Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2012 г. по делу № А39-304/2012

Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16 мая 2012 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Артамоновой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер", г. Краснодар
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, г. Саранск
о признании незаконным отказа в государственной регистрации за закрытым акционерным обществом "Тандер" права общей долевой собственности на объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (включая земельный участок с кадастровым номером № 13:23:1001023:10, общей площадью 3755 кв. м), расположенных по адресу: <...>, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от <...> № <...>, и об обязании в месячный срок с момента вынесения решения провести государственную регистрацию указанных объектов
при участии:
от заявителя: Г., представителя, доверенность от <...> № <...>,
от ответчика: К., специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, доверенность от <...> № 190,

установил:

Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Росреестр по РМ, Управление, ответчик) о признании незаконным отказа в государственной регистрации за закрытым акционерным обществом "Тандер" права общей долевой собственности на объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (включая земельный участок с кадастровым номером № <...>, общей площадью 3755 кв. м), расположенных по адресу: <...>, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от <...> № <...>, и об обязании в месячный срок с момента вынесения решения провести государственную регистрацию указанных объектов
Заявление и дополнение к нему от <...> мотивированы тем, что:
- требования Росреестра по РМ о предоставлении документа технического учета многоквартирного дома неправомерно, так как до настоящего времени форма документа технического учета такого имущества не определена;
- решение (протокола) общего собрания собственников или иное соглашение участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, также не требуется, поскольку общество обратилось за регистрацией права без указания размера доли в общем имуществе, а если в представленных на регистрацию документах не указан размер доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в графе "Доля" Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся слова "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади" (пункт 12 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
- государственная регистрация права общей долевой собственности носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер, поскольку земельный участок сформирован до введения в действия Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении земельного участка проведен государственный кадастровый учет, поэтому он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в силу закона (статья 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ответчик в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании просили требования заявителя оставить без удовлетворения, указав, что особенности государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе, перечень необходимых для государственной регистрации прав документов, установлены Инструкцией об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста России от 14.02.2007 № 29.
Вместе с тем, в отзыве на заявление ответчик согласился с позицией заявителя относительно необязательности предоставления на регистрацию решения (протокола) общего собрания собственников, иного соглашения об определении размера долей на общее имущество в многоквартирном доме, поскольку и Инструкция № 29 от 14.02.2007, и Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219, предусматривают порядок действия государственного регистратора в случае отсутствия в представленных документах указания относительно размера долей.
При рассмотрении дела установлено, что закрытому акционерному обществу "Тандер" принадлежит на праве собственности встроенное нежилое помещение в жилом доме, назначение: нежилое, общей площадью 400,4 кв. м, расположенное на 1 этаже многоквартирного дома, находящегося по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> серия <...> № <...> (выданного повторно взамен свидетельства серии <...> № <...>).
Право собственности на вышеуказанное нежилое помещение возникло у заявителя на основании договора купли-продажи имущества принадлежащего ГУП РМ "Фармация" от <...>.
22.10.2011 ЗАО "Тандер" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме по адресу: <...> (в том числе, на земельный участок с кадастровым номером <...>, на котором расположен многоквартирный жилой дом).
17.11.2011 государственный регистратор Управления приостановил государственную регистрацию на срок - по 16 декабря 2011 года (уведомление № <...> от <...>), указав, что обществом не представлены следующие документы: документ технического учета многоквартирного дома, в котором содержатся сведения о составе общего имущества; решение (протокол) общего собрания собственников, иное соглашение участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, содержащие сведения о собственниках конкретных помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме и размерах долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Поскольку вышеперечисленные документы к установленному сроку (16.12.2011) обществом представлены не были, государственный регистратор в сообщении № <...> от <...> отказал ЗАО "Тандер" в государственной регистрации права собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме.
Свой отказ Управление со ссылками на пункт 2 статьи 16, пункт 1 статьи 20, пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на статьи 15, 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации мотивировало тем, что заявителем не представлены на государственную регистрацию все необходимые документы, а именно: документ технического учета многоквартирного дома решение (протокол) общего собрания собственников, иное соглашение участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пункт 7 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста России от 14.02.2007 № 29).
Считая отказ Управления в государственной регистрации права незаконным, ЗАО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В силу названных норм права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю.Дугенец, В.П.Минина и Е.А.Плеханова", право собственности на земельные участки, на которых находятся многоквартирные жилые дома, приобретается гражданами и юридическими лицами на основании жилищного законодательства, а не в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявителем в Росреестр по РМ была представлена кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от <...> № <...>, выданная ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Мордовия.
Из кадастровой выписки о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) <...> № <...> следует, что кадастровый номер земельного участка внесен в государственный кадастр недвижимости 21.09.2004, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, был сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (с 01.03.2005) спорный земельный участок перешел бесплатно в общую долевую собственность всех собственников помещений в многоквартирном доме в силу прямого указания Закона,
Указанный вывод также соответствует разъяснениям пункта 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона). В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: слова "с кадастровым номером" повторяются дважды.

Представитель заявителя Г. в судебном заседании пояснила, что, обращаясь в Росреестр по РМ с указанным заявлением, ЗАО "Тандер" уточняло, что просит зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером <...> общей площадью 3755 кв. м, на котором находится многоквартирный жилой дом, в котором у заявителя имеется на праве собственности встроенное нежилое помещение № 5, площадью 400,4 кв. м. Однако, при приеме документов, сотрудник Росреестра по РМ объяснил, что заявление должно составляться по определенной форме с указанием цели обращения - регистрация права собственности на все общее имущество в многоквартирном доме. Отдельно подача самостоятельного заявления о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, не допускается. Заявление было составлено сотрудником Росреестра по РМ, осуществляющим прием документов на регистрацию, по имеющейся в Росреестре по РМ форме, на содержание и форму заявления общество повлиять не могло.
Кроме того, Г. указала, что ЗАО "Тандер" ранее обращалось в Росреестр по РМ с двумя самостоятельными заявлениями: о регистрации права общей долевой собственности на многоквартирный дом и о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом. Однако в сообщении № <...> от <...> ЗАО "Тандер" было отказано в государственной регистрации, в том числе, с указанием на то, что все объекты недвижимости, в том числе земельный участок, рассматриваются как совокупность вещей, образующих общее имущество многоквартирного дома и являющихся единым объектом права. Однако представителем подано два отдельных заявления (о регистрации права общей долевой собственности на многоквартирный дом и о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок), что противоречит вышеуказанному требованию.
Таким образом, довод ответчика о том, что право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью 3755 кв. м, расположенный под многоквартирным жилым домом по адресу: <...>, не может быть зарегистрировано, поскольку заявитель с таким заявлением в Росреестр по РМ не обращался, подлежит отклонению, поскольку в силу прямого указания закона земельный участок, на котором расположен дом является общим имуществом в многоквартирном доме и подача самостоятельного заявления о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, входящий в состав общего имущества многоквартирного дома, не требуется.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Порядок проведения государственной регистрации прав, перечень представляемых для нее документов и требования, предъявляемые к этим документам, изложены в статьях 12, 16, 18 Закона № 122-ФЗ.
В силу статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Такие документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219, предусмотрено, что описание объекта недвижимости должно содержать его наименование, площадь и адрес, по которому он находится.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона № 122-ФЗ к компетенции учреждений юстиции по государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
В силу пункта 1 статьи 13 указанного Закона при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества.


Законом государственному регистратору предоставлено право проверять действительность документов, в том числе, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления регистрации права.
Статья 20 Закона о регистрации прав содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзац 10).
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона № 122-ФЗ.
При этом согласно части 2 статьи 17 Закона № 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В сообщении об отказе в государственной регистрации № <...> от <...> государственный регистратор Росреестра по РМ указал на нарушение заявителем абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, то есть непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Из содержания данного сообщения усматривается, что заявителем не представлены следующие документы:
- документ технического учета многоквартирного дома,
- решение (протокол) общего собрания собственников, иное соглашение участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, содержащие сведения о собственниках конкретных помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме и размере долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Законодательством о государственной регистрации прав общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, не предусмотрено представление для регистрации права какого-либо решения (протокола) общего собрания собственников или иного соглашения участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме с указанием сведений о собственниках конкретных помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, если принятым до вступления в силу Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное (статья 15 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ, пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ).
В материалах дела отсутствуют сведения об ином, помимо установленного законом, распределения собственниками долей в общем имуществе многоквартирного дома. Общество в заявлении и государственной регистрации не указало на изменение его доли в общем имуществе собственников.
Кроме того, необходимость представления указанного решения возникает в случае, когда оно может послужить основанием для установления размеров долей в общем имуществе.
Действующее законодательство предусматривает возможность определения размера долей в общем имуществе в том случае, когда земельный участок был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и решение или иное соглашение было бы принято до введения в действие ЖК РФ.
При этом отсутствие таких документов не является препятствием для регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости. В этом случае в графе подраздела II-1 ЕГРП вносятся слова "доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади" (пункт 12 Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющееся общим имуществом в многоквартирном доме, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 14.02.2001 № 29).
Таким образом, государственная регистрация права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме осуществляется независимо от того, указаны в представленных на государственную регистрацию документах размеры доли или нет.
Указанная позиция отражена также в письме Минэкономразвития РФ № Д23-4664 от 18.11.2010.
Суд также не может принять во внимание довод регистрирующего органа о непредставлении заявителем документа технического учета многоквартирного дома, содержащего сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме.
Кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Приказом Минюста России от 18.02.2008 № 32 установлены формы составления кадастровых паспортов зданий, сооружений, объектов незавершенного строительств, помещений, земельных участков. Данный приказ не содержит формы кадастрового паспорта на имущество многоквартирного дома.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержании и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации предписано утвердить до 1 октября 2006 года порядок определения состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и форму документа технического учета такого имущества.
Между тем, согласно пункту 4 письма Министерства экономического развития РФ от 19.10.2009 № Д23-3422 в настоящее время проект постановления находится в стадии разработки в Минэкономразвития РФ.
Как установлено материалами дела ЗАО "Тандер" обращалось в Саранское отделение филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия письмом от <...> № <...> с просьбой выдать документ технического учета многоквартирного дома, находящегося по адресу: <...>, содержащий сведения о составе общего имущества, либо иной документ, отражающий состав и площадь общего имущества дома.
В ответе на данное письмо Саранское отделение филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" указало, что на сегодняшний момент форма документа состава общего имущества в многоквартирном доме не утверждена и изготовить данный документ не представляется возможным (письмо № <...> от <...>).
Поскольку до настоящего времени форма документа технического учета такого имущества неопределенна, суд считает, что у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для истребования от заявителя такого документа.
Кроме того, Инструкция об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденная Приказом Минюста России от 14.02.2007 № 29 (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 марта 2007 года № 9069), на которую ссылается Управление в сообщении об отказе в государственной регистрации и в отзыве на заявление, по своей природе является подзаконным актом и применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
При этом Закон о государственной регистрации не предусматривает наличие вышеуказанных документов (документа технического учета и решения (протокола) общего собрания собственников, иного соглашения участников общей долевой собственности на общее имущество) в качестве обязательного условия для регистрации.
Кроме того, в отзыве на заявление Управление и в ходе судебного разбирательства его представитель согласились с позицией заявителя о том, что предоставление на регистрацию решения (протокола) общего собрания собственников, иного соглашения об определении размера долей на общее имущество в многоквартирном доме не обязательно.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что заявителем в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представлены все необходимые и достаточные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности ЗАО "Тандер" на объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (включая земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью 3755 кв. м), расположенном по адресу: <...>.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданам, организациям и иным лицам предоставлено право обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, ответчиком не представлено доказательств законности отказа Росреестра по РМ в государственной регистрации права общей долевой собственности ЗАО "Тандер" на объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> (включая земельный участок с кадастровым номером <...> общей площади 3755 кв. м).
Установленные арбитражным судом в ходе рассмотрения дела фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства свидетельствуют о наличии со стороны Росреестра по РМ нарушений прав и законных интересов заявителя в области экономической деятельности, поскольку, подав документы на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (включая земельный участок), ЗАО "Тандер" рассчитывало приобрести всю полноту прав по владению, пользованию и распоряжению объектами недвижимости, входящими в состав общего имущества в многоквартирном доме, однако в результате отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права не достигло ожидаемого правового результата и не приобрело зарегистрированного надлежащим образом права общей долевой собственности, что препятствует реализации правомочий заявителя как собственника недвижимого имущества на признание и подтверждение государством возникновения его прав на долю в праве общей долевой собственности, в том числе, и на земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом.
Исследовав обстоятельства дела, заслушав доводы сторон, изучив представленные в материалы дела доказательства, и дав им правовую оценку, суд считает отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в государственной регистрации за ЗАО "Тандер" права общей долевой собственности на объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (включая земельный участок), изложенный в сообщении № <...> от <...>, не соответствующим ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, требования ЗАО "Тандер" подлежат удовлетворению в полном объеме, а отказ Росреестра по РМ в государственной регистрации за ЗАО "Тандер" права общей долевой собственности на объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме - признанию незаконным.
Трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ЗАО "Тандер" на оспаривание отказа в государственной регистрации права, обществом не пропущен (обратилось в арбитражный суд 01.02.2012).
Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указывает на необходимость заявителю формулировать требование о способе восстановления его права, нарушенного оспариваемым актом, решением, действием (бездействием).
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае признания решения незаконным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Независимо от того, указал заявитель конкретный способ восстановления нарушенного права или нет, суд сам определяет его адекватно заявленным требованиям.
Такой подход подтверждается положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно пункту 3 части 5 которой в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
- указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Судом установлено, что ЗАО "Тандер" обратилось с заявлением о регистрации права собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме 22 октября 2011 года.
Поскольку месячный срок для проведения государственной регистрации права, установленный требованиями части 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", истек, то суд считает необходимым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести регистрацию права общей долевой собственности ЗАО "Тандер" на объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (включая земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью 3755 кв. м), расположенном по адресу: <...>.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Возможность освобождения государственных органов от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Поскольку государственная пошлина в сумме 2000 руб. была уплачена ЗАО "Тандер" в федеральный бюджет при подаче заявления в арбитражный суд (платежное поручение № <...> от <...>), расходы общества по ее уплате подлежат взысканию с ответчика в пользу общества.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялись перерывы с 17.04.2012 до 24.04.2012.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в государственной регистрации за закрытым акционерным обществом "Тандер" права общей долевой собственности на объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (включая земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью 3733 кв. м), расположенных по адресу: <...>, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от <...> № <...>.
Отказ в государственной регистрации права проверялся на соответствие Жилищному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Постановлению Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006, Приказу Минюста РФ от 14.02.2007 № 29.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, г. Саранск, с момента вступления решения в законную силу провести регистрацию права общей долевой собственности за закрытым акционерным обществом "Тандер" на объекты недвижимости, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (включая земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью 3733 кв. м), расположенных по адресу: <...>.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, зарегистрированного по адресу: <...> (дата регистрации <...>, Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска, ОГРН <...>, ИНН <...>) в пользу закрытого акционерного общества "Тандер", зарегистрированного по адресу: <...> (дата регистрации <...>, Инспекция МНС России № 2 по г. Краснодару, ОГРН <...>, ИНН <...>) расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
Л.А.АРТАМОНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru