Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Астраханская область


АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 октября 2012 г. по делу № 33-3045/2012

Судья Широкова Д.В

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Поляковой К.В., Авериной Е.Г.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
дело по апелляционной жалобе С.-Г.
на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ
по иску С.-Г. к Волго-Каспийскому территориальному управлению Росрыболовства о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

установила:

С.-Г. обратился в суд с иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ работал у ответчика в должности ***. ДД.ММ.ГГГГ уведомлен о предстоящем сокращении и отсутствии вакантных должностей. Повторно аналогичное уведомление получено им ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ уволен. Считает увольнение незаконным, поскольку ему не предложены вакантные должности. Просит признать приказ об увольнении незаконным, восстановить его в должности, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
В судебном заседании С.-Г. и его представитель по доверенности Б. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика А. иск не признала.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований С.-Г. отказано.
В апелляционной жалобе С.-Г. ставит вопрос об отмене решения, поскольку судом оставлен без внимания тот факт, что его увольнение по рассматриваемому основанию могло состояться только в случае его отказа от занятия вакантной должности либо от профпереподготовки, чего не было. Полагает, что ему должны были быть предложены все вакантные должности, в том числе, занимаемые по конкурсу.
Заслушав докладчика, объяснения С.-Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Д. о законности и обоснованности принятого решения, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней основаниям.
Из материалов дела следует, что приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ С.-Г. принят с ДД.ММ.ГГГГ на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на государственную должность ***
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением замещаемой должности.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
В силу статьи 5 названного закона регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (часть 5 статьи 31 Федерального закона).
Таким образом, из смысла и взаимосвязи приведенных выше правовых норм следует, что Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не возлагает на представителя нанимателя (работодателя) обязанность предлагать государственному служащему, должность которого сокращена, все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, наниматель лишь имеет право предложить иную должность.
Указанный Закон также не содержит требований к представителю нанимателя о предоставлении гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой должности равнозначной должности.
Установлено, что приказом ВКТУ Росрыболовства № от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов" и приказов Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориальных органов Федерального агентства по рыболовству" и № от ДД.ММ.ГГГГ "О типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по рыболовству" в целях оптимизации деятельности Управления принято решение о предельной численности федеральных государственных гражданских служащих на *** год, утверждении структуры и штатного расписания, согласно которому предельная штатная численность Управления утверждена в количестве *** единицы и, в частности, сокращена должность ***.
В связи с принятым представителем нанимателя решением ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено уведомление о сокращении занимаемой им должности.
ДД.ММ.ГГГГ С.-Г. руководителю Управления направлено письмо о рассмотрении его кандидатуры для замещения вакантной должности, соответствующей его квалификации, профессионального образования и классного чина с приложением соответствующих документов, на которое ответчиком дан ответ об отсутствии вакантных должностей и предложено принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы.
Доводы жалобы о том, что ответчиком не рассматривался вопрос о предоставлении истцу должности в другом государственном органе и направлении истца на профессиональную переподготовку или повышение квалификации являются необоснованными, поскольку, как правильно установлено судом первой инстанции, истцу с учетом уровня его квалификации, профессионального образования не могли быть предложены вакантные должности, занятие которых осуществляется на конкурсной основе. Прохождение переподготовки или повышение квалификации носит заявительный характер, однако такого заявления от истца не поступало.
Доводы жалобы о том, что ответчик обязан был предложить истцу, в том числе, вакантные должности, подлежащие замещению по конкурсу, судебная коллегия находит основанной на неправильном толковании норм материального права.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе.
В соответствии с вышеназванной нормой Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе.
Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы. Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса (пункт 5 Положения).
Проведению конкурса также соответствует определенная процедура, в частности, публикация государственным органом объявления о приеме документов для участия в конкурсе, содержащего перечень требований, предъявляемых к претенденту, место и время приема документов (пункт 6 Положения).
Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе (пункт 8 Положения).
Гражданский служащий не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, для поступления на гражданскую службу и ее прохождения (пункт 10 Положения).
Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 Положения).
Таким образом, исходя из анализа действующего законодательства, можно сделать вывод, что при сокращении штата государственного органа представитель работодателя не может предложить сотруднику для замещения без конкурса вакантную должность, которая должна замещаться только по конкурсу. Вместе с тем государственный служащий имеет право на участие в конкурсе на вакантную должность на общих основаниях независимо от того, будет ли ему предложено такое участие.
Таким образом, с учетом того, что С.-Г. предупрежден о предстоящем сокращении занимаемой им должности в установленном законом порядке, вакантные должности, которые он мог бы занять, у представителя наниматели отсутствовали, увольнение истца с гражданской службы проведено в соответствии с нормами Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а поэтому правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, положенным в основу исковых требований, которые были предметом судебного рассмотрения, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 3 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.-Г. - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru