Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу № А14-10125/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 11.01.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 18.01.2012 г.
Общество с ограниченной ответственностью юридическое бюро "Т" (далее - заявитель, ООО "Т") обратилось в Арбитражный суд с требованиями к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ООО "Т" в аренду без взимания выкупа права на заключение договоров аренды следующих земельных участков:
- площадью 25 482 кв. м, кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: г. Воронеж, <...>;
- площадью 12 812 кв. м, кадастровый номер <...>, расположенного по адресу: г. Воронеж, <...> и просит обязать Департамент принять решение о предоставлении ООО "Т" в аренду без взимания выкупа права на заключение договоров аренды данных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Р" (далее - ООО "Р").
В судебном заседании 27.12.2011 объявлялся перерыв до 11.01.2012.
Из материалов дела следует.
На основании заявления ООО "Р" постановлением главы городского округа город Воронеж от 26.11.2007 № 1704 утвержден проект границ земельных участков по ул. <...>, <...> под производственную базу и рекомендовано ООО "Р" обеспечить постановку земельных участков на кадастровый учет.
Приказом Департамента от 07.06.2010 № 1006-з проведено предварительное согласование места размещения производственной базы по адресам: г. Воронеж, <...>, <...>, утвержден акт выбора земельных участков для проектирования и строительства производственной базы.
Данные земельные участки поставлены ООО "Р" на кадастровый учет под номерами: <...>, <...>.
Приказом Департамента № 1621-з от 07.09.2010 решено предоставить ООО "Р" земельные участки из категории земель населенных пунктов для проектирования и строительства производственной базы, в аренду сроком на 5 лет.
При рассмотрении дела № А14-10118/2010 судом установлено, что Департамент направил в адрес ООО "Р" для подписания договоры аренды земельных участков № 1464-10/гз от 15.09.2010 г., № 1465-10/гз от 15.09.2010 г. с актами приема-передачи, не подписанные Департаментом, а также содержащие условие об оплате выкупа права на заключение договоров аренды.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2010 по делу № А14-10118/2010 частично удовлетворены требования ООО "Р": признаны незаконными действия Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выразившиеся в письме от 20.09.2010 г. за исходящим № 17-8678з, и направленные на возмездное предоставление обществу с ограниченной ответственностью "Р" в аренду для проектирования и строительства производственной базы земельных участков: кадастровый номер <...> площадью 12 812 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, <...>; кадастровый номер <...> площадью 25 482 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, <...>, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области предоставить Обществу с ограниченной ответственностью "Р" в аренду для проектирования строительства производственной базы земельные участки: кадастровый номер <...> площадью 12 812 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, <...>; кадастровый номер <...> площадью 25 482 кв. м, расположенный по адресу: г. Воронеж, <...> без взимания выкупа права на заключение договоров аренды, указав, что решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
05.05.2011 ООО "Р" и ООО "Т" заключили соглашение об уступке требования о заключении договоров аренды земельных участков из категории земель населенных пунктов для проектирования и строительства производственной базы в аренду на 5 лет: площадью 12 812 кв. м, кадастровый номер <...>, расположен по адресу: г. Воронеж, <...>; площадью 25 482 кв. м, кадастровый номер <...>, расположен по адресу: г. Воронеж, <...> без взимания выкупа права на заключение договоров аренды.
Согласно пункту 2.1 соглашения передаваемое требование возникло у ООО "Р" (Цедента) по отношению к Департаменту на основании приказа Департамента № 1006-з от 07.06.2010, решения Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2010 по делу № А14-10118/2010.
01.07.2011 ООО "Т" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении ему данных земельных участков в аренду без взимания платы за право на заключение договоров аренды по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
24.08.2011 Департамент письмом исх. № 17-6687-з предложил ООО "Т" представить протокол о порядке расчетов между сторонами соглашения об уступке прав требования от 05.05.2011 и подтверждение оплаты уступаемого права.
25.08.2011 ООО "Т" направило Департаменту акт сверки расчетов от 05.05.2011 как доказательство исполнения ООО "Р" и ООО "Т" взаимных обязательств.
23.10.2011 Департамент письмом от 23.09.2011 № 17-7618з сообщил ООО "Т", что не может принять решение до рассмотрения судом дела № А14-5255/2011 по заявлению временного управляющего ООО "Р" Г. о признании недействительным соглашения об уступке требования от 05.05.2011.
Заявитель утверждает, что Департамент незаконно бездействует, нарушая статьи 382, 386 Гражданского кодекса РФ, а также нарушает права и законные интересы ООО "Т", поскольку лишает общество возможности зарегистрировать свое право на спорные земельные участки, заключив соответствующие договоры аренды.
Третье лицо на стороне заявителя - ООО "Р" поддерживает требования заявителя по указанным в отзыве основаниям.
Департамент возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, полагая, что ООО "Т" не является правопреемником ООО "Р".
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ только заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, и иные лица (часть 2 указанной статьи).
Согласно пункту 2 статьи 44 АПК РФ истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8).
На основании части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом Арбитражного суда правоотношении (реорганизация лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Вступившим в законную силу определением суда от 31.10.2011 по делу А14-10118/2010 принят отказ ООО "Т" от заявления о замене стороны по делу, производство по заявлению прекращено.
Заявитель не предоставил доказательств, подтверждающих, что в порядке статьи 48 АПК РФ судом была произведена замена ООО "Р" на правопреемника - ООО "Т".
В силу статьи 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
ООО "Р" земельные участки для строительства были предоставлены в порядке процедуры с предварительным согласованием места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ): выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно части 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Анализ положений части 8 статьи 31, части 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что предварительное согласование места размещения объекта строительства, которым утвержден акт выбора земельного участка для строительства, является начальным этапом реализации прав на осуществление строительства и не является актом по распоряжению земельным участком.
На основании указанного доводы заявителя о том, что передаваемое требование возникло у ООО "Р" (Цедента) по отношению к Департаменту на основании приказа Департамента № 1006-з от 07.06.2010 о предварительном согласовании места размещения производственной базы, суд считает несостоятельными и не принимает их во внимание.
При данных обстоятельствах суд считает, что заявитель в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не доказал наличие у него каких-либо прав в отношении спорных земельных участков и не доказал нарушение его прав и законных интересов оспариваемым бездействием Департамента, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью юридическое бюро "Т" в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый апелляционный арбитражный суд через суд принявший решение.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru