Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 21 марта 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 04 апреля 2012 г.
Комиссия Волгоградского УФАС России по рассмотрению дела № 11-01-10-02/623, возбужденного в отношении муниципального унитарного предприятия "Г" (МУП "Г", <...>) по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 и п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
председателя Комиссии: заместителя руководителя Управления - Никуйко Ирины Борисовны,
членов Комиссии: начальника отдела экономического анализа Мариной Галины Анатольевны,
главного специалиста-эксперта отдела экономического анализа Гриценко Дениса Валерьевича,
главного государственного инспектора отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы - Алимовой Елены Владимировны,
в присутствии представителей:
от УРТ Администрации Волгоградской области - А.В. (доверенность <...>),
от МУП "Г" - Т.А. (доверенность <...>),
от СНТ "Д" - председатель А.И. (постановление № 2 конференции от 12.05.2008, протокол № 9);
Ф.С. - представитель не явился, извещена, установила:
В Волгоградское УФАС России поступило заявление (вх. № 4029 от 07.06.2011) Садоводческого некоммерческого товарищества "Д" и заявление от гражданки Ф.С. (вх. № 4216 от 14.06.2011) в отношении МУП "Г".
Гр. Ф.С. сообщила о резком увеличении стоимости на техническую воду (с 2 р. 77 коп. за м3 в 2010 г. до 8 р. 13 коп. за м3 в 2011 г.). "Жители всего нашего поселка /поселок 19 Партсъезда/...возмущены такой высокой стоимостью воды" - указано в обращении. В подтверждение указанных в заявлении фактов Ф.С. приложены копии квитанций на оплату коммунальных услуг со строкой "Полив огорода" за 2010 г. и 2011 г.
Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) "Д" просило антимонопольный орган провести проверку МУП "Г" по факту повышения тарифов на техническую воду (с 2,14 руб. за м3 без НДС в 2009 г. - 2010 г. до 8 р. 13 коп. за м3 с учетом НДС в 2011 г.), обеспечить государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом МУП "Г", принять меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства (ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции") и привлечь к ответственности за нарушение, признать повышение тарифов на подачу технической воды МУП "Г" противоречащим антимонопольному законодательству.
При этом в заявлении от 07.06.2011 указано, что, по мнению Товарищества, МУП "Г" не имело право требовать от СНТ "Д" исполнения оплаты по новым тарифам, рассматривая МУП "Г" как доминирующий субъект на рынке оказания услуг на отпуск воды и прием сточных вод. Потребитель воды - Садоводческое некоммерческое товарищество "Д" - указал, что имеет возможность приобретать воду только у МУП "Г".
СНТ "Д" считает, что МУП "Г" установило монопольно высокую цену на свои услуги; навязывает стоимость услуг, экономически и технологически не обоснованную, невыгодную для потребителя, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
16 ноября 2011 г. вынесено определение о назначении дела № 11-01-10-02/623 о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" к рассмотрению.
В рамках рассмотрения заявлений, в ходе рассмотрения дела от участников рассматриваемых правоотношений, от Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области поступили объяснения, пояснения.
В ответ на запрос от 21.06.2011 № 05-13/4191 МУП "Г" направило в адрес антимонопольного органа информацию по установлению тарифа на техническое водоснабжение. Муниципальное унитарное предприятие пояснило следующее:
- в силу технологических особенностей производственный баланс подъема, транспортировки и распределения питьевой и технической воды в МУП "Г" является единым. Ведение раздельного бухгалтерского баланса невозможно. Ввиду этого между технической и питьевой водой сложилось так называемое перекрестное субсидирование (часть затрат одной услуги перекладывалась на затраты другой), т.е. тариф на техническую воду, по словам Ответчика, искусственно занижался;
- при подаче заявки на регулирование услуг, оказываемых предприятием потребителям на 2011 год, МУП "Г" исходило из вышеуказанных принципов. Постановлением УРТ Администрации Волгоградской области от 27.12.2010 № 38/2 для МУП "Г" были установлены тарифы только на холодное водоснабжение питьевой водой, водоотведение и очистку сточных вод. Тариф на техническую воду МУП "Г" УРТ Администрации Волгоградской области установлен не был со ссылкой на федеральное законодательство;
- УРТ Администрации Волгоградской области произвело разделение баланса производства и реализации воды потребителям на питьевую и техническую воду, что МУП "Г" считает некорректным, т.к. подъем и производство данных видов воды взаимосвязаны. При этом УРТ исключило из общего расчета электрической энергии объем 9741,0 т. кВт.ч как объем, относящийся к сфере технического водоснабжения. Это привело к резкому удорожанию стоимости именно технической воды;
- согласно решению Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 № 48/1159 "О Порядке установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями Волгограда", в соответствии с Правилами по порядку формирования, расчета и установления тарифов на прочие (не относящиеся к услугам общегородского значения) услуги, предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями Волгограда, утвержденными постановлением главы Волгограда от 24.06.2010 № 1521; учитывая тот факт, что постановлением главы Волгограда от 04.02.2011 № 343 "О признании утратившим силу постановления главы Волгограда от 29.04.2010 № 902 "О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение МУП "Г" действие тарифа на техническую воду было отменено.
В связи с этим приказом директора МУП "Г" от 08.02.2011 № 82п-11 "О применении производственной программы и тарифа по техническому водоснабжению потребителей МУП "Г" на 2011 г." был введен тариф (6,89 руб./м3 с 01.01.2011), максимально учитывающий финансовые потребности предприятия при реализации технической воды;
- в связи с вступлением в силу приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" МУП "Г" направило пакет документов в УРТ Администрации Волгоградской области для установления тарифа на техническую воду;
- МУП "Г" считает, что тариф, введенный приказом директора муниципального унитарного предприятия, а также тариф, направленный на утверждение в УРТ Администрации Волгоградской области, полностью соответствуют постановлению УРТ Администрации Волгоградской области от 17.11.2010 № 26/1 "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год", согласно которому индекс для организаций коммунального комплекса г. о. г. - г. Волгоград установлен в размере 120,0%.
Также МУП "Г" были представлены объяснения по делу № 11-01-10-02/623.
Предприятие ввиду необходимости пояснения экономической обоснованности установленной стоимости технической воды указало на следующие обстоятельства:
- Предприятию уполномоченным государственным органом (Управлением по тарифам Администрации Волгоградской области) не был установлен тариф на техническую воду с 01 января 2011 г. Данный тариф был установлен Предприятию постановлением УРТ Администрации Волгоградской обл. от 05.10.2011 № 39/1 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения (техническая вода), оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Г" на период с 5 ноября 2011 г. по 31 декабря 2011 г.";
- одновременно с установлением цены на техническую воду Предприятием были утверждены производственная программа по техническому водоснабжению потребителей МУП "Г" и калькуляция финансовых потребностей МУП "Г" для реализации производственной программы в сфере технического водоснабжения, в соответствии с которой с учетом финансовых потребностей Предприятия и был рассчитан размер цены на техническую воду.
В обоснование правомерности своих действий МУП "Г" ссылается также на п. 28 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания);
- в соответствии с балансом производства и реализации воды и отведения стоков МУП "Г" объем отпуска технической воды на 2010 г. составил 6938,4 тыс. м/куб. Данный объем учитывался Предприятием при утверждении калькуляции финансовых потребностей МУП "Г" для реализации производственной программы в сфере технического водоснабжения, в соответствии с которой с учетом потребностей Предприятия и был рассчитан размер цены на техническую воду. Кроме того, аналогичный объем технической воды был принят в постановлении УРТ Администрации Волгоградской области от 05.10.2011 № 39/1 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения (техническая вода), оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Г".
В соответствии с утвержденной постановлением главы Волгограда от 29 апреля 2010 г. № 902 "О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию "Г" производственной программой Предприятия объем выработки воды с 01.01.2011 по 31.12.2011 был установлен в размере 153889,8 тыс. м/куб.
Таким образом, МУП "Г" делает вывод, что объем отпуска технической воды (6938,4 тыс. м/куб.) составляет 4,509% от общего объема водоснабжения (153889,8 тыс. м/куб.);
- исходя из рассчитанного процентного соотношения доли объема технической воды в общем объеме забранной воды с учетом затрат, отраженных в Отчетной калькуляции себестоимости отпущенной воды за 2010 г., Предприятием с учетом затрат на уплаты налога на имущество была подготовлена калькуляция с разбивкой затрат по питьевой и технической воде, исходя из вышеуказанного процентного соотношения.
В соответствии с представленной калькуляцией себестоимость 1 куб./м отпущенной технической воды составляет 7,54 руб.;
- дополнительно МУП "Г" указало, что в соответствии с отчетом о прибыли и убытках за 2010 г. убыток Предприятия за 2010 г. составляет 122544000 руб.
Ответчик считает, что стоимость технической воды, установленной Предприятием в период с 01 января 2011 г. по 04 ноября 2011 г. полностью соответствует тем расходам, которые Предприятие несет при оказании услуг по снабжению потребителей технической водой.
Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области в рамках рассмотрения дела № 11-01-10-02/623 представило пояснения, согласно которым:
1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с указанными полномочиями постановлением главы Волгограда от 29.04.2010 № 902 "О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию "Г" были установлены тарифы на питьевую и техническую воду, а также на водоотведение для МУП "Г", в том числе тариф на техническую воду был установлен в размере 2,35 руб./куб. м без НДС. В соответствии с п. 2 данного постановления указанные тарифы установлены на срок с 01.06.2010 по 31.12.2011.
Постановлением администрации Волгограда от 04.02.2011 № 343 постановление главы Волгограда от 29.04.2010 № 902 было признано утратившим силу с 01.01.2011. При этом в обоснование вынесенного постановления администрация Волгограда ссылается на постановление Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 27.12.2010 № 38/2 "О досрочном пересмотре тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей МУП "Г".
УРТ Администрации Волгоградской области считает, что оснований для признания утратившим силу постановления главы Волгограда от 29.04.2010 № 902 в части установленного тарифа на техническую воду не было, так как постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 27.12.2010 № 38/2 для потребителей МУП "Г" тарифы были установлены на питьевую воду. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", в соответствии с которым в системах холодного водоснабжения подлежат установлению органами регулирования субъектов Российской Федерации тарифы на техническую воду, вступил в силу только с 05.04.2011. До вступления в силу указанного приказа Министерства регионального развития Российской Федерации тарифы на техническую воду не подлежали государственному регулированию органами регулирования субъектов Российской Федерации, что полностью подтверждается имеющейся судебной практикой (постановление ФАС Поволжского округа от 28.04.2011 по делу № А65-13367/2010, постановление ФАС Поволжского округа от 25.06.2009 по делу № А12-18652/2008).
УРТ Администрации Волгоградской области полагает, что до введения в действие тарифов на техническую воду для потребителей МУП "Г", установленных постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 05.10.2011 № 39/1, должен был применяться тариф на техническую воду, установленный органом местного самоуправления г. Волгограда.
2. Управлением при регулировании тарифов на техническую воду для МУП "Г" было применено сочетание метода установления фиксированных тарифов и метода индексации (приказ Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса").
При установлении тарифов период регулирования составляет от 1 года и более по решению органа регулирования.
Согласно мнению УРТ тариф, применяемый МУП "Г" в размере 6,89 руб./м куб. (без НДС), выше экономически обоснованного, утвержденного Управлением в размере 3,44 руб./м куб. (без НДС).
Исследовав материалы дела, рассмотрев представленные объяснения, Комиссия по рассмотрению дела № 11-01-10-02/623 установила следующее.
СНТ "Д" в лице Председателя А.И., действующего на основании Устава, заключило 01.06.2009 договор на отпуск воды и прием сточных вод № 004518 ("Прочие предприятия") с МУП "Г" в лице директора Б.С. (<...>).
Договором предусмотрен порядок расчетов: п. 4.1 соглашения сторон закрепил, что расчеты за отпущенную воду, принятые сточные воды и загрязняющие вещества производятся по тарифам, утвержденным регулирующими органами. На момент заключения договора тарифы установлены в размере 2,14 руб. (без НДС) за 1 куб. м технической воды.
В 2011 г. приказом директора МУП "Г" от 08.02.2011 № 82п-11 установлен тариф на техническую воду в размере 6,89 руб. (без НДС) за 1 куб. м технической воды.
В соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Согласно поручению председателя Комиссии по рассмотрению дела № 11-01-10-02/623 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с п. 3.7 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17 января 2007 г. № 5, и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18026), далее по тексту - Порядок, отделом экономического анализа Волгоградского УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения МУП "Г" (аналитический отчет № 23 от 18.01.2012).

Содержание абзаца соответствует официальному тексту документа.

В качестве источников исходной информации в соответствии с пунктом 1.5 Порядка в качестве исходной информации использовались:
- обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган (заявление СНТ "Д" от 07.06.2011 № 4029, заявление Ф.С. от 14.06.2011 № 4216);
- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов (письмо МУП "Г" от 01.07.2011 № 4730, от 12.09.2011 № 6715, от 28.12.2011 № 9524; письмо СНТ "Д" от 30 ноября 2011 № 8682, от 12 декабря 2011 г. № 9203;
- нормативно-правовые акты.
Временной интервал исследования, учитывая даты совершения обжалуемых заявителями действий МУП "Г", определен временным интервалом - 2010 год.
По результатам проведенного анализа сделаны следующие выводы.
Исследованный товарный рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией. Уровень концентрации рынка технической воды - высокий. Товаров, способных заменить техническую воду, поставляемую МУП "Г", не выявлено.
МУП "Г" на локальных рынках технической воды в границах расположения водопроводных сетей МУП "Г" на территории г. Волгограда имеет долю 100%, обладает признаками естественной монополии и способно оказывать решающее влияние на условия обращения товара, что в соответствии со ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" свидетельствует о наличии доминирующего положения.
На основании изложенного Комиссией положение МУП "Г" на локальных рынках технической воды в границах расположения водопроводных сетей МУП "Г" на территории г. Волгограда признается доминирующим.
Законом (ч. 4 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции") хозяйствующему субъекту дано право представлять в антимонопольный орган доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
При рассмотрении дела № 11-01-10-02/623 МУП "Г" таких доказательств не представляло, ознакомившись с аналитическим отчетом от 18.01.2012 № 23, представитель Ответчика на заседании Комиссии 21 марта 2012 г. согласился с наличием доминирующего положения МУП "Г" на рассматриваемом товарном рынке.
Подпунктом 1 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, а также экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
При этом монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами (ч. 1 ст. 6 ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" монопольно высокой ценой товара является цена, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:


а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
Однако в ходе рассмотрения дела Комиссия, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, установила основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства: тарифы на техническую воду подлежат государственному регулированию, вследствие чего хозяйствующие субъекты не вправе самостоятельно устанавливать цены; самостоятельное установление тарифов, подлежащих государственному регулированию, является противоправным деянием.
Комиссия по рассмотрению дела № 11-01-10-02/623 пришла к выводу о наличии в действиях МУП "Г" признаков нарушения подп. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" (нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования), о чем было объявлено на заседании Комиссии 06 марта 2012 г.
21 марта 2012 г. на заседании Комиссии представители СНТ "Д" поддержали свои первоначальные требования, указав на неправомерность решения, принятого руководством МУП "Г", о резком увеличении тарифов (при ожидаемом не более 20% увеличении) на техническую воду, которую используют члены Товарищества в целях орошения своих хозяйственных участков (огородов) в поливной сезон (с апреля по ноябрь). Вне поливного сезона Товарищество в технической воде не нуждается, счета на оплату "техническая вода" не выставляются.
От гр. Ф.С. (уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела) дополнений, ходатайств, уточнений по заявлению в рамках рассмотрения дела не поступило.
21 марта 2012 г. на заседании Комиссии представитель Ответчика в связи с новыми обстоятельствами (по признакам нарушения подп. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции") поддержал ранее предоставленные Комиссии объяснения (от 05.12.2011, вх. № 8795), события правонарушения (подп. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции") не признал.
Постановлением главы Волгограда от 29.04.2010 № 902 "О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию "Г" МУП "Г" были установлены тарифы для потребителей Волгограда на холодную воду и водоотведение, включавшие тариф на питьевую воду, тариф на техническую воду и тариф на водоотведение.
В соответствии с п. 2 указанного постановления тарифы были и установлены Предприятию на период с 01 июня 2010 г. по 31 декабря 2010 г.
В 2010 г. были внесены изменения в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ. В силу внесенных изменений полномочия по регулированию тарифов на услуги, оказываемые Ответчиком, были переданы Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее также - УРТ).
27 декабря 2010 г. УРТ Администрации Волгоградской области вынесено постановление № 38/2 "О досрочном пересмотре тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей муниципального унитарного предприятия "Г". Указанным постановлением МУП "Г" были установлены только тарифы на холодную воду и водоотведение, очистку сточных вод на период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г.
Постановлением администрации Волгограда от 04.02.2011 № 343 "О признании утратившим силу постановления главы Волгограда от 29 апреля 2010 г. № 902 "О согласовании производственной программы по водоснабжению и водоотведению и об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение муниципальному унитарному предприятию "Г" постановление № 902, которым Предприятию был установлен тариф на техническую воду на 2010 г., было отменено.
15 февраля 2011 г. Министерством регионального развития Российской Федерации издан приказ № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.03.2011 № 19999, вступил в силу с 05 апреля 2011 г., далее - Методические указания).
Подпунктом 1 пункта 30 Методических указаний в системах холодного водоснабжения выделены следующие виды товаров (услуг):
- техническая вода;
- питьевая вода;
- услуги по подъему воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса);
- услуги по очистке воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса);
- услуги по транспортированию воды (для организаций, участвующих только на отдельных стадиях технологического процесса).
Абзацем вторым пункта 47 Методических указаний в системах холодного водоснабжения установлены тарифы на техническую воду, которые рассчитываются для организации коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение потребителей, исходя из величины финансовых потребностей, связанных с подъемом и механической очисткой воды, транспортировкой неочищенной воды, а также с учетом расходов на покупку технической (неочищенной) воды и оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортировкой технической воды.
Решением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 августа 2011 г. № ВАС-7518/11 абзацы третий и седьмой пункта 30, абзацы второй и четвертый пункта 47 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Минрегиона России от 15.02.2011 № 47, признаны соответствующими Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, имеющим большую юридическую силу.
Комиссия на основании вышеизложенного считает необоснованной позицию Ответчика, согласно которой в период с 01 января 2011 г. по 04 ноября 2011 г. тарифы МУП "Г" на техническую воду не подлежали государственному регулированию и, следовательно, цена услуги Предприятия по отпуску технической воды должна была определяться иным, определенным в соответствии с законодательством, способом.
Отрицая событие правонарушения, представитель Ответчика подтвердил, что в связи с изданием Методических указаний, с учетом позиции, изложенной в письме УРТ Администрации Волгоградской области от 20.04.2011 № 31-06-10/743, МУП "Г" обратилось в УРТ с заявлением об установлении тарифа на техническую воду.
Так, 22 апреля 2011 г. в УРТ Администрации Волгоградской области из МУП "Г" поступило письмо о направлении расчета тарифа по технической воде для потребителей г. Волгограда и рассмотрении вопроса об установлении данного тарифа на 2011 г. МУП "Г" сообщило регулирующему органу, что пакет документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации № 520, направлен письмом от 10.01.2010 № 5669и-10 на 1246 л., а также дополнительными письмами в порядке ответов на запросы.
На основании изложенного, с учетом введения в действие с 05 апреля 2011 г. нормативного правового акта, закрепившего положения о государственном регулировании тарифов на техническую воду, МУП "Г" не имело права самостоятельного установления тарифа на техническую воду.
В соответствии с п. п. 1.1 Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 г. № 674-п "Об утверждении Положения об Управлении по региональным тарифам Администрации Волгоградской области" (далее - Положение), УРТ Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.н.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
УРТ Администрации Волгоградской области в соответствии с п. 2.51 Положения устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для Волгоградской области, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Под ценообразованием понимается процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.10.2010 по делу № А21-1911/2010).
Порядок ценообразования рассматривается практикой как соответствие процесса формирования и применения цен (надбавок, скидок) нормативным правовым актам (например, закон г. Москвы от 28.01.2004 № 5 "О государственном контроле за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен").
Иными нормативными актами, а также судебной практикой также подтверждена правомерность позиции антимонопольного органа по данному вопросу - Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2011 по делу № А12-7027/2011.
Данными актами, решением Суда подтверждается, что в рамках понятия "Порядок ценообразования" рассматривается порядок государственного регулирования цен и тарифов, а также порядок их применения.
Письмом от 10.11.2010 № 5669и-10 МУП "Г" направило в УРТ Администрации Волгоградской области следующий пакет документов:
- производственная программа по видам деятельности и структуре отпуска воды и отведения сточных вод, расчет финансовых потребностей предприятия для реализации производственной программы с расшифровками затрат и подтверждающими документами, расчет тарифов по водоснабжению и водоотведению и очистке сточных вод на 2011 г.;
- бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме;
- отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам и расходах на реализацию производственной программы;
- заявление на включение в Единый федеральный реестр хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль тарифов на территории Волгоградской области.
В ответ на обращение МУП "Г" 22 апреля 2011 г. УРТ Администрации Волгоградской области направило письмо, которым уведомило Ответчика о том, что направленные в адрес Управления материалы на установление тарифа по "технической воде" на 2011 г. не являются заявлением на установление тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса (письмо УРТ от 24.05.2011 № 31-06-10/925), указав перечень документов, который необходимо представить регулирующему органу для установления соответствующего тарифа. Об открытии дела об установлении тарифов на холодную воду (техническая вода) МУП "Г" было уведомлено письмом Управления по региональным тарифам от 24.06.2011 № УРТ-14/1878.
До утверждения тарифа между УРТ Администрации Волгоградской области и МУП "Г" велась переписка по вопросу установления тарифа и представления документов (приобщена к материалам дела).
Постановлением УРТ Администрации Волгоградской обл. от 05.10.2011 № 39/1 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения (техническая вода), оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Г" Предприятию были установлены и введены в действие тарифы на холодную воду (техническая вода) на период с 5 ноября 2011 г. по 31 декабря 2011 г.
Подпункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепил положение, в соответствии с которым тарифы на техническую воду относятся к разряду регулируемых.
На основании изложенного Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что, занимая доминирующее положение на локальных рынках технической воды в границах расположения водопроводных сетей МУП "Г" на территории г. Волгограда, МУП "Г" допустило нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, самостоятельно установив подлежащий государственному регулированию тариф на техническую воду для своих потребителей.
Такие действия занимающего доминирующее положение на определенном товарном рынке хозяйствующего субъекта запрещены пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Указанная норма Закона закрепила недопустимость действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 11-01-10-02/623 было возбуждено антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявлений, в частности СНТ "Д". Заявитель указал на неправомерность требований МУП "Г" оплаты за техническую воду по тарифу, размер которого резко увеличился в 2011 г. и который не является обоснованным.
В то же время, согласно подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" среди общих принципов регулирования тарифов и надбавок выделено достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
В рамках дела № 11-01-10-02/623 УРТ Администрации Волгоградской области представило экспертное заключение на материалы МУП "Г" по установлению тарифов на услуги водоснабжения технической водой для потребителей г. Волгограда Волгоградской области на 2011 год.
В экспертном заключении отражено: МУП "Г" является организацией коммунального комплекса, осуществляющего хозяйственную деятельность по оказанию услуг водоснабжения технической водой для потребителей г. Волгограда Волгоградской области. Организация обслуживает водопроводное хозяйство городского округа г. Волгоград. Водоснабжение технической водой осуществляется водозабором из реки Волги и артезианских скважин.
В рамках экспертного заключения специалистами Управления по региональным тарифам рассматривались вопросы:
- баланс водоснабжения технической водой (рассмотрев структуру потребления воды, структуру населения, динамику потребления воды за предыдущие три года, согласно методике составления производственных программ ОКК, было предложено принять полезный отпуск технической воды потребителям на 2011 год - 6640,05 тыс. куб. м; предложена производственная программа);
- электроэнергия (рассмотрев представленные сведения о мощности электрооборудования, производительности насосов, производственные программы по НС и артезианским скважинам, согласно плану ОКК в заявлении, и проведя проверочный расчет, было предложено включить в расчет тарифов объем потребления электроэнергии исходя из динамики удельных показателей подъема технической воды предыдущих трех лет);
- программа по ремонту оборудования и повышению эффективности деятельности организации;
- горюче-смазочные материалы (произведя расчеты потребности в ГСМ пропорционально объемам производства и реализации технической воды, предложено включить затраты в объеме - 650,42 тыс. руб. (без НДС);
- численность персонала (проведя анализ объемов оборудования и производственных мощностей, рекомендуемых нормативов численности, предложено принять численность ОПП, исходя из объемов реализации технической воды и фактической численности за предыдущий период, в количестве - 11 чел.).
МУП "Г" не представило сведения о технических характеристиках водопроводной сети, а также пояснения о причинах и уровне потерь, что привело к решению регулятора утвердить потери исходя из динамики прошлых лет в размере 298,35 тыс. куб. м вместо предложенных МУП "Г" 1350,6 тыс. куб. м.
МУП "Г" планировало потребление электроэнергии для обеспечения выполнения производственной программы на 2011 г. в размере 9741 тыс. кВт-ч, однако не представило полной информации о поднятой и реализованной технической воде. Регулятор утвердил потребление электроэнергии в размере 3583,57 тыс. кВт-ч, исходя из показателей прошлых лет. Информация по планируемым ремонтным работам и тратам ГСМ представлена в целом по водоснабжению, без выделения деятельности по производству и реализации технической воды.
Проведенная Управлением по региональным тарифам экспертиза представленных материалов показала, что тариф, применяемый МУП "Г" в размере 6,89 руб./м куб. (без НДС), выше экономически обоснованного тарифа, утвержденного регулирующим органом в размере 3,44 руб./м куб. (без НДС).
В ходе рассмотрения дела представитель УРТ Администрации Волгоградской области подтвердил Комиссии, что регулирующим органом при установлении в ноябре 2011 г. тарифа на техническую воду для потребителей МУП "Г" учитывались следующие сведения: производственная программа МУП "Г" на 2011 г., фактические затраты и сведения о доходах за 2008 - 2010 гг.
На основании вышеизложенного, с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" Комиссия антимонопольного органа считает, что цена на техническую воду для потребителей МУП "Г", установленная Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (постановлением от 05.10.2011 № 39/1 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения (техническая вода), оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Г"), является справедливой с 01.01.2011 на весь 2011 год.
С учетом периода, в течение которого потребители используют техническую воду (середина апреля - ноябрь года), даты начала действия приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" Комиссия Волгоградского УФАС России установила, что МУП "Г" было допущено нарушение порядка ценообразования (подпункт 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции"), приведшее к ущемлению интересов потребителей, в период с 05.04.2011 по 05.11.2011.
Основания для прекращения рассмотрения дела № 11-01-10-02/623, указанные в статье 48 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
На момент вынесения решения Комиссией антимонопольного органа Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области утверждены тарифы на техническую воду для потребителей МУП "Г".
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Муниципальное унитарное предприятие "Г" (МУП "Г", <...>) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на локальном рынке "технической воды" за период с 05.04.2011 по 05.11.2011.
2. Основания для прекращения рассмотрения дела, установленные ч. 1 ст. 48 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
3. Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства - отсутствуют.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии
И.Б.НИКУЙКО

Члены Комиссии
Г.А.МАРИНА
Д.В.ГРИЦЕНКО
Е.В.АЛИМОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru