ГУБЕРНАТОР ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ
ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
В целях формирования политики по улучшению положения детей в Чукотском автономном округе, во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" постановляю:
1. Утвердить Региональную стратегию
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Чукотском автономном округе согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Исполнительным органам государственной власти Чукотского автономного округа организовать работу по реализации Региональной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Чукотском автономном округе.
3. Полномочия по координации деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений Чукотского автономного округа по реализации Региональной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Чукотском автономном округе возложить на Координационный совет по разработке и контролю за реализацией Региональной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Чукотском автономном округе.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Анадырь Чукотского автономного округа, руководствуясь Региональной стратегией
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Чукотском автономном округе, разработать и утвердить Муниципальные стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Губернатора Чукотского автономного округа, начальника Департамента социальной политики Чукотского автономного округа Жукову А.Г.
Р.В.КОПИН
Приложение
к Постановлению Губернатора
Чукотского автономного округа
от 12 октября 2012 г. № 72
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
Согласно Всеобщей декларации
прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция
Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию
о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Российской Федерации Национальный план
действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является реализация Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Разработка и принятие нового документа - Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия) в Чукотском автономном округе позволит построить работу, направленную на обеспечение благополучного и защищенного детства с учетом региональных особенностей, предусмотреть решение проблем, наиболее актуальных именно для Чукотского автономного округа.
Главной целью Региональной стратегии является определение основных направлений, задач и формирование единого подхода деятельности Правительства Чукотского автономного округа, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чукотского автономного округа с привлечением общественных организаций в интересах детей.
Обеспечение благополучного и защищенного детства - одно из основных приоритетных направлений социальной политики Чукотского автономного округа. За последнее десятилетие в округе принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей, улучшению положения семей с детьми, в том числе на охрану их здоровья.
Решение проблем детства и пути их решения нашли свое отражение в реализации межведомственных планов, сформированных в Чукотском автономном округе при отработке направлений Конвенции
ООН о правах ребенка в Чукотском автономном округе на 2009 - 2012 годы, Концепции
демографической политики Российской Федерации в Чукотском автономном округе на период 2011 - 2015 годов.
Увеличился объем финансирования социальных расходов из окружного бюджета, разрабатываются и реализуются долгосрочные региональные целевые программы, предусматривающие комплексное решение социально-экономических, медицинских, демографических проблем. Введены новые меры социальной поддержки семей с детьми.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", региональных целевых программ.
Учреждена должность Уполномоченного при Губернаторе Чукотского автономного округа по правам ребенка.
В рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми активно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми, социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей. Введен в практику и действует единый номер Детского телефона доверия.
В рамках региональных целевых программ предусмотрены меры, направленные на всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов. Система образования Чукотского автономного округа целенаправленно решает проблемы, связанные с организацией образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из приоритетных направлений социальной политики Чукотского автономного округа является организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В целях повышения эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения мер по защите прав несовершеннолетних на отдых, оздоровления и занятости в период летних каникул, организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов в период с 15 мая по 15 сентября ежегодно проводится профилактическая межведомственная комплексная операция "Подросток".
В результате принятых мер в период 2009 - 2011 годов наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской и младенческой смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, снижения уровня преступности среди несовершеннолетних, уменьшение количества семей, находящихся в социально опасном положении.
Сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях); введение запрета на помещение детей в возрасте до трех лет в дома-интернаты.
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.
Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).
VI. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И
ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ
1. Краткий анализ ситуации
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции
о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и работают органы школьного самоуправления. Некоторые муниципальные районы округа включились в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.
2. Основные задачи
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
3. Первоочередные меры
Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".
Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
3. Ожидаемые результаты
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".
Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
Координирующим органом реализации Стратегии в Чукотском автономном округе является Координационный совет по разработке и реализации Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
Неотъемлемой частью Региональной стратегии могут являться принятые в ее развитие муниципальные стратегии (программы) действий в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих данному муниципальному району проблем детства.
Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - в 2012 - 2014 годах и второй - в 2015 - 2017 годах.
Сроки и основные этапы реализации Региональной стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.
На основе постоянного мониторинга реализации Региональной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений.
Механизмом контроля за ходом реализации Региональной стратегии являются ежегодные аналитические доклады Координационного совета по разработке и реализации Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.