Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2011 г. по делу № А03-5678/2011

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2011 года.
Решение суда в полном объеме изготовлено 09 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи С., при ведении протокола судебного заседания Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "В" (ИНН 2221064060 ОГРН 1042201872800), г. Барнаул,
к муниципальному унитарному предприятию "Д" Ленинского района г. Барнаула (ИНН 2223050506 ОГРН 1052202100763), г. Барнаул,
о разрешении разногласий, возникших при заключении договора
при участии в заседании представителей сторон:
от истца - В., доверенность № 2 от 11.01.2011 года, паспорт,
от ответчика - А., доверенность от 29.10.2010 года, водительское удостоверение,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью" "В" (далее - водоканал, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию "Д" Ленинского района г. Барнаула (далее - предприятие, ответчик) о разрешении разногласий, возникших при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № 3720 от 01 декабря 2010 года, просит пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.6., 3.2.2, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.6, 3.4.7, 3.4.10, 3.4.13, 3.4.16, 3.4.19, 4.1, 4.5, 4.7, 4.8, 4.9, 5.1, 5.6, 6.2, 7.1 принять в редакции истца, изложенной в договоре и протоколе согласования разногласий.
Требования истца основаны на статьях 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства истец в связи с согласованием сторонами условий договора по пунктам 1.2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 2.9, 3.2.2, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.6, 3.4.7, 3.4.13, 3.4.19, 4.1, 4.9, 6.2, отказался от иска в этой части, в остальной части требований, просит принять спорные пункты договора в редакции водоканала.
Ответчик в отзыве на иск указал, что считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, настаивает на своей редакции спорных пунктов.
Рассмотрев отказ истца от иска в части пунктов 1.2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.6, 2.7, 2.9, 3.2.2, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.6, 3.4.7, 3.4.13, 3.4.19, 4.1, 4.9, 6.2 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что данный отказ не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и интересы других лиц, арбитражный суд принимает отказ истца от исковых требований и прекращает производство по делу в данной части на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, проанализировав обстоятельства спора и представленные доказательства, арбитражным судом установлено следующее.
Между обществом с ограниченной ответственностью "В" (водоканал) и муниципальным унитарным предприятием "Д" Ленинского района г. Барнаула (абонент) возник спор при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № 3720 от 01.12.2010 г., в отношении конкретных условий договора, а именно по пунктам 1.1, 2.4, 3.4.10, 3.4.16, 3.4.19, 4.5, 4.7, абзацы 5 и 6 пункта 4.8, 5.1, 5.6.
Водоканал направил предприятию проект договора № 3720. Данный проект подписан ответчиком с протоколом разногласий.
Рассмотрев протокол разногласий, истец, не согласившись по ряду предложенных абонентом условий договора, направил последнему письмом от 27.12.2010 г. протокол согласования разногласий (л.д. 36 - 44).
Поскольку стороны не согласовали редакцию спорных пунктов договора, водоканал обратился в суд с иском об урегулировании преддоговорного спора, путем принятия спорных пунктов договора в редакции истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Общество с ограниченной ответственностью "В" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляет отпуск питьевой воды и прием сточных вод потребителям, следовательно, является ресурсоснабжающей организацией.
Муниципальное унитарное предприятие "Д" Ленинского района г. Барнаула является управляющей компанией, обязанной в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации оказывать коммунальные услуги гражданам, в связи с чем является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Договор на отпуск питьевой воды является публичным договором, его заключение для ответчика является обязательным, оснований, дающих ему право отказаться от заключения договора, установленных законодательством, не имеется. Кроме того, в пункте 6.4 договора № 3720, предусмотрено, что споры по заключению договора рассматриваются по иску любой из заинтересованных сторон, таким образом, сторонами достигнуто соглашение о передаче преддоговорных споров на разрешение арбитражного суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 и статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами; договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Пункт 1.1. проекта договора в редакции истца изложен следующим образом: "Водоканал обязуется осуществлять абоненту отпуск питьевой воды и прием сточных вод, а абонент обязуется оплачивать полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды, а также выполнять все обязательства, предусмотренные настоящим договором и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999 г. (в дальнейшем Правила № 167).
При этом истец ссылается на пункт 5 данных Правил, в силу которого они обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Ответчик предлагает пункт 1.1 изложить в следующей редакции: "Водоканал обязуется осуществлять абоненту отпуск питьевой воды и прием сточных вод, а абонент обязуется принимать меры по своевременной оплате полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод нанимателями, собственниками жилых помещений, арендаторами и собственниками нежилых помещений расположенных в домах обслуживаемых абонентом, по тарифам утвержденным администрацией г. Барнаула".
Абонент мотивирует свою позицию тем, что фактическими потребителями услуг истца являются граждане, проживающие в жилых домах, находящихся в управлении предприятия, которые и оплачивают поставленный коммунальный ресурс непосредственно истцу.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила № 167).
Из пункта 1 Правил № 167 следует, что "абонентом" является юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Согласно пункту 3 Правил № 167 настоящие Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила № 307), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В целях исполнения обязанности по предоставлению коммунальных услуг, предприятие как исполнитель коммунальных услуг на основании пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, обязано приобретать коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации. При этом отношения между организацией ВКХ и юридическими лицами регламентируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения № 167, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г., и договор между ними должен заключаться на условиях, предусмотренных названными Правилами.
Таким образом, действующим законодательством, регулирующим вопросы энергоснабжения, предусмотрено, что отношения между исполнителями коммунальных услуг, каковым является предприятие, и ресурсоснабжающей организацией регулируются Правилами № 167, следовательно, ответчик, являясь абонентом, обязан производить оплату питьевой воды и сброшенные сточные воды в соответствии с пунктом 69 вышеназванных Правил.
С учетом изложенного, редакция пункта 1.1 договора подлежит принятию в редакции водоканала.
В договоре водоканал предлагает первый абзац пункта 2.4 изложить следующим образом: "Установка приборов учета производится под техническим надзором с требованиями Правил. Приемка приборов учета оплачивается абонентом согласно калькуляции водоканала и оформляется двухсторонним актом. Прибор учета обслуживается абонентом. Абонент извещает водоканал о неисправности или истечении межповерочного срока средств измерений в трехдневный срок".
Предприятие предлагает исключить из данного пункта фразу "Приемка приборов учета оплачивается абонентом. Увеличить срок извещения водоканала до 10 дней".
Действующим законодательством в области коммунального хозяйства, в том числе Правилами № 167, а также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307), допускается оплата коммунальных услуг, которыми в настоящем случае являются водоснабжение и водоотведение, на основе усредненных показателей без применения приборов учета воды, в связи с чем, само водоснабжение и водоотведение может осуществляться и осуществляется без приборов учета потребленной энергии.
Таким образом, действующее законодательство не относит работы по приемке узлов и приборов учета воды к составной (неотъемлемой) части услуги водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - подлежат регулированию.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения на период 2011 года общества с ограниченной ответственностью "В" установлены решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.11.2010 г. № 108.
Согласно ответу данного Управления Алтайского края по государственному регулированию тарифов от 28.10.2011 г. следует, что при формировании тарифов для истца затраты по приему общедомовых приборов учета не были включены в тарифную составляющую.
Согласно пункту 22 Правил № 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с пунктом 7 Правил № 307 показания индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета используются не для расчетов с энергоснабжающей организацией, а для распределения между собственниками помещений в многоквартирном доме общего объема (количества) потребленной воды.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам предоставляет управляющая компания на основании договора, заключаемого компанией с каждым собственником.
Следовательно, собственники квартир не являются непосредственными абонентами водоканала, и включение в условия договора пункта, предусматривающего приемку приборов учета на возмездной основе, является правомерным.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2009 г. № Ф04-3656/2009.
В соответствии с пунктом 53 Правил № 167 в случае обнаружения неисправности средств измерений и необходимости их ремонта, а также по истечении межповерочного срока абонент не позднее чем в 3-дневный срок уведомляет об этом организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
При таких обстоятельствах, требования истца в части принятия пункта 2.4 договора в редакции водоканала, подлежит удовлетворению.
Пункт 3.4.10 договора в редакции ресурсоснабжающей организации гласит, что "абонент обязан своевременно производить оплату за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды".
Ответчик предлагает дополнить данный пункт следующей фразой "используемые на собственные нужды предприятия".
В соответствии с пунктами 69 и 88 Правил № 167 обязанности по своевременной оплате полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод лежит на абоненте, в связи с чем данный пункт договора 3.4.10 подлежит принятию также в редакции водоканала.
Условия пункта 3.4.16 договора в редакции истца изложены следующим образом: "абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителей водоканала к осмотру и проведению эксплуатационных работ на транзитных водопроводных и канализационных сетях, водопроводах, коллекторах, находящихся в хозяйственном ведении Водоканала, но проходящих по территории абонента".
В протоколе разногласий абонент предлагает редакцию данного пункта договора дополнить следующим предложением: "При условии заключения отдельного договора на использование водоканалом подвального помещения".
Согласно абзацу 16 пункта 88 Правил № 167 абонент обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства к осмотру и проведению эксплуатационных работ на транзитных водопроводных и канализационных сетях, водоводах и коллекторах, находящихся в хозяйственном ведении организации водопроводно-канализационного хозяйства и проходящих по территории абонента.
Таким образом, нормативно-правовым актом, регулирующим отношения сторон по пользованию системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, доступ представителей водоканала к осмотру и производству работ на водопроводных и канализационных сетях, находящихся в управлении абонента, является обязанностью, а не правом последнего, в силу чего не предусматривает дополнительного оформления данного допуска самостоятельным договором.
Таким образом, пункт 3.4.16 договора подлежит принятию в редакции истца.
В пункте 3.4.19 проекта договора водоканал считает необходимым указать, что "абонент обязан ежегодно в срок до 01 мая текущего года предоставлять графики промывки внутридомовых систем теплоснабжения объектов, в том числе жилых домов. Акты промывки внутренних систем теплоснабжения подписывать в присутствии представителя водоканала с обязательным указанием в акте: даты, времени промывки в часах, источника водоснабжения. В случае отсутствия прибора учета на объекте указать диаметр присоединения к системе водоснабжения. По окончании промывки, в случае отсутствия прибора учета на объекте, предъявить к опломбированию представителю водоканала запорную арматуру на присоединение к системе водоснабжения.
Невыполнение данного пункта договора считается нарушением условий договора и на основании пункта 1 Правил № 167 является самовольным пользованием коммунальной системой водоснабжения и канализации".
Ответчик в протоколе разногласий предложил данный пункт договора исключить.
В соответствии с разделом II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации № 170 от 27.09.2003 г. техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Согласно подпунктам 2.6.1 и 2.6.4 вышеназванных Правил Госстроя Российской Федерации № 170 подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации включает в себя целый перечень мероприятий, целью которых является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
План-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
Пункт 5.2.10 указанных Правил Госстроя Российской Федерации № 170 предусматривает промывку систем теплопотребления производить ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции).
Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, при этом должно достигаться полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход воздушной смеси не должен превышать 3 - 5-кратного расчетного расхода теплоносителя.
Для промывки используется водопроводная или техническая вода.
Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается.
Диафрагмы и сопла гидроэлеваторов во время промывки системы отопления должны быть сняты. После промывки система сразу должна быть наполнена теплоносителем. Держать системы отопления опорожненными не допускается.
Теплообменники перед пуском системы следует очистить химическим или механическим способом.
Вместе с тем, данный пункт 5.2.10 не предусматривает необходимость предоставления данных графиков промывки внутридомовых систем теплоснабжения организацией обслуживающей жилищный фонд (ответчиком) ресурсоснабжающей организации, а также порядок подписания данных актов о промывке и последствия не соблюдения приведенных в пункте положений.
Иных доводов в подтверждение правомерности своей позиции, истец суду не представил, не указал другого нормативного правового акта или пункта, который бы возлагал на абонента обязанность по предоставлению водоканалу графиков промывки систем теплоснабжения, порядок составления актов промывки и последствия его нарушения.


Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Истец в нарушение данной нормы закона не представил суду доказательства в подтверждение обоснованности и законности условий договора, предложенных в его редакции.
С учетом изложенного, пункт 3.4.19 договора подлежит принятию в редакции ответчика, то есть подлежит исключению из условий договора № 3720.
Истец просит принять пункт 4.5 договора в редакции, изложенной им в протоколе согласования разногласий, а именно: "Водоканал вправе заключать договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод с субабонентами при наличии отключающей задвижки у последнего и с письменного согласия абонента. При этом начисления абоненту уменьшаются на сумму платежей, полученных водоканалом от субабонентов, и изменением лимита, без изменения других условий договора", мотивируя свою позицию пунктами 17, 76 и 88 Правил № 167.
Ответчик предлагает свою редакцию данного пункта, изложив ее в следующем варианте: "Водоканал вправе заключать отдельный договор на отпуск воды и прием сточных вод с субабонентами при наличии отдельной врезки до общедомового прибора учета и письменного согласия абонента. Начисление на оплату субабоненту водоканал производит самостоятельно".
Рассмотрев условия данного пункта договора, арбитражный суд пришел к выводу о том, что он подлежит частичному удовлетворению и принятию в редакции истца, за исключением последнего предложения по следующим основаниям.
Согласно пункту 17 Правил № 167 Абонент может передавать (принимать) субабоненту (от субабонента) воду (сточные воды), принятую им от организации водопроводно-канализационного хозяйства через присоединенные водопроводные и канализационные устройства и сооружения, только с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 76 данных же Правил № 167 предусмотрено, что если к абоненту присоединены субабоненты, расчеты за отпуск им воды и прием от них сточных вод и загрязняющих веществ производятся субабонентами с абонентом по договорам, заключенным между ними, если иной порядок расчетов не установлен органами местного самоуправления.
По соглашению абонента и субабонента с организацией водопроводно-канализационного хозяйства такие расчеты могут производиться субабонентом непосредственно с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Условия пункта 88 Правил № 167 обязывают абонента предоставлять субабонентам возможность присоединения к своим сетям, сооружениям и устройствам только при наличии согласования с организацией водопроводно-канализационного хозяйства;
представлять организации водопроводно-канализационного хозяйства данные о количестве субабонентов и объемах потребляемой ими воды и принятых от них сточных вод и их составе.
Таким образом, вышеприведенные нормы Правил № 167, являющиеся обязательными для сторон по данному делу, предусматривают присоединение абонентом к своим сетям субабонентов только при условии согласования с водоканалом, а в случае присоединения субабонентов к абоненту расчеты за потребленную воду и прием сточных вод производятся между ними; проведение расчетов между субабонентами и непосредственно организацией водопроводно-канализационного хозяйства возможно только по соглашению между субабонентом и абонентом.
Проанализировав представленные сторонами условия пункта 4.5 договора, предусматривающие порядок заключения договора водоканала с субабонентами ответчика, арбитражный суд пришел к выводу, что редакция спорного пункта, изложенная истцом, наиболее близка к положениям пунктов 17 и 76 Правил № 167, за исключением последнего предложения данного пункта.
Исходя из буквального толкования абзаца 2 пункта 76 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, для заключения соглашения, по которому субабонент будет производить расчеты за отпуск воды и прием сточных вод напрямую организации водопроводно-канализационного хозяйства, необходимо обоюдное согласие всех трех сторон (абонента, субабонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства).
Порядок расчетов в данном случае должен решаться в трехстороннем соглашении, заключенном между водоканалом, абонентом и субабонентом, а не в договоре, регулирующем отношения только между водоканалом и абонентом.
Истец просит заключить договор № 3720 по пункту 4.7 в своей редакции: "Оплата за объемы холодной питьевой воды для горячего водоснабжения потребителям (гражданам) и на собственные нужды определяется по нормативу потребления до момента сдачи абонентом приборов учета в эксплуатацию по графику согласованному с водоканалом до 01.01.2012 г. и на собственные нужды производится водоканалу по показаниям приборов учета, установленных на вводах горячей воды. Оплата за принятые сточные воды от горячего водоснабжения, полученной абонентом из систем центрального горячего водоснабжения для потребителей (граждан) производится по нормативу потребления и на собственные нужды, производится водоканалу по показаниям приборов учета, установленных на вводах горячей воды.
В случае прекращения подачи горячей воды в жилые дома абонента, при временном отсутствии на вводах горячего водоснабжения приборов учета, перерасчет за объемы отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод производится при условии опломбирования водоканалом задвижек на вводах горячей воды за оплату по калькуляции и с составлением двухстороннего акта".
Ответчик предлагает дополнить данный пункт следующим содержанием: "на домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, в срок до 01.01.2012 г. оплата за израсходованную питьевую воду и водоотведение осуществляется согласно Правилам № 307".
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что разногласия сторон по данному пункту возникли в связи с опломбированием водоканалом задвижек на вводах горячей воды возмездно или безвозмездно, при этом водоканал ссылается на раздел IV Правил № 167, а ответчик на положения Правил № 307.
Поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, утвердившее Правила о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила № 307), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (гражданами), то оно не распространяется на отношения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, каковыми являются в нашем случае истец и ответчик.
В целях исполнения обязанности по предоставлению коммунальных услуг, предприятие как исполнитель коммунальных услуг обязано приобретать коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации. При этом отношения между организацией ВКХ и юридическими лицами регламентируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения № 167, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г.
С учетом изложенного, спорный пункт 4.7 подлежит принятию в редакции истца.
По пункту 4.8 проекта договора разногласия у сторон возникли в части редакций абзацев 5 и 6 данного пункта.
Так, водоканал считает необходимым указанные абзацы изложить следующим образом: "Ответственность за несвоевременную оплату потребителями (гражданами) за полученную холодную питьевую воду, холодную питьевую воду для горячего водоснабжения и принятые сточные воды несет абонент.
Задолженность граждан на 01.05.2008 г. за количество отпущенной холодной питьевой воды, холодной питьевой воды для горячего водоснабжения и принятых сточных вод принимается абонентом в соответствии с договором уступки права требования, который является неотъемлемой частью настоящего договора".
Ответчик полагает необходимым данные абзацы из пункта 4.8 исключить.
Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 88 Правил № 167 абонент обязан своевременно производить оплату за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества, то и ответственность за исполнение данной обязанности лежит на стороне договора - абоненте (пункт 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем абзац 5 пункта 4.8 подлежит принятию в редакции водоканала.
Абзац 6 данного же пункта подлежит исключению из договора, согласно редакции абонента, поскольку регулирует другие отношения сторон, основанные на другом обязательстве - непоименованном договоре уступки права требования и не связан с подачей питьевой воды и приемом сточных вод в 2011 году.
Водоканал просит принять пункт 5.1 договора в своей редакции "Граница ответственности за техническое состояние и обслуживание сетей устанавливается актом, при отсутствии акта - по балансовой принадлежности сетей".
Ответчик предлагает данный пункт изложить в следующей редакции "Внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения является граница стены многоквартирного дома".
Пунктом 1 Правил № 167 дано понятие "граница эксплуатационной ответственности" - это линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.
В силу положений статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 г. в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Принимая во внимание правовое толкование данных Правил № 491, арбитражный суд пришел к выводу, что границей ответственности за техническое состояние и обслуживание сетей является внешняя граница стены многоквартирного дома, следовательно, данный пункт договора подлежит принятию в редакции ответчика.
Водоканал пункт 5.6 договора просит принять в своей редакции, изложенной в протоколе разногласий "Водоканал и абонент несут ответственность:
- за вред, причиненный утечками питьевой воды (сточных вод) из систем водоснабжения (канализации) находящихся в их собственности, хозяйственном ведении или аренде;
- в случае подтопления подвальных и других помещений, вызванного отсутствием затворов, негерметичном закрытием ревизий, неисправным техническим состоянием санитарных приборов, канализационных сетей, сооружений на них, находящихся в собственности или хозяйственном ведении абонента, ответственность за причиненный ущерб несет абонент;
- в случае подтопления подвальных и других помещений, произошедшего вследствие аварии на сетях, сооружениях систем водоснабжения и (или) канализации, находящихся в хозяйственном ведении водоканала, ответственность несет водоканал".
Водоканал мотивирует свою редакцию ссылками на пункты 91 - 93 Правил № 167.
Абонент предложил свою редакцию спорного пункта, из содержания которой усматривается, что "Абонент несет полную ответственность в пределах балансовой принадлежности за комплектность, сохранность, работоспособность, отключающих устройств на системах водоснабжения. В случае подтопления подвальных помещений по вине водоканала, последний несет полную ответственность за нанесенный ущерб, в том числе и третьим лицам".
Абонент обосновывает свою позицию положениями гражданского законодательства, регулирующими возмещение вреда, а также пунктом 92 Правил № 167.
Рассмотрев данные разногласия, арбитражный суд пришел к выводу о том, что спорный пункт договора подлежит исключению по следующим основаниям.
В силу положений статьи 547 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15).
Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.
В соответствии с пунктами 91 - 93 Правил № 167 организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент несут ответственность:
за невыполнение договорных обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами;
за вред, причиненный утечками питьевой воды (сточных вод) из систем водоснабжения (канализации), находящихся в их собственности, хозяйственном ведении или аренде.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства несет ответственность:
за ущерб, причиненный абоненту;
за качество подаваемой питьевой воды и соответствие его санитарным нормам и правилам.
Абонент несет ответственность:
за вред, причиненный организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам;
за целость и сохранность пломб на средствах измерений, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах и других водопроводных устройствах, находящихся в его хозяйственном ведении;
за достоверность информации по учету полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
Таким образом, действующие гражданского законодательство и нормативные правовые акты регулируют вопрос ответственности сторон по договору энергоснабжения и пользования системами коммунального водоснабжения и канализации. Данные нормативные акты являются обязательными для сторон, то есть имеют императивный характер, в связи с чем водоканал и абонент в случае нарушения условий договора обязаны ими руководствоваться, что так же предусмотрено сторонами в пункте 5.10 проекта договора, который не является спорным.
Указание в договоре конкретных ситуаций, при которых несут ответственность водоканал или абонент, то есть включение договорной ответственности возможно только в случае согласия сторон, а поскольку таковое отсутствует, то данный пункт 5.6 договора подлежит исключению из его текста.
Ответственность той или иной стороны в нарушении обязательства подлежит установлению и доказыванию в каждом конкретном случае в соответствии с вышеназванными требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. Принимая во внимание, что исковые требования удовлетворены частично, ответчик возмещает истцу часть понесенных судебных расходов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 445, 446, 539, 540, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 65, 71, 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167 - 170, 173, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Принять спорные пункты договора № 3720 от 01.12.2010 г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "В" и муниципальным унитарным предприятием "Д" Ленинского района г. Барнаула в следующих редакциях.
Пункты 1.1 "Водоканал обязуется осуществлять абоненту отпуск питьевой воды и прием сточных вод, а абонент обязуется оплачивать полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды, а также выполнять все обязательства, предусмотренные настоящим договором и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12.02.1999 г. (в дальнейшем - Правила № 167)
Пункт 2.4 "Установка приборов учета производится под техническим надзором с требованиями Правил. Приемка приборов учета оплачивается абонентом согласно калькуляции водоканала и оформляется двухсторонним актом.
Прибор учета обслуживается абонентом. Абонент извещает водоканал о неисправности или истечении межповерочного срока средств измерений в трехдневный срок".
Пункт 3.4.10 "абонент обязан своевременно производить оплату за полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды".
Пункт 3.4.16 "абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителей водоканала к осмотру и проведению эксплуатационных работ на транзитных водопроводных и канализационных сетях, водопроводах, коллекторах, находящихся в хозяйственном ведении Водоканала, но проходящих по территории абонента".
Пункт 4.5 "Водоканал вправе заключать договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод с субабонентами при наличии отключающей задвижки у последнего и с письменного согласия абонента".
Пункт 4.7 "Оплата за объемы холодной питьевой воды для горячего водоснабжения потребителям (гражданам) и на собственные нужды определяется по нормативу потребления до момента сдачи абонентом приборов учета в эксплуатацию по графику согласованному с водоканалом до 01.01.2012 г. и на собственные нужды производится водоканалу по показаниям приборов учета, установленных на вводах горячей воды. Оплата за принятые сточные воды от горячего водоснабжения, полученной абонентом из систем центрального горячего водоснабжения для потребителей (граждан) производится по нормативу потребления и на собственные нужды, производится водоканалу по показаниям приборов учета, установленных на вводах горячей воды.
В случае прекращения подачи горячей воды в жилые дома абонента, при временном отсутствии на вводах горячего водоснабжения приборов учета, перерасчет за объемы отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод производится при условии опломбирования водоканалом задвижек на вводах горячей воды за оплату по калькуляции и с составлением двухстороннего акта".
Абзац 5 пункта 4.8 "Ответственность за несвоевременную оплату потребителями (гражданами) за полученную холодную питьевую воду, холодную питьевую воду для горячего водоснабжения и принятые сточные воды несет абонент.
Пункт 5.1 "Внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения является граница стены многоквартирного дома".
Пункты 3.4.19, абзац 6 пункта 4.8 и пункт 5.6 исключить из текста договора.
Производство по делу в части разногласий по пунктам 1.2, 2.1, 2.3, 2.6, 3.2.2, 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 3.4.6, 3.4.7, 3.4.13, 4.1, 4.9, 6.2 и 7.1 прекратить, в связи с отказом истца от иска.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Д" Ленинского района г. Барнаула (ИНН 2223050506 ОГРН 1052202100763) в пользу общества с ограниченной ответственностью "В" (ИНН 2221064060 ОГРН 1042201872800), 2 545 руб. 45 коп. в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru