Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2011 г. по делу № А21-3421/2011

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2011 г. Полный текст решения изготовлен 04 августа 2011 г.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
председательствующего Гурьевой И.Л.
судей Талалас Е.А., Широченко Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ершовой Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Калининградский вагоностроительный завод" (ОГРН 1023900764293, ИНН 3905031160)
к Администрации городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790)
о признании недействующим пункта 1.8 постановления от 31.12.2010 № 2424 "Об установлении коэффициентов, определяемых по виду разрешенного использования земельных участков, - ставки арендной платы за землю в г. Калининграде на 2011 г."
при участии:
от заявителя: Быков А.И. по доверенности от 01.08.2011 г.,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,

установил:

Открытое акционерное общество "Калининградский вагоностроительный завод" (далее - ОАО "Калининградский вагоностроительный завод", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействующим пункт 1.8 постановления Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация, ответчик) от 31.12.2010 года № 2424 "Об установлении коэффициентов, определяемых по виду разрешенного использования земельных участков, - ставки арендной платы за землю в г. Калининграде на 2011 год" (далее - Постановление) в части установления коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельных участков, занятых объектами пищевого производства и земельных участков, занятых объектами производственной, строительной, транспортной деятельности, в размере 1,5%.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования полностью, считает, что установление дифференцированной арендной ставки земель промышленности без надлежащего экономического обоснования, проведенного на основании многофакторного анализа, является противозаконным и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; просит суд удовлетворить заявление по доводам, изложенным в заявлении. Указывает, что Постановление в оспариваемой части является не соответствующим нормам действующего законодательства (Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О защите конкуренции").
Администрация своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте заседания извещена надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявлялось, отзыв по делу не представлен.
Дело рассмотрено судом в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие ответчика, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что 19 января 1999 года между мэрией города Калининграда (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) был заключен договор № 002193 на передачу в аренду городских земель (далее - Договор), согласно которому, Обществу предоставлены земельные участки в Октябрьском районе города Калининграда с кадастровыми номерами: 39:15:11 16 05:0012 и 39:15:11 16 01:0009 на срок до 23.10.2047 года.
Указанный Договор аренды прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Пунктом 4.4 договора установлены ставки арендной платы: 5,38 руб. за 1 кв. м в год на 1998 год. Пунктом 4.5 договора предусмотрено изменение арендной платы арендодателем в связи с принятием нормативных документов.
01 января 2008 года вступил в силу новый порядок определения размера арендной платы за землю, утвержденный решением окружного совета депутатов города Калининграда от 28.11.2007 г. № 376 "Об утверждении Положения "О порядке определения размера арендной платы за землю, условий и сроков ее внесения в городе Калининграде". Пунктом 1.6 данного Положения определено, что размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельного участка.
Постановлением Правительства Калининградской области от 28.11.2008 г. № 769 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Калининградской области" утверждены ее результаты.
Коэффициенты, определяемые по виду разрешенного использования земельных участков установлены постановлением Администрации от 31.12.2010 года № 2424 "Об установлении коэффициентов, определяемых по виду разрешенного использования земельных участков, - ставки арендной платы за землю в г. Калининграде на 2011 год".
Пунктом 1.8 постановления определен коэффициент для земельных участков, занятых объектами производственной, строительной, транспортной деятельности, - 1,5%.
Полагая, что пункт 1.8 упомянутого постановления не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно принципу платности использования земли, закрепленному Земельным кодексом Российской Федерации, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Формами платы за землю в зависимости от категории землепользователей, оснований владения и пользования землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Плату в форме земельного налога вносят собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, с которых в соответствии со статьей 65 упомянутого Кодекса взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти и местного самоуправления - арендодатели государственных и муниципальных земель - могут устанавливать размеры ставок арендной платы и определять случаи их применения.
В то же время имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (статья 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права.
В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Таким образом, бремя доказывания обоснованности размера арендной платы, устанавливаемой органами государственной власти или местного самоуправления, возложено на эти же органы.
Ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих, что при установлении в оспариваемом постановлении коэффициентов, был проведен какой-либо многофакторный анализ оценочных характеристик; осуществлялась дифференциация установленных коэффициентов.
Суду не представлено вообще каких-либо данных о составлении соответствующих расчетов и проведении иной процедуры экономического обоснования размера базовых арендных ставок на 2011 год.
Таким образом, при принятии оспариваемого в части постановления нарушены права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку на основании данного постановления несоразмерно и без надлежащего экономического обоснования увеличилась сумма арендной платы за земельный участок.
Доказательств, опровергающих данный вывод, суду не представлено.
Выделение в отдельную подгруппу земельных участков, занятых объектами пищевого производства от земель, занятых остальными объектами производственной деятельности, с установлением для такой категории участков понижающего коэффициента в размере 0,8% по сравнению с установленным для всех остальных объектов промышленного назначения в размере 1,5%, является дискриминационным условием, что противоречит действующему федеральному законодательству.
Так, согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. Органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (статья 15 ФЗ "О защите конкуренции"). Общество, как и все прочие предприятия производственной сферы, оспариваемым нормативным актом было поставлено в неравные условия по сравнению с предприятиями отдельной отрасли - пищевого производства.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора арбитражный суд установил, что постановление принято в пределах представленных Администрации полномочий, однако пункт 1.8 постановления в части установления коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельных участков, занятых объектами производственной, строительной, транспортной деятельности, в размере 1,5%, является не соответствующим Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О защите конкуренции".
При таком положении арбитражный суд считает постановление от 31.12.2010 года № 2424 в оспариваемой части, не соответствующим Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О защите конкуренции" и не действующим в этой части.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Администрации в пользу заявителя подлежит уплаченная при подаче заявления государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Из федерального бюджета заявителю подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь ст. 167-170, 195 АПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования открытого акционерного общества "Калининградский вагоностроительный завод" удовлетворить.
Признать пункт 1.8 постановления Администрации городского округа "Город Калининград" от 31 декабря 2010 года № 2424 "Об установлении коэффициентов, определяемых по виду разрешенного использования земельных участков, - ставки арендной платы за землю в городе Калининграде на 2011 год" в части установления коэффициента, определяемого по виду разрешенного использования земельных участков, занятых объектами производственной, строительной, транспортной деятельности, в размере 1,5%, не соответствующим Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О защите конкуренции" и не действующим в названной части.
Взыскать с Администрации городского округа "Город Калининград" в пользу открытого акционерного общества "Калининградский вагоностроительный завод" уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Вернуть открытому акционерному обществу "Калининградский вагоностроительный завод" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
И.Л. Гурьева

Судьи
Е.А. Талалас
Д.В. Широченко





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru