ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2012 г. № 526
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ
В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
В целях формирования региональной политики по улучшению положения детей в Сахалинской области, руководствуясь Национальной стратегией
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761:
1. Утвердить прилагаемую Региональную стратегию
действий в интересах детей Сахалинской области на 2012 - 2017 годы.
2. Министерству образования Сахалинской области (Сафонов Е.А.) в срок до 10 ноября 2012 года представить на утверждение проект положения о координационном совете при Правительстве Сахалинской области по реализации Стратегии
действий в интересах детей Сахалинской области на 2012 - 2017 годы и предложения по его составу.
3. Министерству образования Сахалинской области (Сафонов Е.А.) совместно с министерством социальной защиты Сахалинской области (Касьянова Е.Н.), министерством здравоохранения Сахалинской области (Зубков А.Д.), министерством спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области (Магомедов М.А.), министерством культуры Сахалинской области (Гонюкова И.В.), ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Сахалинской области Плоховой Е.В. в срок до 10 декабря 2012 года представить на утверждение план мероприятий на 2013 год по реализации положений Региональной стратегии
действий в интересах детей Сахалинской области на 2012 - 2017 годы.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И.Трутневу.
Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин
Утверждена
постановлением
Правительства Сахалинской области
от 02.11.2012 № 526
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012 - 2017 ГОДЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция
Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию
о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской Федерации принята Национальная стратегия
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия). В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие документа на уровне области - Региональной стратегии действий в интересах детей Сахалинской области на 2012 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия).
Региональная стратегия ставит главной целью определение основных направлений и задач региональной политики по соблюдению прав, свобод и законных интересов детей, ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права, федерального и регионального законодательства.
В последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетов в социальной политике Сахалинской области.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", региональных целевых программ "Обеспечение доступности дошкольного образования
в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы", "Здоровое питание обучающихся
в общеобразовательных учреждениях Сахалинской области на 2009 - 2011 годы", "Профилактика социального сиротства
и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы", "Семья и дети
в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы", "Профилактика правонарушений
в Сахалинской области на 2010 - 2012 годы", "Повышение безопасности дорожного движения
в Сахалинской области на 2007 - 2012 годы", "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Сахалинской области на 2010 - 2014 годы", "Развитие физической культуры и спорта
в Сахалинской области на 2010 - 2018 годы", "Патриотическое воспитание
в Сахалинской области на 2009 - 2015 годы" и др. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Губернаторе Сахалинской области по правам ребенка, создано государственное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической помощи семье и детям". Увеличился объем финансирования социальных расходов из областного бюджета, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Сахалинская область подключилась к широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.
В Сахалинской области принимаются меры, направленные на укрепление института семьи, повышение рождаемости, сбережение населения и обеспечение демографической безопасности.
В результате принятых мер удалось сохранить и по ряду направлений успешно развивать социальную инфраструктуру для детей, которая включает государственные учреждения в сфере образования, социальной защиты, детского творчества. Сформирована современная система государственных учреждений социального обслуживания населения и социальной реабилитации несовершеннолетних. Увеличился объем финансирования социальных расходов из бюджета Сахалинской области, приняты дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми.
Наметилась тенденция снижения числа семей, находящихся в социально опасном положении (2010 год - 1880, 2011 год - 1612, 2012 год - 1076).
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.
Растет число преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних: за период 2009 - 2011 годов - 953 преступления (2009 год - 282, 2010 год - 298, 2011 год - 373), в том числе против половой неприкосновенности - 182.
В Сахалинской области количество выявленных нарушений прав детей остается высоким. За период 2009 - 2011 годов в области выявлено 264 факта жестокого обращения с детьми (2009 год - 95, 2010 год - 109, 2011 год - 60). Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Имеют место проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения в 2011 году выросло на 162,5% по сравнению с 2010 годом.
Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
Сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, в том числе несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.
VII. ДЕТИ - УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
7.1. Краткий анализ ситуации
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции
о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Сахалинской области реализуются мероприятия для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления.
На 1 октября 2012 года в Сахалинской области действует зарегистрированная областная ассоциация детских объединений "Содружество", объединившая около 300 детских общественных организаций. Для выполнения планов реализации права детей на принятие решений, затрагивающих их интересы, необходимо принять меры, в том числе к более широкому включению Сахалинской области в реализацию инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.
7.2. Основные задачи
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
Развитие на основе принципов и норм действующего законодательства законодательной базы Сахалинской области по вопросам регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни. Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Участие в разработке и внедрении в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
7.3. Первоочередные меры
Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".
Развитие института уполномоченного при Губернаторе Сахалинской области по правам ребенка путем введения общественных помощников в муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.
Включение большего числа городов Сахалинской области в реализацию инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
7.4. Ожидаемые результаты
Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Создание и развитие законодательства Сахалинской области в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Расширение влияния уполномоченного при Губернаторе Сахалинской области по правам ребенка.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
VIII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
Региональная стратегия реализуется во взаимосвязи с Национальной стратегией
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761.
Координирующим органом является образуемый при Губернаторе Сахалинской области - председателе Правительства Сахалинской области координационный совет.
Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.
Сроки и основные этапы реализации Региональной стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.
Для успешной реализации Региональной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на Правительство Сахалинской области.
Необходимо создать и законодательно закрепить комплекс мер по взаимодействию органов исполнительной власти Сахалинской области, направленных на защиту прав и интересов детей, рассмотрев, в том числе, вопрос об определении (создании) органа исполнительной власти по защите прав и интересов детей.
На основе постоянного мониторинга реализации Региональной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений. Контроль за эффективностью использования финансовых и иных ресурсов должны осуществлять Счетная палата Сахалинской области и контрольно-счетные органы муниципальных образований с привлечением общественности.
Механизмом контроля за ходом реализации Региональной стратегии является ежегодный аналитический доклад образуемого при Губернаторе Сахалинской области координационного совета и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества приучастии детей.