АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 декабря 2011 г. по делу № А14-8162-2011
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена 17 ноября 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 декабря 2011 года
Муниципальное унитарное предприятие "С" Борисоглебского городского округа Воронежской области (далее - заявитель, Предприятие, МУП "С") обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области (далее - Инспекция, МИФНС № 3), выразившееся в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся статуса юридического лица муниципального унитарного предприятия "С" Борисоглебского городского округа Воронежской области; а также обязании МИФНС № 3 внести в ЕГРЮЛ соответствующие изменения: включить в раздел "Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело" данные о том, что муниципальное унитарное предприятие "С" Борисоглебского городского округа Воронежской области является действующим юридическим лицом.
Инспекция заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация Борисоглебского городского округа Воронежской области в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В порядке ст. 156
АПК РФ дело слушалось в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 10.11.2011 в порядке ст. 163
АПК РФ объявлялся перерыв до 17.11 2011 года.
Из материалов дела следует:
Постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 11.05.2011 № 1304 принято решение о реорганизации муниципального унитарного предприятия "С" Борисоглебского городского округа Воронежской области в форме присоединения к нему муниципального унитарного предприятия "В" Борисоглебского городского округа Воронежской области.
16.05.2011 на основании поданного заявителем комплекта документов, МИФНС России № 3 по Воронежской области внесена запись в ЕГРЮЛ о том, что МУП "С" находится в процессе реорганизации.
26.05.2011 администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области было вынесено постановление № 1432 "Об отмене постановления администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области от 11.05.2011 № 1304".
01.06.2011 заявителем в МИФНС России № 3 подано заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ в части внесения записи о том, что МУП "С" является действующим юридическим лицом.
Однако, МИФНС № 3 не осуществила внесение изменений, что явилось основанием для обращения в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом
. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4
АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198
АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом
от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 13.1
Закона № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Процедура аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, в Законе
№ 129-ФЗ не предусмотрена.
Однако, названный Закон
не содержит и положений, запрещающих внесение соответствующего изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в случае прекращения процесса реорганизации.
Поскольку Законом
№ 129-ФЗ не установлен порядок регистрации сведений о прекращении процедуры реорганизации, суд приходит к выводу, что он также носит уведомительный характер с последующим внесением сведений в ЕГРЮЛ.
В соответствии с подпунктом "т" пункта 1 статьи 5
Закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Согласно пункту 4 статьи 5
Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1
и 2
настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1
и 2
настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения о нахождении МУП "С" в процессе реорганизации, при фактическом прекращении процесса реорганизации, являются недостоверными, в связи с чем, необходимо внести в них соответствующие изменения.
При этом отсутствие в Законе
№ 129-ФЗ специальной правовой нормы, регламентирующий порядок аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, не препятствует государственной регистрации на основании обращения заявителя в общем порядке, установленном статьей 9
Закона № 129-ФЗ.
Невнесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ соответствующей записи, несмотря на наличие волеизъявления МУП, выраженного в заявлении, отвечающем требованиям статьи 9
Закона № 129-ФЗ, приводит к недостоверности сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе, по вине регистрирующего органа, поскольку МУП "С" свою обязанность по внесению в них соответствующих изменений выполнило.
В силу пункта 1 статьи 23
Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20
или пунктом 4 статьи 22.1
настоящего Федерального закона; г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом
не предусмотрено.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что заявление о внесение изменений, касающихся статуса юридического лица муниципального унитарного предприятия "С" Борисоглебского городского округа Воронежской области, подано уполномоченным лицом в надлежащий налоговый орган. При этом к заявлению приложен полный пакет необходимых для регистрации документов.
При таких обстоятельствах, требование о признании незаконным бездействия МИФНС России № 3, выраженного в невнесении изменений в ЕГРЮЛ, касающихся статуса юридического лица, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110
АПК РФ судебные расходы, понесенные заявителем в связи с уплатой государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, подлежат взысканию с Инспекции.
Руководствуясь статьями 110
, 167
, 168
, 170
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области, выразившееся в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся статуса юридического лица муниципального унитарного предприятия "С" Борисоглебского городского округа Воронежской области.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральную налоговую службу № 3 по Воронежской области (ОГРН 1043659513963, юридический адрес: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Свободы, 205) внести в ЕГРЮЛ соответствующие изменения: включить в раздел "Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело" данные о том, что муниципальное унитарное предприятие "С" Борисоглебского городского округа Воронежской области (ОГРН <...>, Воронежская область, <...>) является действующим юридическим лицом.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Воронежской области в пользу муниципального унитарного предприятия "С" Борисоглебского городского округа Воронежской области 2 000 рублей расходов по уплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Воронежской области.