Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 ноября 2012 г. по делу № А50-16900/2012

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2012 года
Арбитражный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Мещеряковой Т.И.,
судей: Алексеева А.Е., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плотниковой Т.Ю.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Энергия" - Гиляшов А.Н. по доверенности от 01.09.2012, предъявлен паспорт,
от ответчика Региональной энергетической комиссии Пермского края - Мелехина Т.И. по доверенности от 04.05.2012, предъявлен паспорт,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Энергия" (ОГРН: 1115918000076, ИНН: 5918841648)
к Региональной энергетической комиссии Пермского края (ИНН: 5902184588, ОГРН: 1025900537574)
о признании нормативного правового акта недействующим в части

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Энергия" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 1.10 Постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 26.01.2012 № 3-вг "О признании утратившими силу отдельных постановлений Региональной энергетической комиссии Пермского края" (далее - Постановление РЭК ПК № 3-вг).
Требования заявителя мотивированы тем, что у Региональной энергетической комиссии (далее - ответчик, РЭК ПК) не имелось законных оснований для отмены ранее утвержденного для общества тарифа. Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в связи с отменой утвержденных ранее тарифов общество несет значительные убытки. Просит проверить Постановление РЭК ПК № 3-вг в части на предмет его соответствия ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования), п.п. 15, 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление № 520).
В судебном заседании представитель заявителя на доводах, изложенных в заявлении, настаивает в полном объеме. Полагает, что РЭК ПК не соблюдена процедура рассмотрения дел об установлении тарифов, в частности, общество не было извещено о дате проведения заседания правления, не получило копию протокола заседания. Указывает на то, что в результате осуществления расчетов с потребителями по ранее действовавшему тарифу, не отражающему реальные затраты заявителя, обществу причинены убытки.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указывает на то, что действия РЭК ПК по отмене ранее утвержденного для общества тарифа были вынужденной мерой. Данные действия произведены в целях приведения тарифов в соответствие с действующим законодательством, поскольку регулирующим органом выявлено превышение максимального изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в отзыве, поддержал в полном объеме. Считает, что оспариваемое Постановление не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, участвующих в судебном заседании суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с уставными целями общество осуществляет деятельность по производству и отпуску потребителям горячей воды.
Постановлением РЭК ПК от 08.12.2011 № 216-вг "О тарифах на горячую воду для потребителей ООО "Капитал-Энергия" (Лысьвенский район) установлены тарифы на горячую воду на период с 01.02.2012 года по 31 января 2013 года включительно с соответствующей календарной разбивкой.
26.01.2012 в целях приведения с действующим законодательство РЭК ПК приняло оспариваемое Постановление (п. 1.10) о признании утратившим силу нормативного правового акта, устанавливающего тарифы для общества на период с 01.02.2012 по 31.01.2013.
Полагая, что данное Постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 5 ст. 194 АПК РФ).
Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, в том числе в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Оспариваемый акт издан в форме постановления, установленной Законом об основах регулирования, уполномоченным органом, в пределах полномочий по установлению тарифов на тепловую энергию, закрепленных Законом об основах регулирования и Положением Региональной энергетической комиссии Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 24.07.2006 года № 14-п.
Таким образом, Постановление РЭК ПК № 3-вг является нормативным правовым актом, изданным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, сфера действия которого относится к сфере экономической деятельности.
Пункт 1.10 Постановления РЭК ПК № 3-вг отменяет ранее установленный тариф на горячую воду для потребителей, его действие распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Постановление РЭК ПК № 3-вг опубликовано в установленном законом порядке в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 4, 30.01.2012.
В соответствии с Постановлением РЭК ПК № 3-вг оспариваемый п. 1.10 распространяется на правоотношения, возникшие с 08.12.2011.
В силу вышеизложенного, оспариваемое Постановление относится к числу нормативных правовых актов и может быть оспорено в арбитражном суде в порядке гл. 23 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона об основах регулирования общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающие финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.
Частью 2 ст. 3 Закона об основах регулирования установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Законом о тарифах и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона об основах регулирования тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 данного Закона.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона об основах регулирования основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются:
1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;
2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;


3) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;
4) предписание федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок органу регулирования субъекта Российской Федерации;
5) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования;
6) вступившее в законную силу решение суда;
7) изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса;
8) досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
9) изменение установленных или установление предельных индексов.
Как следует из объяснений ответчика, принятие оспариваемого Постановления вызвано тем, что при проведении развернутого анализа решений РЭК ПК по утвержденным тарифам на горячую воду на 2012 год, установлено, что по отдельным категориям возможно увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги, в связи с увеличением платежа за горячее водоснабжение, в размере, превышающем установленный предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" № 184-ФЗ от 26.12.2005 г. введено понятие "предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженный в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года (п. 20 ст. 2).
Частью 1 ст. 6 данного Закона было установлено, что размеры платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), по субъектам Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными индексами по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан коммунальные услуги и затрат по оказанию коммунальных услуг (часть 2 ст. 6).
Как указано в письме Минрегионразвития России от 25.11.2011 № 32565-ИБ/14, в целях недопущения увеличения платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2012 применять указанную статью 6 необходимо непосредственно при государственном регулировании тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса на 2012 год.
Из материалов дела усматривается, что в РЭК ПК 23.11.2011 поступило заявление общества об установлении тарифов на горячую воду, отпускаемую обществу на 2012 год (л.д. 12-15). По результатам рассмотрения тарифного дела было подготовлена экспертиза предложений, по заключению которой определен состав расходов общества, связанных с производством и реализацией товаров и услуг организаций коммунального комплекса, и проведена оценка их экономической обоснованности (л.д. 20).
На заседании правления РЭК ПК от 08.12.2011 расходы общества, учитываемые при расчете тарифов на горячую воду, признаны обоснованными (л.д. 63-64).
При этом, при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что на момент рассмотрения материалов тарифного дела общества и соответственно утверждения тарифа РЭК ПК располагал информацией об установлении предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Пермского края, однако данная информация им учтена не была.
Так Постановлением РЭК ПК от 30.11.2011 № 24 установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по всем муниципальным образованиям Пермского края на 2012 год в размере 112,0% (л.д. 62).
Из пояснений ответчика следует, что проведение развернутого анализа, установленных тарифов по муниципальным образованиям возможно только после утверждения тарифов для всех организаций, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.
В обоснование указанного довода ответчиком представлен анализ принятых решений по ГВС.
Оценив представленный в материалы документ по правилам ст. 71 АПК РФ, суд считает, что данный анализ не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего правомерность действий РЭК ПК. Кроме того, указанный документ не содержит даты, подписи должностного лица, отсутствует документ на полномочие по подготовке указанного анализа и доказательства его использования при рассмотрении вопроса об отмене тарифа обществу.
В то же время, не оспаривая факт возможного превышения установленного тарифа предельно допустимым индексам, заявителем указано на нарушение процедуры отмены ранее утвержденного тарифа, а также отсутствие доказательств пересмотра тарифов в установленном законом порядке.
Статьей 14 Закона об основах регулирования установлен досрочный пересмотр тарифов и надбавок, в том числе в случае изменения установленных или установления предельных индексов (п. 9 ч. 1). При этом в части 8 данной статьи предусмотрено, что досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса производится органами регулирования в течение не более двух календарных месяцев со дня возникновения основания для досрочного пересмотра указанных тарифов и надбавок, за исключением случаев досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в пунктах 4, 5 и 9 части 1 и пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи.
Из представленного протокола заседания правления РЭК ПК от 26.01.2012 (л.д. 65-67) усматривается, что на правлении рассматривался вопрос о признании утратившим силу, в том числе постановления, утвердившего тариф для общества на 2012 год. Правовое обоснование, расчетные документы в протоколе не отражены. Вопрос о пересмотре тарифа не рассматривался. Анализ принятых решений по ГВС до членов правления доведен не был.
Вынесенное Постановление № 3-вг, также не содержит ссылок на конкретные правовые нормы и обстоятельства, послужившие для отмены постановления, установившего тарифы для общества.
Как указано ранее, процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов, в т.ч. досрочном их пересмотре либо отмене, предусмотрена нормами Закона об основах регулирования, а также Основами и Правилами.
Исходя из указанного, принятие решения регулирующим органом об отмене ранее установленных тарифов, как и их установление, должно осуществляться путем проведения заседания РЭК ПК, с предварительным извещением организации коммунального комплекса о дате, времени и месте проведения такого заседания (п. 15 Правил).
В соответствии с положениями пункта 18 Правил и п. 25 Регламента решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления, а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Кроме того, регулирующий орган в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении тарифов и надбавок (отмены) обязана направить копию решения и копию протокола или выписку из протокола заседания органа регулирования в организацию коммунального комплекса, а в Федеральную службу по тарифам в этот же срок - копию решения об установлении тарифов и надбавок (отмены) - пункт 18 Правил.
Доказательств уведомления РЭК ПК о проведении заседания 26.01.2012 года, на котором рассматривался вопрос об отмене тарифов на горячую воду, утвержденных Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края № 216-вг от 08.12.2011 года, ознакомления с соответствующими материалами, а также доказательств направления выписки из протокола заседания правления, принятого 26.01.2012, постановления в адрес заявителя в порядке, предусмотренном п.п. 15, 18 Правил, ответчиком не представлено.
Письма РЭК ПК от 01.03.2012 № СЭД-46-01-30-58, 19.03.2012 № СЭД-46-01-34-201 к доказательствам соблюдения соответствующих Правил отнесены быть не могут, поскольку содержат исключительно информацию об отмене тарифа и предложение о направлении повторной заявки.
Иного ответчиком в нарушение ст. 65, 194 АПК РФ не доказано.
Также не представлено доказательств принятия решения о пересмотре тарифа в порядке ст. 14 Закона об основах регулирования.
Таким образом, признание ответчиком утратившим силу нормативного правового акта в оспариваемой части противоречит действующему законодательству.
Судебные расходы, понесенные заявителем при уплате государственной пошлины в связи с удовлетворением заявленного требования в порядке ст. 110 АПК РФ возлагаются на ответчика.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю на основании ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

решил:

Признать п. 1.10 Постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 26.01.2012 № 3-вг "О признании утратившим силу отдельных постановлений Региональной энергетической комиссии Пермского края" не действующим, как несоответствующий ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", п.п. 15, 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Пермского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Энергия" судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 2 000 (Две тысячи) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Капитал-Энергия" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину при подаче заявления по платежному поручению от 15.08.2012 № 00500 в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информация о деле, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы размещена в сети Интернет на соответствующих сайтах Арбитражного суда Пермского края по адресу - perm.arbitr.ru, и Федерального арбитражного суда Уральского округа - fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА

Судьи
Е.М.ТРЕФИЛОВА
А.Е.АЛЕКСЕЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru