Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2012 г. № 526

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ
В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

В целях формирования региональной политики по улучшению положения детей в Сахалинской области, руководствуясь Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761:

1. Утвердить прилагаемую Региональную стратегию действий в интересах детей Сахалинской области на 2012 - 2017 годы.
2. Министерству образования Сахалинской области (Сафонов Е.А.) в срок до 10 ноября 2012 года представить на утверждение проект положения о координационном совете при Правительстве Сахалинской области по реализации Стратегии действий в интересах детей Сахалинской области на 2012 - 2017 годы и предложения по его составу.
3. Министерству образования Сахалинской области (Сафонов Е.А.) совместно с министерством социальной защиты Сахалинской области (Касьянова Е.Н.), министерством здравоохранения Сахалинской области (Зубков А.Д.), министерством спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области (Магомедов М.А.), министерством культуры Сахалинской области (Гонюкова И.В.), ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Сахалинской области Плоховой Е.В. в срок до 10 декабря 2012 года представить на утверждение план мероприятий на 2013 год по реализации положений Региональной стратегии действий в интересах детей Сахалинской области на 2012 - 2017 годы.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И.Трутневу.

Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин





Утверждена
постановлением
Правительства Сахалинской области
от 02.11.2012 № 526

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012 - 2017 ГОДЫ

I. ВВЕДЕНИЕ

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской Федерации принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Национальная стратегия). В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие документа на уровне области - Региональной стратегии действий в интересах детей Сахалинской области на 2012 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия).
Региональная стратегия ставит главной целью определение основных направлений и задач региональной политики по соблюдению прав, свобод и законных интересов детей, ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права, федерального и регионального законодательства.
В последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетов в социальной политике Сахалинской области.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", региональных целевых программ "Обеспечение доступности дошкольного образования в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы", "Здоровое питание обучающихся в общеобразовательных учреждениях Сахалинской области на 2009 - 2011 годы", "Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы", "Семья и дети в Сахалинской области на 2011 - 2015 годы", "Профилактика правонарушений в Сахалинской области на 2010 - 2012 годы", "Повышение безопасности дорожного движения в Сахалинской области на 2007 - 2012 годы", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Сахалинской области на 2010 - 2014 годы", "Развитие физической культуры и спорта в Сахалинской области на 2010 - 2018 годы", "Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009 - 2015 годы" и др. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Губернаторе Сахалинской области по правам ребенка, создано государственное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической помощи семье и детям". Увеличился объем финансирования социальных расходов из областного бюджета, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Сахалинская область подключилась к широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.
В Сахалинской области принимаются меры, направленные на укрепление института семьи, повышение рождаемости, сбережение населения и обеспечение демографической безопасности.
В результате принятых мер удалось сохранить и по ряду направлений успешно развивать социальную инфраструктуру для детей, которая включает государственные учреждения в сфере образования, социальной защиты, детского творчества. Сформирована современная система государственных учреждений социального обслуживания населения и социальной реабилитации несовершеннолетних. Увеличился объем финансирования социальных расходов из бюджета Сахалинской области, приняты дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми.
Наметилась тенденция снижения числа семей, находящихся в социально опасном положении (2010 год - 1880, 2011 год - 1612, 2012 год - 1076).
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.
Растет число преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних: за период 2009 - 2011 годов - 953 преступления (2009 год - 282, 2010 год - 298, 2011 год - 373), в том числе против половой неприкосновенности - 182.
В Сахалинской области количество выявленных нарушений прав детей остается высоким. За период 2009 - 2011 годов в области выявлено 264 факта жестокого обращения с детьми (2009 год - 95, 2010 год - 109, 2011 год - 60). Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Имеют место проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения в 2011 году выросло на 162,5% по сравнению с 2010 годом.
Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.






Сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, в том числе несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.

VII. ДЕТИ - УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

7.1. Краткий анализ ситуации

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Сахалинской области реализуются мероприятия для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления.
На 1 октября 2012 года в Сахалинской области действует зарегистрированная областная ассоциация детских объединений "Содружество", объединившая около 300 детских общественных организаций. Для выполнения планов реализации права детей на принятие решений, затрагивающих их интересы, необходимо принять меры, в том числе к более широкому включению Сахалинской области в реализацию инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.

7.2. Основные задачи

Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
Развитие на основе принципов и норм действующего законодательства законодательной базы Сахалинской области по вопросам регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни. Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Участие в разработке и внедрении в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

7.3. Первоочередные меры

Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".
Развитие института уполномоченного при Губернаторе Сахалинской области по правам ребенка путем введения общественных помощников в муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.
Включение большего числа городов Сахалинской области в реализацию инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

7.4. Ожидаемые результаты

Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Создание и развитие законодательства Сахалинской области в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Расширение влияния уполномоченного при Губернаторе Сахалинской области по правам ребенка.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

VIII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Региональная стратегия реализуется во взаимосвязи с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761.
Координирующим органом является образуемый при Губернаторе Сахалинской области - председателе Правительства Сахалинской области координационный совет.
Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.
Сроки и основные этапы реализации Региональной стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.
Для успешной реализации Региональной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на Правительство Сахалинской области.
Необходимо создать и законодательно закрепить комплекс мер по взаимодействию органов исполнительной власти Сахалинской области, направленных на защиту прав и интересов детей, рассмотрев, в том числе, вопрос об определении (создании) органа исполнительной власти по защите прав и интересов детей.
На основе постоянного мониторинга реализации Региональной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений. Контроль за эффективностью использования финансовых и иных ресурсов должны осуществлять Счетная палата Сахалинской области и контрольно-счетные органы муниципальных образований с привлечением общественности.
Механизмом контроля за ходом реализации Региональной стратегии является ежегодный аналитический доклад образуемого при Губернаторе Сахалинской области координационного совета и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества приучастии детей.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru