Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2012 г. по делу № А82-13266/2011

Резолютивная часть оглашена 20.02.2012.
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
председательствующего Сурововой М.В.
судей Ландарь Е.В. и Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Педченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ЗАО "Горн" (ИНН 7604049386, ОГРН 1027600690809)
к Муниципальному совету Ярославского муниципального района (ИНН 7606058185, ОГРН 1067606018655)
при участии прокурора Ярославской области
о признании решения от 29.11.2010 № 47 (в ред. от 28.04.2011) "Об утверждении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, расположенных на территории Ярославского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, применяемых для расчета величины годовой арендной платы" не действующим как не соответствующего Постановлению Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п
при участии:
от заявителя - Черницыной Е.В. директора
от ответчика - Олифиренко И.В. по доверенности от 17.02.2012
от прокурора - Кузьмина А.Г. прокурора отдела

установил:

Закрытое акционерное общество "Горн" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - решения Муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 29.11.2010 № 47 "Об утверждении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, расположенных на территории Ярославского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, применяемых для расчета величины годовой арендной платы" (в редакции решения от 28.04.2011 № 20) как не соответствующего Постановлению Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области" (далее - постановление № 710-п).
Решение оспаривается заявителем в части абзаца первого пункта 14 Приложения к решению по тому основанию, что при установлении коэффициента функционального использования для земельных участков, предоставленных для строительства, в течение первого года после окончания срока аренды по первому заключенному договору аренды не учтено приостановление действия пункта 2.9 постановления № 710-п, которым были установлены повышающие коэффициенты для таких земельных участков.
Муниципальный совет считает принятое решение, в том числе и в оспариваемой части, законным и соответствующим полномочиям органов местного самоуправления по установлению коэффициентов функционального использования земельных участков.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса в дело вступил прокурор Ярославской области. По мнению прокурора, оспариваемый акт нарушает права заявителя, не соответствует постановлению № 710-п и подлежит признанию недействующим.
Рассмотрением материалов дела коллегией судей установлено.
Решением Муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 29.11.2010 № 47 утверждены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории Ярославского муниципального района. Решение вступило в силу с 01.01.2011 и действовало до 01.01.2012, когда оно было признано утратившим силу в связи с принятием нового решения от 24.11.2011 № 56 об утверждении тех же коэффициентов.
Пунктом 14 приложения к решению установлен коэффициент функционального использования земельных участков, предоставленных для строительства (кроме земельных участков под объектами индивидуального жилищного строительства в пределах сроков по первому заключенному договору, земельных участков для строительства гаражей для индивидуального автотранспорта, строительства объектов, осуществляемого за счет средств бюджетов всех уровней, строительства объектов, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность, строительства объектов, осуществляемого за счет специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, предназначенных для финансирования программ газификации, утверждаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в пределах сроков по первому заключенному договору аренды земельного участка, и земельных участков для строительства индивидуальных бань в пределах сроков по первому заключенному договору аренды земельного участка) в течение первого года после окончания срока аренды по первому заключенному договору аренды земельного участка в размере 10,152.
Заявитель является арендатором земельного участка кадастровым номером 76:17:030401:0084, государственная собственность на который не разграничена. Земельный участок предоставлен ему администрацией Ярославского муниципального района для строительства коттеджного поселка. Первый договор аренды был заключен сторонами 21.11.2008 сроком действия до 27.04.2011, второй - после истечения срока действия первого - 21.07.2011 на срок до 27.04.2014. Арендная плата по второму договору рассчитана по коэффициенту функционального использования, установленному в пункте 14 приложения к оспариваемому решению, в размере 10,152.
Таким образом, оспариваемое решение было применено в отношении заявителя в период его действия в 2011 году и потому подлежит проверке судом в рамках заявленных требований.
Коэффициенты функционального использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые применяются для расчета величины арендной платы за земельные участка, установлены представительным органом Ярославского муниципального района на основании названного постановления Правительства Ярославской области № 710-п.
Постановление принято на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и определяет, что размер годовой арендной платы за использование земельного участка определяется как арифметическое произведение трех показателей: удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв. м), площади земельного участка (кв. м) и коэффициента функционального использования, определяемого на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района или городского округа /процент/. При этом коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципальных районов области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Пунктом 2.9 постановления (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), о котором говорит заявитель, предусмотрено, что при расчете арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, строительства гаражей для индивидуального автотранспорта, строительства объектов, осуществляемых за счет средств бюджетов всех уровней, строительства объектов, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность, строительства объектов, осуществляемого за счет специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, предназначенных для финансирования программ газификации, утверждаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в случае нарушения срока аренды по первому заключенному договору аренды земельного участка применяются повышающие коэффициенты: коэффициент 5 - в течение первого года после окончания срока аренды; коэффициент 10 - в течение второго года после окончания срока аренды; коэффициент 15 - в течение третьего года после окончания срока аренды и коэффициент 20 - в течение четвертого года после окончания срока аренды.
Постановлением Правительства Ярославской области от 27.07.2009 № 762-п "О мерах поддержки строительной отрасли в Ярославской области и внесении изменения в постановление Администрации области от 15.10.2007 № 471-а" действие постановления № 710-п в части пункта 2.9 приостановлено.
Постановление было принято с учетом сложившейся в строительной отрасли ситуации с падением спроса и резким замедлением темпов проектирования и строительства и в целях создания благоприятных условий использования земельных участков для строительства, вступило в силу с 16.08.2009 и действовало до 01.01.2012, когда было признано утратившим силу новым постановлением о мерах поддержки строительной отрасли в Ярославской области от 13.10.2011 № 801-п.
Рассматривая вопрос о том, установлен ли оспариваемый заявителем коэффициент с учетом приостановленного положения постановления Правительства области или, как утверждает Муниципальный совет, независимо от него, коллегия судей исходит из следующего.
Как было указано, Законом о введении в действие Земельного кодекса к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Пункт 2.9, которым установлены повышающие коэффициенты при нарушении сроков строительства (аренды земельных участков), находится в разделе 2 постановления № 710-п "Порядок определения арендной платы за использование земельных участков" и, следовательно, относится к порядку определения арендной платы. Полномочия же органов местного самоуправления ограничены только установлением коэффициентов функционального использования земельных участков, которые устанавливаются на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости этой деятельности для муниципального образования.
Как следует из оспариваемого решения, коэффициент функционального использования земельных участков, предоставленных для строительства в пределах сроков по первому заключенному договору аренды, составляет 2,031. Оспариваемый коэффициент составляет 10,152, что как раз в пять раз больше.
Такое увеличение коэффициента функционального использования не объясняется ни видом экономической деятельности арендатора, ни ее социальной значимостью, а объясняется как раз применением повышающего коэффициента арендной платы, установленного пунктом 2.9 постановления Правительства области, на основании которого и в соответствии с которым было принято оспариваемое решение.
Также суд отмечает, что и Правительство области при установлении коэффициентов функционального использования тех земельных участков, которыми оно распоряжается, использовало тот же механизм применения повышающих коэффициентов арендной платы - путем соответствующего кратного увеличения коэффициентов функционального использования. Соответствующие пункты таблицы установленных Правительством области коэффициентов также были приостановлены названных постановлением № 762-п.
С учетом изложенного коллегия судей соглашается с доводами заявителя о том, что коэффициент функционального использования земельных участков, установленный в пункте 14 оспариваемого решения Муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области, не соответствует постановлению Правительства Ярославской области, на основании которого оно принято.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать абзац первый пункта 14 приложения к решению муниципального Совета Ярославского муниципального района от 29.11.2010 № 47 "Об утверждении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, расположенных на территории Ярославского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, применяемых для расчета величины годовой арендной платы" не действующим как не соответствующее постановлению Правительства Ярославской области от 27.07.2009 № 762-п "О мерах поддержки строительной области в Ярославской области и внесении изменений в постановление Администрации области от 15.10.2007 № 471-А".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок.

Председательствующий
М.В.СУРОВОВА

Судьи:
Е.В.ЛАНДАРЬ
Т.Б.КРАСНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru