Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2012 г. по делу № А39-2426/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Артамоновой Л.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Мордовавтодор", г. Саранск
к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, г. Саранск
о признании незаконным отказа в продлении срока действия лицензии СРМ 00061 ТЭ, выраженного в письме от 05.05.2012 № 1455,
при участии
от заявителя: М.З., начальника юридического отдела, доверенность от <...> № <...>, Б.М., юрисконсульта, доверенность от <...> № <...>, В.Е., и.о. зам. генерального директора по экономике, доверенность от <...> № <...>,
от ответчика: Ч.Р., начальника организационно-правового отдела, доверенность от <...>, У.Е., старшего государственного инспектора, доверенность от <...>,

установил:

Открытое акционерное общество "Мордовавтодор" (далее - заявитель, ОАО "Мордовавтодор", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - ответчик, Минлесхоз, Министерство, административный орган), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа в продлении срока действия лицензии СРМ 00061 ТЭ, выраженного в письме от 05.05.2012 № 1455.
Заявленные требования мотивированы тем, что на момент обращения ОАО "Мордовавтодор" в Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия о продлении действия лицензии на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр, никаких нарушений, из указанных в лицензионном соглашении требований, ОАО "Мордовавтодор" не имело. На основании договора с ОАО "Дорпроект" № <...> от <...> технический проект на разработку Октябрьского месторождения строительных песков изготовлен в 2009 году, в установленном порядке были получены все необходимее согласования и заключения.
Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства и ответчик в отзыве (от <...> № <...>) заявленные требования отклонили, указав, что ОАО "Мордовавтодор" за период действия лицензии осуществляло разработку Октябрьского месторождения с существенными нарушениями действующего законодательства.
Из материалов дела установлено, что Открытое акционерное общество "Мордовавтодор" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <...>.
22 июня 2007 года заявителю, являвшимся в тот момент федеральным государственным унитарным предприятием "Мордовавтодор", Министерством природных ресурсов Республики Мордовия выдана лицензия на право пользования недрами серии СРМ № 00016 ТЭ с целевым назначением и видами работ: добыча строительных песков Октябрьского месторождения для использования в сфере строительства на участке недр, расположенном в 0,3 км юго-западнее п. Октябрьский Ардатовского муниципального района Республики Мордовия. Срок лицензии до 22.06.2012.
Право пользования участком недр предоставлено ФГУП "Мордовавтодор" 20 июня 2007 года приказом № 12-н от 18.05.2007 ответчика на основании решения аукционной комиссии Министерства природных ресурсов Республики Мордовия.
Приложением к лицензии является лицензионное соглашение, в силу пункта 2.1 которого добыча строительных песков на Октябрьском месторождении осуществляется для использования их в сфере строительства.
В связи с преобразованием ФГУП "Мордовавтодор" в ОАО "Мордовавтодор" (распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия от 31.12.2009 № 250-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Мордовавтодор") указанная выше лицензия 14.03.2012 была переоформлена Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия с выдачей ОАО "Мордовавтодор" лицензии серии СРМ № 00061 ТЭ. Срок окончания данной лицензии установлен - 22.06.2012.
В связи с предстоящим истечением срока действия лицензии и необходимостью завершения разработки Октябрьского месторождения строительных песков ОАО "Мордовавтодор" обратилось в Минлесхоз Республики Мордовия с письмом от 24.04.2012 № 272 о продлении срока действия лицензии серии СРМ № 00061 ТЭ на 3 года. К письму были приложены следующие документы: копия протокола технического совещания Волжско-Окского управления Ростехнадзора от 15.12.2009, копия горноотводного акта № <...> от <...>, копия топографического плана горного отвода, копия Протокола технического совещания Волжско-Окского управления Ростехнадзора от <...>, отчет по форме 5-гр, отчет по форме 70-тп, копия справки № <...> по форме 39-1, копия договора аренды лесного участка № <...> от <...>, копия договора аренды лесного участка № <...> от <...>.
Письмом от 05.05.2012 № 1455 Министерством отказано ОАО "Мордовавтодор" в продлении срока действия лицензии серии СРМ № 00061 ТЭ в связи с допущенными обществом нарушениями условий вышеуказанной лицензии, а именно указано на то, что Министерством природных ресурсов Республики Мордовия 16.09.2007 выносилось постановление о назначении наказания за административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дополнительно обществу, со ссылкой на статью 26 Закона РФ "О недрах", сообщалось о необходимости разработки и проведения мероприятий по консервации Октябрьского месторождения строительных песков в связи с истечением срока действия лицензии серии СРМ № 00061 ТЭ. Срок предоставления информации в Министерство о проведенных мероприятиях - до 01.07.2012.
Считая действия административного органа, выразившееся в отказе в продлении срока действия лицензии, нарушающими его права и законные интересы, ОАО "Мордовавтодор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" пункт 1 отсутствует, имеется в виду абзац первый.

В пункте 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в статье 12 Закона о недрах условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону о недрах.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).
На основании пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, оговоренных в лицензии.
В соответствии со статьей 10 Закона о недрах участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Условия лицензии СРМ 00061 ТЭ, которые ее владелец должен соблюдать, изложены в главе 3 лицензионного соглашения.
Согласно пункту 3.1 лицензионного соглашения владелец лицензии обязывался до конца 2007 года (IV квартал) подготовить и согласовать в установленном порядке технический проект на разработку Октябрьского месторождения строительных песков с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности.
Продление срока пользования участком недр заявитель мотивирует необходимостью завершения разработки Октябрьского месторождения строительных песков.
В качестве обоснования отказа в продлении лицензии СРМ 00061 ТЭ, выраженного в письме от 05.05.2012 № 1455, административный орган ссылается на допущенные предприятием нарушения условий лицензии и вынесение Министерством природных ресурсов Республики Мордовия 16.09.2009 постановления о назначении наказания за административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.3 КоАП РФ.
Между тем, в письме от 05.05.2012 № 1455 Министерством не указывается, какие нарушения лицензионных требований и условий на момент обращения имеются у ОАО "Мордовавтодор", а также, что общество привлекалось к административной ответственности за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Из постановления Министерства природных ресурсов от 16.09.2009 усматривается, что к административной ответственности по статье 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 рублей привлечено должностное лицо - начальник Ардатовского ДРСУ филиала ФГУП "Мордовавтодор" Карпов С.А., который, согласно приказу генерального директора ФГУП "Мордовавтодор" от <...> № <...>, является ответственным за ведение добычных работ, а также за выполнение условий лицензии, выданной на добычу строительных песков на Октябрьском месторождении строительных песков, расположенном в Ардатовском районе Республики Мордовия.
Основанием для привлечения явилось то, что добычные работы на Октябрьском месторождении строительных песков проводятся без технического проекта на разработку месторождения, обязательное наличие которого предусмотрено пунктом 3.1 лицензионного соглашения.
Из материалов дела видно, что технический проект на разработку Октябрьского месторождения строительных песков изготовлен заявителем (владельцем лицензии) в 2009 году на основании договора с ОАО "Дорпроект" № <...> от <...>.
Как указывает заявитель, увеличение сроков изготовления и согласования технического проекта произошло ввиду необходимости уточнения исходных данных для заключения договора аренды лесного участка, на котором расположен участок месторождения, и проведения проектных работ.
В соответствии с заключением отдела лесопользования № <...> от <...> по данным материалов лесоустройства земельный участок расположен в эксплуатационных лесах. С учетом предполагаемой зоны освоения лесов на территории лесного фонда ГУ "Ардатовский лесхоз" отдел лесопользования согласовал возможность предоставления лесного участка, расположенного в границах выдела 38 квартала 83 Придорожного лесничества ГУ "Ардатовский лесхоз", общей площадью 3,4 га в целях разработки месторождения. В ходе осмотра на местности специалистами заинтересованных сторон были выявлены расхождения с данными графических материалов, приложенных к лицензии, и расположения участка по данным ГУ "Ардатовский лесхоз" о лесном участке, которые потребовали проведение дополнительных топогеодезических работ по определению точных границ участка недр. Таким образом, договор аренды лесного участка № 4/11 был подготовлен и заключен Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия с ФГУП "Мордовавтодор" только 27.02.2008.
Изучив представленные доказательства, суд установил, что на момент принятия ответчиком оспариваемого решения об отказе продления срока действия лицензии СРМ 00061 ТЭ, выраженного в письме от 05.05.2012 № 1455, у заявителя имелись все документы, подтверждающие необходимость дальнейшей разработки Октябрьского месторождения строительных песков, расположенного в Ардатовском районе Республики Мордовия.
Выполняемые обществом работы на указанном участке производятся в соответствии с положениями лицензии, добытый песок, как пояснил заявитель необходим и используется для строительства и реконструкции дорог, то есть для выполнения основного вида предпринимательской деятельности общества (пункт 4.2 Устава ОАО "Мордовавтодор").
Доказательств нарушений условий лицензии ОАО "Мордовавтодор" как пользователем недр административным органом не представлено, поскольку Министерством, как лицензирующим органом, проверка исполнения лицензионных требований и условий ОАО "Мордовавтодор" не осуществлялась. Ссылка ответчика на постановление Министерства природных ресурсов от 16.09.2009 судом отклонена, поскольку данным постановлением к административной ответственности по статье 7.3 КоАП РФ привлечено должностное лицо общества, а не ОАО "Мордовавтодор" как юридическое лицо, которому и выдана лицензия.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При изложенных обстоятельствах, у Министерства не имелось достаточно оснований для отказа ОАО "Мордовавтодор" в продлении срока действия лицензии, так как ответчиком не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о допущенных заявителем лицензионных требований и условий, все, предусмотренные действующим законодательством о недрах, документы для продления срока использования участка недр по лицензии серия СРМ 00061 ТЭ, обществом были представлены ответчику, в связи с чем суд считает, что заявление ОАО "Мордовавтодор" подлежит удовлетворению
Согласно пункту 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с этим, суд считает необходимым обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и продлить действие лицензии в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей (платежное поручение № <...> от <...>) подлежат отнесению на ответчика в полном объеме.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании объявлялся перерыв с 06.09.2012 до 13.09.2012.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление открытого акционерного общества "Мордовавтодор" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в продлении срока действия лицензии СРМ 00061 ТЭ, выраженный в письме от 05.05.2012 № 1455.
Отказ проверялся на соответствие требованиям Закона Российской Федерации "О недрах".
Обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и продлить действие лицензии СРМ 00061 ТЭ в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, расположенного по адресу: Республика Мордовия. г. Саранск. ул. Коммунистическая, 50 (запись о регистрации внесена в единый государственный реестр юридических лиц <...> ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска, ИНН <...>, ОГРН <...>) в пользу открытого акционерного общества "Мордовавтодор", расположенного по адресу: <...> (запись о регистрации внесена в единый государственный реестр юридических лиц <...> ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска, ИНН <...>, ОГРН <...>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья
Л.А.АРТАМОНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru