Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2012 г. по делу № А03-17228/2011

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2012 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи М.Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае к Администрации г. Барнаула Алтайского края о признании незаконным отказа в принятии в муниципальную собственность полей фильтрации,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Федерального государственного казенного учреждения комбината "Т" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, 2) Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула,
при участии в заседании:
от заявителя - Б.О.С. по доверенности от 24.11.2009,
от заинтересованного лица - Б.Т.Н. по доверенности от 22.12.2011,
от третьих лиц:
1) Н.О.В. по доверенности от 29.08.2011,
2) Н.О.И. по доверенности от 11.01.2012,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Барнаула Алтайского края (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в принятии в муниципальную собственность полей фильтрации, литер I, площадь застройки 6247 кв. м, расположенных по адресу: г. Барнаул, п. Лесной, д. 26ж и обязании принять в муниципальную собственность поля фильтрации.
Заявленные требования обоснованы ссылками на Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и мотивированы тем, что правовых оснований для отказа в принятии в муниципальную собственность данного имущества, относящегося к объектам инженерной инфраструктуры, у администрации не имелось.
Администрация в отзыве на заявление просит в его удовлетворении отказать со ссылкой на необоснованность требований.
Третье лицо (Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Т" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее - Комбинат) в отзыве на заявление поддержал требования заявителя (л.д. 37 - 38).
Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула (далее - Комитет) отзыв на заявление не представил, ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
Суд, с учетом мнения сторон, отклонил заявленные в судебном заседании ходатайства Комитета об отложении судебного разбирательства за отсутствием оснований для отложения, учитывая, что статьей 158 АПК РФ установлено право, а не обязанность суда отложить судебное заседание.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал, представитель заинтересованного лица возражал, представитель Комбината поддержал доводы Управления, а представитель Комитета позицию Администрации.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В собственности Российской Федерации находятся поля фильтрации, литер 1, площадь застройки 6247 кв. м, расположенные по адресу: г. Барнаул, п. Лесной, д. 26ж, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.03.2011 серии 22 АВ 651196.
Указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за третьим лицом (Комбинатом).
25.03.2011 Управление обратилось в Администрацию с письмом № АИ-3002, в котором просило согласовать передачу указанного имущества в муниципальную собственность (л.д. 9).
Письмом от 22.04.2011 исх. № 2915-о Администрация сообщила о невозможности принятия в муниципальную собственность вышеуказанных объектов (л.д. 10).
Управление повторно обратилось к заинтересованному лицу с письмами от 05.05.2011 № АИ-4710, от 20.09.2011 № АИ-9753, в ответ на которые Администрация в письме от 03.10.2011 № 2748-о вновь сообщила о том, что вышеуказанные объекты не могут быть приняты в муниципальную собственность (л.д. 11 - 14).
Полагая, что отказ в принятии имущества в муниципальную собственность является незаконным, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования обоснованными, исходя из следующего.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 122-ФЗ).
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорное имущество относится к муниципальной собственности, к имуществу, которое в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ не может находиться в федеральной собственности, в связи с чем подлежит передаче муниципальному образованию независимо от того, на чьем балансе оно находится.
Согласно ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При этом, как следует из приложения 3 к постановлению № 3020-1, к муниципальной собственности относятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов.
Поля фильтрации, расположенные по адресу: г. Барнаул, п. Лесной, д. 26ж, являются объектами инженерной инфраструктуры, частью централизованной системы канализации п. Лесное и применяются для естественной биологической очистки сточных вод, что подтверждается справкой от 23.01.2012 № 93 и выпиской из Строительных норм и правил СНиП 2.04.03-85 (л.д. 60 - 61).
Таким образом, спорное имущество подлежит передаче в муниципальную собственность.
Суд также отмечает, что согласно решению Арбитражного суда Алтайского края от 23.09.2011 по делу № А03-8447/2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012, арбитражный суд обязал Администрацию в муниципальную собственность в том числе фекальную канализацию лит. 1 протяженностью 1244,4 м, расположенную по адресу: г. Барнаул, п. Лесной, д. 26 (тс).
Учитывая, что поля фильтрации являются объектами инженерной инфраструктуры, частью канализационной системы, а канализационная система по решению арбитражного суда от 23.09.2011 по делу № А03-8447/2011 подлежит передаче в муниципальную собственность, арбитражный суд приходит к выводу, что и поля фильтрации подлежат передаче в муниципальную собственность.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ решений в соответствии с передаточным актом.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
В соответствии с Положением, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 № 63, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае осуществляет на территории Алтайского края полномочия собственника - Российской Федерации в отношении федерального имущества.
Положения части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ согласуются с положениями пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление № 3020-1).
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" отмечено, что объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 № 542-О необходимость волеизъявления органа местного самоуправления распространяется только на случаи принятия решения об изъятии и передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ или в собственность РФ, тогда как по настоящему спору Администрация ссылается на необходимость такого волеизъявления при передаче имущества, находящегося в собственности РФ, в муниципальную собственность, что, по мнению арбитражного суда, является неправомерным.
Ссылка Администрации на выводы, содержащиеся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П, не может быть принята во внимание, поскольку названным Определением положения абзацев 6 и 7 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" устанавливает перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества, а не перечень документов, подлежащих передаче принимающей стороне.
Действующее законодательство не предусматривает, что возможность передачи и принятия объектов недвижимости из федеральной в муниципальную собственность обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей по формированию необходимого заинтересованному лицу пакета документов.
С учетом приведенных выше оснований суд удовлетворяет заявленное требование.
Государственная пошлина взысканию не подлежит, поскольку заявитель и заинтересованное лицо в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать отказ Администрации города Барнаула в принятии в муниципальную собственность полей фильтрации, литер 1, площадь застройки 6247 кв. м, расположенных по адресу: г. Барнаул, п. Лесной, д. 26ж, изложенный в письме от 03.10.2011 № 7248-о, незаконным как несоответствующий Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Обязать Администрацию города Барнаула принять в муниципальную собственность поля фильтрации, литер 1, площадь застройки 6247 кв. м, расположенные по адресу: г. Барнаул, п. Лесной, д. 26ж.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru