Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2012 г. по делу № А79-11485/2011

Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2012 года.

Арбитражный суд в составе судьи при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Шумерля и Шумерлинском районе Чувашской Республики - Чувашии
к индивидуальному предпринимателю Ч. о взыскании 1 039 рублей 20 копеек, без участия представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Шумерля и Шумерлинском районе Чувашской Республики - Чувашии (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ч. (далее - предприниматель) 1 039 рублей 20 копеек штрафа за не представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Заявитель указал, что в ходе проверки установлено не представление предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Сведения предпринимателем не представлены. По результатам проверки составлен акт, вынесено решение и направлено требование об уплате штрафа в размере 1 039 рублей 20 копеек. Штраф предпринимателем добровольно не уплачен, в связи с чем Управление обратилось в суд за его взысканием.
Представитель заявителя и предприниматель в судебное заседание не явились.
В порядке статей 123, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Ч. зарегистрирована 27.10.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Чувашской Республике в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 305213830000084.
Управлением проведена проверка своевременности представления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). В ходе проверки установлено, что предприниматель указанные сведения за 2010 год при установленном законом сроке представления сведений не позднее 01.03.2011, не представил.
Результаты проверки оформлены актом от 16.05.2011 № 354. На основании данного акта начальником Управления вынесено решение от 01.07.2011 № 209 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1 039 рублей 20 копеек.
Требованием от 08.08.2011 № 143 предпринимателю предложено в срок до 27.08.2011 уплатить штраф в сумме 1 039 рублей 20 копеек.
Предпринимателем штраф в добровольном порядке не уплачен, в связи с чем Управление обратилось в суд с данным заявлением.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) установлено, что предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 5 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования") индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" являются физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Согласно пункту 4 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 213-ФЗ), с 01 января 2011 года вступила в силу новая редакция абзаца 1 пункта 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в соответствии с которой законодательно установлен срок для представления персонифицированной отчетности физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
В силу пункта 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, предприниматель в установленный законом срок не представил в Управление относительно себя сведения за 2010 год, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. Как указано в акте от 16.05.2011 № 354, сведения предпринимателем представлены 16.11.2011 (позднее даты составления акта).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) (вступил в действие с 01.01.2010), данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, то есть является специальным по отношению к указанному Закону № 212-ФЗ.
Из анализа названных норм следует, что на правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования, включая отношения по индивидуальному (персонифицированному) учету, распространяется порядок проведения проверок, оформления из результатов и привлечения к ответственности, установленный Законом № 212-ФЗ, поскольку Законом № 27-ФЗ данный порядок не урегулирован.
Согласно пункту 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
В силу пункта 5 статьи 38 Закона № 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии со статьей 39 Закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно акту от 16.05.2011 № 354 сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 предпринимателем были представлены 16.11.2011, в то время как в решении от 01.07.2011 № 209 указано, что сведения предпринимателем не представлены.
В пункте 2.2 акта предпринимателю предложено в течение 15 дней с даты получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными в нем, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего нарушение законодательства, представить письменные возражения по выявленному нарушению, а также документы в обоснование своего несогласия с выводами Управления.
Акт от 16.05.2011 направлен предпринимателю по почте 20.05.2011. Днем окончания 15-дневного срока для представления предпринимателем возражений, с учетом шестидневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 38 Закона № 212-ФЗ, является 21.06.2011.
В абзаце 2 пункта 2.2 акта от 16.05.2011 определены дата и время рассмотрения акта (и возражений страхователя в случае их представления) - 07.07.2011 в 09 часов 00 минут.
Решение о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 209 вынесено 01.07.2011.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит выводу о том, что Управление нарушило право предпринимателя на участие в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2.4 Определения Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О, а не пункт 2.2.

В пункте 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года № 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.
Действующее законодательство, регулирующее порядок привлечения к административной и налоговой ответственности, предусматривает, что лицо, привлекаемое к ответственности, в любом случае должно быть извещено о времени и месте рассмотрения дела, нарушение этого правила влечет за собой безусловную отмену решения о привлечении к ответственности (статьи 25.1, 25.4 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 101 и 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 205, 270 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Подобный подход является универсальным и должен применяться во всех случаях привлечения субъекта к публично-правовой ответственности.
Системное толкование положений статьи 39 Закона о страховых взносах также позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение дела о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании возможно только в том случае, если до начала рассмотрения имеются данные о надлежащем извещении лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Если доказательства извещения лица, привлекаемого к ответственности, отсутствуют, то рассмотрение материалов проверки по существу и, тем более, вынесение решения о привлечении к ответственности, неправомерно.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предприниматель был лишен возможности участвовать при рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения 01.07.2011, так как был приглашен на рассмотрение указанного акта на более позднюю дату - 07.07.2011. Кроме того, имеются расхождения в части указания на сам факт представления сведений между актом и вынесенным на его основании решением.
На основании изложенного, заявителя Управления не подлежит удовлетворению.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Шумерля и Шумерлинском районе Чувашской Республики - Чувашии к индивидуальному предпринимателю Ч. о взыскании 1 039 рублей 20 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru