АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2012 г. по делу № А03-17228/2011
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2012 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи М.Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае к Администрации г. Барнаула Алтайского края о признании незаконным отказа в принятии в муниципальную собственность полей фильтрации,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Федерального государственного казенного учреждения комбината "Т" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, 2) Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула,
при участии в заседании:
от заявителя - Б.О.С. по доверенности от 24.11.2009,
от заинтересованного лица - Б.Т.Н. по доверенности от 22.12.2011,
от третьих лиц:
1) Н.О.В. по доверенности от 29.08.2011,
2) Н.О.И. по доверенности от 11.01.2012,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Барнаула Алтайского края (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в принятии в муниципальную собственность полей фильтрации, литер I, площадь застройки 6247 кв. м, расположенных по адресу: г. Барнаул, п. Лесной, д. 26ж и обязании принять в муниципальную собственность поля фильтрации.
Заявленные требования обоснованы ссылками на Постановление
Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Федеральный закон
от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон
от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и мотивированы тем, что правовых оснований для отказа в принятии в муниципальную собственность данного имущества, относящегося к объектам инженерной инфраструктуры, у администрации не имелось.
Администрация в отзыве на заявление просит в его удовлетворении отказать со ссылкой на необоснованность требований.
Третье лицо (Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Т" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее - Комбинат) в отзыве на заявление поддержал требования заявителя (л.д. 37 - 38).
Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула (далее - Комитет) отзыв на заявление не представил, ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
Суд, с учетом мнения сторон, отклонил заявленные в судебном заседании ходатайства Комитета об отложении судебного разбирательства за отсутствием оснований для отложения, учитывая, что статьей 158
АПК РФ установлено право, а не обязанность суда отложить судебное заседание.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал, представитель заинтересованного лица возражал, представитель Комбината поддержал доводы Управления, а представитель Комитета позицию Администрации.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В собственности Российской Федерации находятся поля фильтрации, литер 1, площадь застройки 6247 кв. м, расположенные по адресу: г. Барнаул, п. Лесной, д. 26ж, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.03.2011 серии 22 АВ 651196.
Указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за третьим лицом (Комбинатом).
25.03.2011 Управление обратилось в Администрацию с письмом № АИ-3002, в котором просило согласовать передачу указанного имущества в муниципальную собственность (л.д. 9).
Письмом от 22.04.2011 исх. № 2915-о Администрация сообщила о невозможности принятия в муниципальную собственность вышеуказанных объектов (л.д. 10).
Управление повторно обратилось к заинтересованному лицу с письмами от 05.05.2011 № АИ-4710, от 20.09.2011 № АИ-9753, в ответ на которые Администрация в письме от 03.10.2011 № 2748-о вновь сообщила о том, что вышеуказанные объекты не могут быть приняты в муниципальную собственность (л.д. 11 - 14).
Полагая, что отказ в принятии имущества в муниципальную собственность является незаконным, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования обоснованными, исходя из следующего.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом
от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 122-ФЗ).
В соответствии с постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорное имущество относится к муниципальной собственности, к имуществу, которое в соответствии с частью 11 статьи 154
Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ не может находиться в федеральной собственности, в связи с чем подлежит передаче муниципальному образованию независимо от того, на чьем балансе оно находится.
Согласно ч. 11 ст. 154
Закона № 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При этом, как следует из приложения 3
к постановлению № 3020-1, к муниципальной собственности относятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов.
Поля фильтрации, расположенные по адресу: г. Барнаул, п. Лесной, д. 26ж, являются объектами инженерной инфраструктуры, частью централизованной системы канализации п. Лесное и применяются для естественной биологической очистки сточных вод, что подтверждается справкой от 23.01.2012 № 93 и выпиской из Строительных норм и правил СНиП 2.04.03-85 (л.д. 60 - 61).
Таким образом, спорное имущество подлежит передаче в муниципальную собственность.
Суд также отмечает, что согласно решению Арбитражного суда Алтайского края от 23.09.2011 по делу № А03-8447/2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012, арбитражный суд обязал Администрацию в муниципальную собственность в том числе фекальную канализацию лит. 1 протяженностью 1244,4 м, расположенную по адресу: г. Барнаул, п. Лесной, д. 26 (тс).
Учитывая, что поля фильтрации являются объектами инженерной инфраструктуры, частью канализационной системы, а канализационная система по решению арбитражного суда от 23.09.2011 по делу № А03-8447/2011 подлежит передаче в муниципальную собственность, арбитражный суд приходит к выводу, что и поля фильтрации подлежат передаче в муниципальную собственность.
Статьей 16
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в части 11 статьи 154
Закона № 122-ФЗ решений в соответствии с передаточным актом.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
В соответствии с Положением, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 № 63, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае осуществляет на территории Алтайского края полномочия собственника - Российской Федерации в отношении федерального имущества.
Положения части 11 статьи 154
Федерального закона № 122-ФЗ согласуются с положениями пункта 2
Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление № 3020-1).
В пункте 5
Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" отмечено, что объекты, указанные в приложении № 3
к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Согласно Определению
Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 № 542-О необходимость волеизъявления органа местного самоуправления распространяется только на случаи принятия решения об изъятии и передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ или в собственность РФ, тогда как по настоящему спору Администрация ссылается на необходимость такого волеизъявления при передаче имущества, находящегося в собственности РФ, в муниципальную собственность, что, по мнению арбитражного суда, является неправомерным.
Ссылка Администрации на выводы, содержащиеся в Определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П, не может быть принята во внимание, поскольку названным Определением
положения абзацев 6
и 7 части 11 статьи 154
Закона № 122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" устанавливает перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества, а не перечень документов, подлежащих передаче принимающей стороне.
Действующее законодательство не предусматривает, что возможность передачи и принятия объектов недвижимости из федеральной в муниципальную собственность обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей по формированию необходимого заинтересованному лицу пакета документов.
С учетом приведенных выше оснований суд удовлетворяет заявленное требование.
Государственная пошлина взысканию не подлежит, поскольку заявитель и заинтересованное лицо в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37
Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 197
- 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать отказ Администрации города Барнаула в принятии в муниципальную собственность полей фильтрации, литер 1, площадь застройки 6247 кв. м, расположенных по адресу: г. Барнаул, п. Лесной, д. 26ж, изложенный в письме от 03.10.2011 № 7248-о, незаконным как несоответствующий Постановлению
Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Обязать Администрацию города Барнаула принять в муниципальную собственность поля фильтрации, литер 1, площадь застройки 6247 кв. м, расположенные по адресу: г. Барнаул, п. Лесной, д. 26ж.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.