Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

О НАРУШЕНИЯХ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ОБРАЩЕНИИ С МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ

Приложение
к протоколу коллегии
Управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия
человека по Хабаровскому краю
от 11 октября 2012 г. № 2

Заслушав и обсудив доклад начальника отдела санитарного надзора Управления Чистяк В.М. "О нарушениях санитарного законодательства при обращении с медицинскими отходами", коллегия отмечает.
Проблема обращения с медицинскими отходами в настоящее время рассматривается как важная эпидемиологическая и экологическая составляющая безопасности населения.
На территории Хабаровского края ежегодно образуются более 3 тысяч тонн медицинских отходов, что составляет около 16% от общего количества отходов потребления. Количество медицинских отходов имеет устойчивую тенденцию к интенсивному росту, что связано с расширением номенклатуры изделий одноразового использования, внедрением новых методов лечения и диагностики. Так за 2010 год было накоплено 2725,4 т медицинских отходов, в 2011 объемы накопления возросли до 3885,8 т.
Лечебно-профилактические организации вне зависимости от профиля и коечной мощности в результате своей деятельности образуют различные по фракционному составу и степени опасности отходы. В соответствии с требованиями санитарных правил, для правильной организации работы по обращению с отходами, в каждой лечебно-профилактической организации должна быть разработана схема обращения с медицинскими отходами, в которой в обязательном порядке указывается качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов, что необходимо для определения потребности в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов.
Учет объемов образующихся отходов, в том числе медицинских, возложен на федеральные природоохранные органы. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчет по форме 2-ТП (отходы). В то же время указанная форма не позволяет точно определить объемы медицинских отходов по классам опасности.
Международный опыт обращения с медицинскими отходами показал преимущество применения централизованной системы обращения с медицинскими отходами. Такая система экономически целесообразна и эпидемиологически безопасна.
На территории Хабаровского края централизованный способ уничтожения медицинских отходов не организован и не применяется. По сложившейся практике отходы класса Б и В, в местах их образования, подвергаются обеззараживанию химическим методом и далее наравне с отходами класса А собираются, транспортируются и захораниваются на полигон твердых бытовых отходов, что является нарушением санитарных требований.
Специальное оборудование - установки для обезвреживания медицинских отходов имеются только в 3 учреждениях края (ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер", ГБУЗ "Перинатальный центр", ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии).
С 2011 года деятельность по обезвреживанию медицинских отходов осуществляет ООО "Эколоджи". Договор на обезвреживание медицинских отходов с этим учреждением заключили всего 64 лечебно-профилактические организации г. Хабаровска и Хабаровского района, что составляет 10% от общего количества таких организаций.
При проведении проверок в части обращения с медицинскими отходами установлено, что во многих лечебно-профилактических организациях имеется ряд грубых нарушений действующих требований и противоэпидемического режима. В том числе отсутствие достаточного количества специального оборудования, инвентаря, расходных материалов, а также простой и надежной технологии герметизации одноразовой упаковки. Так вручную отделялись иглы от использованных шприцев в КГБУЗ ККБ № 1 г. Хабаровск, КГБУЗ "Вяземская ЦРБ", МБУЗ "Троицкая ЦРБ", МБУЗ "Районная больница № 3" Хабаровского района; МБУЗ "Родильный дом № 4" г. Хабаровска.
Не выполнялись установленные требования к системе обращения с отходами в МУЗ "Городская больница № 7" г. Комсомольска-на-Амуре, ГУЗ "Краевая клиническая больница № 2" г. Хабаровск; МБУЗ "Детская городская клиническая поликлиника № 3". В фельдшерско-акушерских пунктах всех учреждений, расположенных на территории края, медицинские отходы сжигаются зимой в котельных, в теплый период года сжигаются в бочках, металлических контейнерах;
Проблемой для всех лечебно-профилактических организаций является отсутствие помещений для временного хранения отходов; отсутствие организованной системы мер на случай аварийной ситуации; отсутствие системного подхода к обучению медицинского и обслуживающего персонала правилам обращения с медицинскими отходами.
К числу наиболее актуальных проблем, возникающих при обращении с медицинскими отходами в лечебно-профилактических организациях, относится защита медицинского персонала от профессионального заражения инфекционными заболеваниями.
По данным статистики в Хабаровском крае зарегистрировано 2176 случаев ВИЧ-инфекции, в том числе среди жителей Хабаровского края - 1915 случаев, более 5 тысяч больных хроническими формами гепатитов В и С.
В 2011 году в лечебно-профилактических организациях края зарегистрировано 10 аварийных ситуаций, связанных с уколом иглой от ВИЧ-инфицированных пациентов.
Случаев инфицирования ВИЧ медицинских работников в лечебно-профилактических организациях, связанных с нарушениями требований при обращении с медицинскими отходами, в крае не зарегистрировано, но случаи профессионального заболевания вирусными гепатитами медицинских работников регистрируются регулярно. При этом удельный вес медицинских работников, привитых против гепатита "В" в 2011 году составил всего 94,91%.
В 2011 году проведено 205 проверок лечебно-профилактических организаций, из них 95 плановых, 110 внеплановых. По результатам проверок составлено 173 протокола об административных правонарушениях. В 2012 году проведено 153 проверки, составлено 112 протоколов.
В целях организации безопасной системы обращения с медицинскими отходами в Хабаровском крае, обеспечения соблюдения требований СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", коллегия Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю решила:
1. Министерству здравоохранения Хабаровского края (А.В.Витько), управлениям и отделам здравоохранения муниципальных образований края рекомендовать:
1.1. Принять меры по внедрению безопасных способов сбора, обеззараживания и удаления медицинских отходов в лечебно-профилактических организациях края в целях снижения эпидемиологического риска при обращении с медицинскими отходами, предупреждения случаев профессиональных заболеваний среди медицинских работников.
1.2. Проводить регулярную переподготовку медицинских работников лечебно-профилактических организаций по вопросам обеспечения эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами, применению современных мер защиты медицинского персонала от инфицирования.
1.3. Принять дополнительные меры по обеспечению учета аварийных ситуаций и доступности средств для проведения постконтактной профилактики инфекций.
1.4. Обеспечить иммунизацию против вирусного гепатита В всего медицинского персонала лечебно-профилактических организаций, а также населения в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
1.5. Рассмотреть вопрос о разработке краевой целевой программы по сбору, хранению, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов.
2. Начальнику отдела санитарного надзора Управления Чистяк В.М., начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Каравянской Т.Н., начальникам территориальных отделов Управления Мясоедову С.А., Харченко Г.В., Ходановичу Д.А., Ельчанинову А.А., Манькову В.М.:
2.1. Обеспечить контроль за соблюдением противоэпидемических требований и санитарных норм по сбору, временному хранению, обеззараживанию (обезвреживанию) и удалению медицинских отходов из лечебно-профилактических организаций.
2.2. Принять меры по повышению эффективности надзора за обращением с медицинскими отходами, повысить требовательность к соблюдению санитарного законодательства при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Председатель
В.А.Отт

Секретарь
Т.А.Меньщикова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru