. Указывает, что факт нарушения индивидуальным предпринимателем Ф. законодательства о применении контрольно-кассовой техники доказан материалами дела. Так, факт получения ИП Ф. уведомления налогового органа об исключении ККТ Меркурий-130Ф № 75064 из государственного реестра подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления. Кроме этого, из представленной заявителем выписки из сайта "Почта России" также усматривается вручение корреспонденции адресату. В этой связи привлечение Ф. к административной ответственности считает обоснованным.
Полагает, что применение контрольно-кассовой техника, исключенной из реестра, нарушает финансовую и налоговую дисциплину и поэтому совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав и оценив письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Как видно из материалов дела, Ф. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и внесен в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304212819100115.
Налоговым органом 09.02.2012 проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Ф. законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
Так, в ходе проверки принадлежащего индивидуальному предпринимателю Ф. киоска сотовой связи "Магия-фото", находящегося по ул. Пролетарская, дом 21/22 г. Чебоксары, Инспекцией выявлено оказание индивидуальным предпринимателем услуг по пополнению лицевого счета сотового телефона. Факт оказанных услуг клиенту подтверждается контрольно-кассовым чеком, напечатанным с применением контрольно-кассовой машины "Меркурий-130Ф", заводской номер 75064, объяснениями оператора Е. (л.д. 33). При этом названная ККТ была снята с учета в налоговом органе в связи с истечением нормативного срока амортизации. Информация о снятия упомянутой кассовой техники с учета направлена Ф. 10.03.2012, и получена последним 12.03.2012.
По факту обнаруженного правонарушения налоговым органом возбуждено дело об административном правонарушении, 20.02.2012 в отношении ИП Ф. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела 29.02.2012 принято постановление о привлечении индивидуального предпринимателя Ф. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 3 000 руб. При этом индивидуальный предприниматель был своевременно и надлежащим образом извещен о времени составлении протокола и принятии постановления.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона; осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
Часть 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве наказуемого деяния предусматривает неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.
В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено пунктом 1 статьи 3 Закона).
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что на момент проведения налоговым органом проверки принадлежащая предпринимателю контрольно-кассовая техника Меркурий 130-Ф, заводской номер 75064 была фактически исключена из государственного реестра в связи с истечением нормативного срока амортизации.
Так, в силу пункта 5 статьи 3 упомянутого выше Закона в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Согласно пункту 19 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями", в случае истечения нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно. При этом налоговый орган уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной контрольно-кассовой техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.
Суд считает несостоятельными доводы заявителя о неуведомлении Ф. об исключении контрольно-кассовой техники Меркурий-130Ф из государственного реестра, поскольку направление уведомления № 5323 Ф. и получение его последним подтверждается уведомлением о вручении (см. л.д. 22). Изложенное находит свое подтверждение и информацией с сайта "Почта России", представленной представителем заявителя.
Контрольно-кассовая техника Меркурий-130Ф, дата выпуска 2003 года, была зарегистрирована индивидуальным предпринимателем в налоговом органе 04.03.2004.
Необходимо учесть, что согласно Правилам ведения государственного реестра контрольно-кассовой техники, а также требования к его структуре и составу сведений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2007 № 39, срок амортизации ККТ составляет не более семи лет.
Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники в силу части 2 статьи 14.5 КоАП РФ влечет привлечение к административной ответственности в виде штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает обоснованным привлечение индивидуального предпринимателя Ф. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере три тысячи рублей.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, налоговым органом не допущено.
Доводы представителя заявителя о том, что ввиду отсутствия ущерба действиями индивидуального предпринимателя и отсутствия нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц содеянное индивидуальным предпринимателем необходимо признать малозначительным правонарушением, следует признать несостоятельными.
Согласно пунктам 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Вина ИП Ф. заключается в том, что при необходимой степени осмотрительности и заботливости он имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял достаточных мер для его соблюдения.
В рассматриваемой ситуации угроза охраняемым общественным отношениям заключается в длительном использовании индивидуальным предпринимателем ККТ, исключенной из государственного реестра, пренебрежительном отношении им к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Вопрос о судебных расходах судом не рассматривается, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

индивидуальному предпринимателю Ф. г. Чебоксары отказать в удовлетворении заявления к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 29.02.2012 № 23-90.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru