Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2012 г. по делу № 3-42/12

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

                               председательствующего        Дмитриевой Л.А.
                               при секретаре               Черепановой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1.5 Положения о Координационном совете Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 января 2012 года № 3

установил:

14 января 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 3 "Об утверждении Концепции создания Регионального центра государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) и о создании Координационного совета Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству" (вместе с "Положением о Координационном совете Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству"), опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", № 24, 03.03.2012.
Пунктом 1.5 Положения о Координационном совете Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству (далее - Положение) установлено, что решения Координационного совета носят обязательный характер для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по вопросам подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) и инвестиционных проектов, претендующих на предоставление бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда Республики Саха (Якутия).
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1.5 Положения, указывая на противоречие данной нормы федеральному законодательству, в частности, статье 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающей обязательность исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, к числу которых решения Координационного совета отнесены быть не могут, поскольку названный коллегиальный орган не является органом государственной власти, следовательно, полномочиями по принятию нормативных правовых актов не обладает.
В судебном заседании прокурор Днепровский М.В. требования уточнил, указав, что оспаривается абзац 2 пункта 1.5 Положения, касающийся обязательности исполнения решений Координационного совета органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Просит заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Владимиров Д.Г., действующий на основании доверенности от 29.08.2011 г. № 813-П1, в судебном заседании с заявлением прокурора не согласился, полагает, что оспариваемая норма принята органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах его полномочий, установленных в совокупности частью 4 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, частью 1 статьи 80 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), Конституционным законом Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З № 51-1 "О Правительстве Республики Саха (Якутия)", Регламентом Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2010 года № 490. Суду пояснил, что в соответствии с пунктом 15.1 названного Регламента Правительство Республики Саха (Якутия) вправе образовывать постоянно действующие и временные правительственные и межведомственные координационные, консультативные и совещательные органы на представительной основе.
При этом координационные органы, как правило, именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти по сфере деятельности при решении определенного круга задач.
Согласно пункту 15.9 названного Регламента решения, принимаемые координационными органами в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех представленных в них исполнительных органов государственной власти, если иное не установлено законами или актами Президента Республики Саха (Якутия) и решениями Правительства
Считает, что оспариваемая прокурором норма не противоречит статье 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, поскольку решения Координационного совета не являются нормативными правовыми актами и обязательны только для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
14 января 2012 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 3 "Об утверждении Концепции создания Регионального центра государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) и о создании Координационного совета Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству" (вместе с "Положением о Координационном совете Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству"), опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", № 24, 03.03.2012.
Согласно пункту 1.1 Положения Координационный совет Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству (далее - Координационный совет) является постоянно действующим коллегиальным консультативно-совещательным органом Правительства Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения Координационный совет образован для обеспечения координации и эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия), бизнеса и общественности по вопросам подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства.
Пунктом 5.3 Положения установлено, что в состав Координационного совета включаются заместители Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) по курируемым направлениям, министр экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) и министр имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), руководитель рабочего органа Республиканского Центра государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) - руководитель Департамента государственно-частного партнерства Министерства экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия), представитель Центра государственно-частного партнерства Государственной Корпорации "Внешэкономбанк", представитель (депутат) Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), представитель Общественной палаты Республики Саха (Якутия), представитель Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия), представитель молодежного Правительства Республики Саха (Якутия). В состав Координационного совета могут быть включены и иные лица. Персональный состав Координационного совета утверждается распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия).
Таким образом, состав Координационного совета предполагает участие в работе упомянутого коллегиального органа как представителей органов государственной власти Республики Саха (Якутия), так и негосударственных некоммерческих организаций, а также государственной корпорации.
При этом согласно пункту 1.5 Положения решения Координационного совета носят:
обязательный характер для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по вопросам подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия) и инвестиционных проектов, претендующих на предоставление бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда Республики Саха (Якутия);
рекомендательный характер по вопросам своей компетенции для целей принятия нормативных правовых актов Президентом Республики Саха (Якутия) или Правительством Республики Саха (Якутия).
Согласно подпункту "н" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ предусматривают, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
При разрешении требований прокурора суд учитывает, что в соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обязательные для исполнения правовые акты вправе издавать органы представительной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их полномочий (статьи 5, 7, 22).
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2011 года № 640 утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), к числу которых Координационный совет Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству не относится, иным органом государственной власти, образуемым в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), Координационный совет также не является. Принимая во внимание данное обстоятельство, суд считает, что Правительство Республики Саха (Якутия) при издании оспариваемого нормативного правового акта было не вправе наделять коллегиальный консультативно-совещательный орган Правительства Республики Саха (Якутия) полномочиями по принятию решений, имеющих обязательный характер для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), поскольку тем самым названному Координационному совету по сути переданы государственно-властные полномочия юрисдикционного и нормотворческого характера, свойственные лишь для органов государственной власти.
Ссылка представителя заинтересованного лица на Регламент Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденный Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2010 года № 490, не принимается во внимание судом, так как в данном случае установленный порядок деятельности органа исполнительной власти субъекта РФ не устраняет противоречия оспариваемой прокурором нормы действующему федеральному законодательству. Доводы представителя заинтересованного лица, касающиеся того, что решения Координационного совета к нормативно-правовым актам не относятся, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку оспариваемая норма указания относительно характера принимаемых Координационным советом решений не содержит, однако обязательность исполнения таких решений устанавливает.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац 2 пункта 1.5 Положения о Координационном совете Республики Саха (Якутия) по государственно-частному партнерству, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 января 2012 года № 3 со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 27.06.2012 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru