Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2011 г. по делу № А82-7566/2011

Арбитражный суд Ярославской области в составе:
судьи Е.П. Украинцевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Русаковой,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление
Общества с ограниченной ответственностью "Спутниковое мультимедийное вещание" (ИНН 5010031991, ОГРН 1055001805814)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля (ИНН 7606015992, ОГРН 1047600816560)
об обязании вернуть из бюджета и перечислить на расчетный счет сумму налогов 1 532 086 руб.
при участии:
от заявителя - Жеглова А.Ю. (представитель по доверенности от 25.11.2010 г.),
Прендота И.В. (представитель по доверенности от 25.11.2010 г.)
от ответчика - Смирнов Д.А. (специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность от 30.12.2010 № 05-12/1/25504)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Спутниковое мультимедийное вещание" (далее по тексту - ООО "Спутниковое мультимедийное вещание") обратилось в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля об обязании произвести возврат и перечислить на расчетный счет 1 532 086 руб. излишне уплаченного налога.
В ходе судебного разбирательства представители заявителя поддержали предъявленные требования и уточнили, что общество просит обязать инспекцию вернуть из бюджета и перечислить на расчетный счет сумму налогов 1 532 086 рублей. Суд, установив, что уточнение требований заявлено в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не противоречит законам и иным нормативно-правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, принимает его.
В обоснование требований представители общества ссылаются на то, что наличие соответствующей переплаты подтверждается справкой налогового органа № 18820 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2010 года, в которой отражена переплата по налогу на добавленную стоимость в размере 1 580 520 рублей. По утверждению заявителя, образование переплаты по налогу на добавленную стоимость связано с подачей деклараций за 3 и 4 квартал 2006 г. (основной и уточненной), по которым налог исчислен к возмещению из бюджета. Исходя из того, что в нарушение положений ст. 176 Налогового кодекса РФ по итогам камеральных проверок этих деклараций в адрес налогоплательщика не направлялось решение о возмещении или отказе в возмещении налога, представители налогоплательщика полагают, что впервые о наличии указанной переплаты обществу стало известно из справки № 18820 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2010 г., полученной 04.07.2010 года.
Согласно пояснений представителей общества, данная справка была запрошена в связи с принятием решения о ликвидации ООО "Спутниковое мультимедийное вещание" и подачей соответствующего уведомления в налоговый орган, на основании которого в порядке ст. 49 Налогового кодекса РФ ответчик был обязан провести зачеты переплаты в счет имеющейся задолженности по налогам и оставшуюся сумму вернуть заявителю. По утверждению представителей налогоплательщика, о проведении зачетов организации стало известно в судебном заседании, состоявшемся 13.04.2011 г., по делу № А82-13343/2010 по заявлению ООО "Спутниковое мультимедийное вещание" к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля об отмене решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица от 08.09.2010 года.
Основываясь на положениях п. 4 и 5 ст. 49, п. 6 ст. 78, п. 3 ст. 79 Налогового кодекса РФ, а также позиции, изложенной в определении Конституционного суда РФ от 21.06.2001 № 173-О, представители общества полагают, что трехлетний срок на обращение в суд с заявлением о возврате налога должен исчисляться с 13.04.2011 г., то есть от даты получения сведений о проведении зачетов переплаты в счет имеющейся задолженности в связи с ликвидацией общества. Вместе с тем, налогоплательщик указывает на то, что в ст. 176 Налогового кодекса РФ соответствующий срок отсутствует и право на возмещение налога на добавленную стоимость возникает после проведения камеральной налоговой проверки представленной в инспекцию декларации.
Ответчиком предъявленные требования не признаны, представлен письменный отзыв. Из пояснений представителя налогового органа следует, что возврат переплаты по налогу производится только по заявлению налогоплательщика в силу ст. 78 Налогового кодекса РФ. По мнению ответчика, правовые основания для проведения возврата налога на добавленную стоимость, исчисленного к возмещению по декларациям за 3 и 4 кварталы 2006 г., отсутствуют, поскольку с соответствующим заявлением организация обратилась в налоговый орган с превышением трехлетнего срока, предусмотренного в п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ. Представитель инспекции полагает, что данный срок по подачу заявления в суд следует исчислять с 05.03.2010 г., то есть с даты представления уточненных налоговых деклараций за указанные периоды, поскольку в них налогоплательщик самостоятельно рассчитывал сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению из бюджета. В подтверждение своих доводов ответчик ссылается на правовую позицию, приведенную в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 25.02.2009 г. № 12882/08.
Рассмотрев материалы дела, выслушав стороны, суд установил следующее.
20.10.2006 г. ООО "Спутниковое мультимедийное вещание" представлена в налоговый орган декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2006 г., по которой налог исчислен к возмещению из бюджета в сумме 168 213 рублей. Данная величина увеличена на сумму 734 134 руб. по уточненной декларации общества № 1 за этот период от 05.03.2007 года. Таким образом по расчету заявителя всего за 3 квартал 2006 г. сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составляет 902 347 рублей.
Также на основании декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2006 г., поданной 22.01.2007 г., обществом заявлен к возмещению из бюджета налог в сумме 1 235 408 руб. и уменьшен на сумму 389 022 руб. в соответствии с уточненной декларацией № 1 от 05.03.2007 года. В итоге общая сумма возмещения за 4 квартал 2007 г. по данным налогоплательщика исчислена в размере 846 386 рублей.
Указанные декларации приняты Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Московской области и проведены в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика за соответствующий период, данных о проведении камеральных проверок указанных деклараций в материалах дела не имеется. В результате подачи этих деклараций по данным лицевого счета у организации образовалась переплата по налогу на добавленную стоимость, которая с учетом прочих начислений налога по состоянию на 14.12.2009 г. составила всего 1 580 520 рублей.
Далее организация в связи с изменением своего местонахождения с 17.12.2009 г. была поставлена на налоговый учет в инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля. Впоследствии единственным участником ООО "Спутниковое мультимедийное вещание" принято решение от 26.02.2010 г. о ликвидации юридического лица ввиду с нецелесообразности дальнейшей работы и 22.04.2010 г. в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о принятии решения о ликвидации.
09.12.2010 г. инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля проведен зачет переплаты по налогу на добавленную стоимость на сумму 48 433,05 руб. в счет погашения имеющейся задолженности общества по налогу на прибыль, налогу на имущество, единому социальному налогу (недоимки, пени, штрафам). По утверждению представителей сторон, принятые решения о зачете от 09.12.2010 № 2934 - 2937, 7606000002 - 7606000004 в адрес налогоплательщика ответчиком не направлялись и представлены в судебное заседание, состоявшееся 13.04.2011 г. при рассмотрении Арбитражным судом Ярославской области дела № А82-13343/2010 по заявлению ООО "Спутниковое мультимедийное вещание" к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля об отмене решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица от 08.09.2010 года.
После этого 19.05.2011 г. на основании справки № 18820 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2010 года общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате в порядке ст. 78 Налогового кодекса РФ излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость в размере 1 580 520 рублей.
По решению инспекции от 26.05.2011 № 407 организации отказано в осуществлении зачета (возврата) налога, поскольку заявление на возврат суммы излишне уплаченного налога подано по истечении трех лет со дня уплаты (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Отказ налогового органа в возврате налога на добавленную стоимость в сумме 1 532 086 руб. исходя из суммы переплаты за вычетом общей величины проведенных зачетов (1 580 520 руб. - 48 433,05 руб.) послужил основанием для обращения организации с указанными требованиями в суд.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что у налоговой инспекции отсутствует обязанность по возврату соответствующей суммы налога, исходя из следующего.
В силу подп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Статья 78 Налогового кодекса РФ, регламентирующая порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, устанавливает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (пункт 3). В силу п. 6,7 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение о месяца со дня получения такого заявления за вычетом сумм, подлежащих зачету в счет погашения недоимки (задолженности). При этом указано, что письменное заявление налогоплательщика может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение 10 дней со дня получения заявления принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога при наличии соответствующих оснований.
Данные правила применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов (п. 14 ст. 78 Налогового кодекса РФ). Из содержания указанных положений следует, что налогоплательщик в течение трех лет со дня уплаты налога (пени) вправе предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов, поэтому установленный в п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ трехлетний срок на подачу соответствующего заявления адресован налоговым органам и не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства.
Вместе с тем, исходя из положений п. 6 ст. 176 Налогового кодекса РФ после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, при отсутствии у налогоплательщика недоимки по федеральным налогам, соответствующим пеням и штрафам, подлежащим уплате или взысканию в установленном порядке, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
В соответствии с п. 7 ст. 176 Налогового кодекса РФ решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
В соответствующий период применялась правовая позиция, изложенная в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2004 № 5351/04, от 21.12.2004 № 10848/04, от 29.11.2005 № 7528/05, от 28.11.2006 № 9355/06 согласно которой по ст. 176 Налогового кодекса РФ сумма налога на добавленную стоимость подлежит возврату налогоплательщику с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. До получения заявления налогоплательщика, в котором содержится явно выраженная им воля на возврат сумм налога, у инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению.
По смыслу пункта 6 статьи 176 Налогового кодекса РФ заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.
При этом суд исходит из того, что суммы налога на добавленную стоимость, заявленные налогоплательщиком к вычету, могли быть зачтены или возвращены инспекцией лишь по результатам проведения камеральной налоговой проверки уточненных деклараций, срок проведения которых согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ составляет 3 месяца со дня представления декларации. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 19.01.2010 № 11822/09 и учитывается судом в целях соблюдения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В данном случае, как видно из материалов дела и пояснений сторон, по результатам проведения камеральной проверки деклараций ООО "Спутниковое мультимедийное вещание" по налогу на добавленную стоимость за 3 и 4 квартал 2006 г., в том числе уточненных от 05.03.2007 г., Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Московской области решения не принимались и обществом не подавались заявления о возврате налога на добавленную стоимость, исчисленного к возмещению за эти периоды.
Принимая во внимание изложенную в определении Конституционного суда РФ от 21.06.2001 № 173-О, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 № 17372, правовую позицию в целях соблюдения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, суд полагает, что в рассматриваемом случае вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 Налогового кодекса РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 № 17372 указано, что моментом, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.
При определении момента, с наступлением которого начинается течение срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, необходимо учитывать, что возврат сумм излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Для реализации налогоплательщиком указанных положений Налогового кодекса РФ и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ).
В данном случае с учетом того, что, что налог на добавленную стоимость подлежит декларированию налогоплательщиком и рассчитывается им самостоятельно, суд признает, что моментом когда заявитель узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, образовавшей за счет предъявления этого налога к возмещению из бюджета, является истечение трехмесячного срока проведения камеральной проверки поданной им в налоговый орган декларации за соответствующий период.
Соответственно о наличии переплаты по этому налогу ООО "Спутниковое мультимедийное вещание" могло и должно была узнать в момент истечения указанного срока.
При таких обстоятельствах, учитывая что своевременно налогоплательщик за сверкой расчетов в налоговый орган не обратился и не проявил разумной заинтересованности в своевременном получении на расчетный счет налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из бюджета, доводы представителей заявителя о том, что обществу стало известно о наличии спорной переплаты при получении справки № 18820 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2010 г., предоставленной 04.07.2010 г., а также после сообщения налогового органа о проведении зачетов, судом не принимаются как несостоятельные.
Также судом отклоняется ссылка заявителя на положения ст. 49 Налогового кодекса РФ, устанавливающие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) при ликвидации организации, поскольку сам факт проведения ликвидации юридического лица не меняет общих сроков взыскания и возврата налога, установленных по правилам ст. 176, 78 и 79 Налогового кодекса РФ, и не является правовым основанием для их продления (восстановления) как для налогового органа, так и для налогоплательщика.
Следовательно, суд полагает, что отказ инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля в проведении возврата налога на добавленную стоимость в сумме 1 532 086 руб. соответствует действующему законодательству и является правомерным, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании платежного поручения от 11.07.2011 № 1 заявителем перечислена в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 28 805,2 рублей. В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ понесенные судебные расходы суд относит на заявителя.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Требования Общества с ограниченной ответственностью "Спутниковое мультимедийное вещание" об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ярославля вернуть из бюджета и перечислить на расчетный счет сумму налогов 1 532 086 руб. оставить без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 28 805,2 руб. отнести на заявителя.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный арбитражный суд (г. Киров) в месячный срок.

Судья
Е.П.УКРАИНЦЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru