Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2012 г. по делу № А23-4900/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2012 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Носовой М.А., судей Егоровой В.Н., Храпченкова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савенковой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Карпова Руслана Андреевича, (ОГРНИП 305402803900026, ИНН 402801447772), г. Калуга,
к Городской Управе (исполнительно-распорядительному органу) города Калуги (ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947), ул. Ленина, д. 93, г. Калуга, 248023, при участии в деле:
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, муниципального бюджетного учреждения "Калугаблагоустройство" (ОГРН 1094028003300, ИНН 4028046796), 248010, г. Калуга, ул. Телевизионная, д. 2, стр. б,
прокуратуры Калужской области, г. Калуга, ул. Кутузова, д. 2а,
о признании недействующими приложение 6 "Тарифы на прокат инвентаря, оформление справок удостоверений и другие услуги" к постановлению Городской Управы города Калуги от 15.12.2010 № 366-п "Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые гражданам, юридическим лицам, муниципальным автономным учреждением Калугаблагоустройство" на 2011 год" в части тарифов № 2, № 2, № 3, № 5, № 7;
приложение 1 "Тарифы на ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела МАУ "Калугаблагоустройство" к постановлению Городской Управы города Калуги от 01.03.2011 № 59-п "Об утверждении тарифов на ритуальные услуги, оказываемые МАУ "Калугаблагоустройство" в части тарифа № 1;
пунктов 4.3, 4.4 приложения № 2, пунктов 2.3, 2.5, 2.7, 2.8, 2.10, 3.1, 3.2, 3.3 приложения № 3, пункта 2.2 приложения № 4 к постановлению Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п "О видах общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга", правилах предоставления услуг по погребению на территории муниципального образования "Город Калуга" специализированной службой по вопросам похоронного дела, порядке деятельности общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга", положении о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела муниципального образования "Город Калуга",
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представителя Шаповала В.В. по доверенности от 18.07.2011 № 40 АА 0274598, паспорт;
от ответчика - ведущего специалиста Амелькина В.А. по доверенности от 13.05.2011 № 01/81-11-д, удостоверение;
прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области - Ермаченковой С.А., удостоверение;
от третьего лица - юрисконсульта Шило Е.Н. по доверенности от 15.02.2012 б/н, паспорт,

установил:

Индивидуальный предприниматель Карпов Руслан Андреевич обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Городской Управе города Калуги о признании недействующими тарифов № 2, 2, 3, 5, 7 приложения 6 "Тарифы на прокат инвентаря, оформление справок удостоверений и другие услуги" к постановлению Городской Управы города Калуги от 15.12.2010 № 366-п "Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые гражданам, юридическим лицам, МАУ Калугаблагоустройство" на 2011 год"; тарифа № 1 приложения 1 "Тарифы на ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела МАУ "Калугаблагоустройство" к постановлению Городской Управы города Калуги от 01.03.2011 № 59-п "Об утверждении тарифов на ритуальные услуги, оказываемые МАУ "Калугаблагоустройство"; пунктов 4.3, 4.4 приложения № 2, пунктов 2.3, 2.5, 2.7, 2.8, 2.10, 3.1, 3.2, 3.3 приложения № 3, пункта 2.2 приложения № 4 к постановлению Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п "О видах общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга", правилах предоставления услуг по погребению на территории муниципального образования "Город Калуга" специализированной службой по вопросам похоронного дела, порядке деятельности общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга", положении о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела муниципального образования "Город Калуга".
Определением от 12.01.2012 к участию в дело привлечены в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное автономное учреждение "Калугаблагоустройство", и Прокуратура Калужской области (л.д. 72-74 т. 1).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил прекратить производство в части требования о признании недействующим пункта 4.4 приложения № 2 к постановлению Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п. Считает, что оспариваемые положения нормативных правовых актов нарушают его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органом местного самоуправления необоснованно переданы полномочия по организации похоронного дела хозяйствующему субъекту, установленные тарифы не могут являться услугами, так как носят контрольно-распорядительный характер, сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07 (л.д. 5-9, 10-12, 30-86 т. 1, л.д. 24-30 т. 2).
Представитель Городской Управы города Калуги просил отказать в удовлетворении требований заявителя, считает, что установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, относится к полномочиям органа местного самоуправления, создание МАУ "Калугаблагоустройство" обусловлено необходимостью оказания ритуальных услуг населению в сфере похоронного дела, учреждение обладает статусом специализированной организации (л.д. 57-59 т. 1, л.д. 4-12 т. 2).
Представитель третьего лица МБУ "Калугаблагоустройство" указал, что требования заявителя необоснованны, так как утверждение тарифов как для специализированной организации не противоречит Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (л.д. 90-92 т. 1).
Представитель прокуратуры Калужской области в заключении указал, что оспариваемые положения постановления Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п не соответствуют положениям Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в части наделения специализированной службы полномочиями по решению вопросов местного значения, функции органа местного самоуправления и функции хозяйствующего субъекта не могут быть объединены, что прямо запрещено в статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции", указала, что предмет спора в части постановлений Городской Управы города Калуги от 15.12.2010 № 366-п и от 01.03.2011 № 59-п отсутствует, так как срок действия первого истек - тарифы установлены на 2011 год, второе - утратило силу с принятием нового постановления Городской Управы города Калуги от 18.01.2012 № 4-п (л.д. 43-47, 102-105 т. 2).
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах антимонопольного законодательства" помимо права на обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган в силу пункта 7 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции имеет право участвовать в рассмотрении судами дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства, возбужденных на основании исков, заявлений иных лиц. Для чего определением от 13.04.2012 Калужское УФАС России извещено о рассматриваемом деле № А23-4900/2011 (л.д. 57-60 т. 2).
Исследовав представленные сторонами доказательства и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
Постановлением Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п "О видах общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга", правилах предоставления услуг по погребению на территории муниципального образования "Город Калуга" специализированной службой по вопросам похоронного дела, порядке деятельности общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга", положении о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела муниципального образования "Город Калуга" утверждены соответствующие приложения:
- приложение № 2 Правила предоставления услуг по погребению на территории муниципального образования "Город Калуга" специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Раздел 4. Требования к качеству услуг и предметов, необходимых для погребения, определено:
пункт 4.3. Перевозка тела умершего на кладбище осуществляется специализированным автотранспортом.
пункт 4.4. Оформление погребения производится только на основании предъявленного свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГСа.
- Приложение № 3 Порядок деятельности общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга".
Раздел 2. Порядок захоронения и перезахоронения останков, определено:
пункт 2.3. Предоставление участка для захоронения оформляется при приеме заказа. Место для захоронения предоставляется специализированной службой бесплатно.
Пункт 2.5. Для погребения при захоронении тела в гробу или урны с прахом предоставляется участок размером 1,5 м x 2,0 м. Для создания родового (семейного) захоронения:
- на два места - 2,5 м x 2,0 м;
- на три места - 3,5 м x 2,0 м;
- на четыре места - 4,5 м x 2,0 м.
В иных случаях размеры предоставляемых участков для погребения определяются специализированной службой на месте.
Пункт 2.7. На свободном участке родственного захоронения и в родственную могилу допускается захоронение только близких родственников умершего. Родство определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пункт 2.8. Захоронение в родственные могилы или на свободном месте родственного захоронения производится по разрешению специализированной службы после обследования родственного захоронения по письменному заявлению граждан при предъявлении документов:
- паспорта лица, оформляющего захоронение;
- удостоверения о захоронении;
- свидетельств о смерти ранее умерших, захороненных на данном участке, или других документов, подтверждающих близкое родство.
пункт 2.10. При погребении на надмогильном холме работниками специализированной службы устанавливается регистрационная табличка с указанием фамилии, имени и отчества, даты смерти и регистрационного номера. Каждое захоронение регистрируется специализированной службой в книге установленной формы с указанием номеров участка захоронения и могилы. Книга подлежит вечному хранению.
Раздел 3. Изготовление и установка надмогильных сооружений, проведение работ по благоустройству, определено:
пункт 3.1. Все работы на кладбище, связанные с установкой надмогильных сооружений (памятников, цветников, оград, цоколей и т.п.) и благоустройством мест захоронения (восстановление осевших могил, укладка тротуарной плитки и т.п.), производятся только с письменного разрешения специализированной службы на основании акта обследования родственного захоронения.
Пункт 3.3. Установленные надмогильные сооружения подлежат обязательной регистрации в специализированной службе.
- приложение № 4 Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела муниципального образования "Город Калуга".
Раздел 2. Права и обязанности специализированной службы, определено:
пункт 2.2. На специализированную службу по вопросам похоронного дела возложено выполнение следующих обязанностей:
- предоставление услуг агента похоронной службы;
- оформление документов на отвод участка для захоронения гроба с телом или урны с прахом;
- оформление документа на повторное захоронение;
- продажа похоронных принадлежностей по образцам (гробов, венков, лент с надписями и т.д.);
- предоставление специализированного автотранспорта для перевозки гроба с телом и участников похоронной процессии на кладбище;
- рытье могил;
- осуществление погребения умершего на отведенном для погребения участке;


- соблюдение установленных норм и правил захоронения;
- обследование захоронений;
- регистрация захоронений в книге установленной формы с указанием номеров участка захоронения и могилы. Книга подлежит вечному хранению;
- своевременная подготовка могил, захоронение умерших, урн с прахом, подготовка регистрационных знаков в соответствии со счетом-заказом;
- обеспечение работы поливочного водопровода, общественных туалетов, освещения, систематическая уборка дорог общего пользования и других участков хозяйственного назначения, а также соблюдение настоящих Правил;
- оказание услуг по уходу за захоронениями, установке надмогильных сооружений и уходу за ними;
- предоставление гражданам на прокат инвентаря для ухода за захоронением (лопаты, ведра, грабли и т.д.);
- постоянное содержание в надлежащем порядке братских могил и могил, находящихся под охраной государства;
- предоставление по первому требованию граждан книги отзывов и предложений, пронумерованной, прошнурованной, заверенной печатью и подписью руководителя;
- соблюдение правил пожарной безопасности на территории мест захоронения.
Постановлением Городской Управы города Калуги от 15.12.2010 № 366-п утверждены тарифы на услуги, оказываемые гражданам, юридическим лицам, МАУ "Калугаблагоустройство" на 2011 год:
приложение № 6. Тарифы на прокат инвентаря, оформление справок, удостоверений и другие услуги:
Тариф № 2. Выезд смотрителя кладбища на транспорте МАУ "Калугаблагоустройство" на место для установления размеров подзахоронения, обследования места для оформления родственного захоронения - 620,00 рублей (без НДС).
Тариф № 2. Обследование места для оформления родственного захоронения, выход смотрителя на место для установления размеров под захоронение (транспорт клиента) - 185,00 рублей (без НДС).
Тариф № 3. Освидетельствование места для установки памятника (ограды) и благоустройства захоронения - 185,00 рублей (без НДС).
Тариф № 5. Выдача справочной информации о захоронении для организаций 275,00 рублей (без НДС).
Тариф № 7. Оформление документов по организации движения и сопровождение похоронной процессии мастером или смотрителем кладбища - 550,00 рублей (без НДС).
Постановлением Городской Управы города Калуги от 01.03.2011 № 59-п утверждены тарифы на ритуальные услуги, оказываемые МАУ "Калугаблагоустройство":
приложение № 1 "Тарифы на ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела МАУ "Калугаблагоустройство" - тариф № 1. Оформление документов для погребения - 70,00 рублей (без НДС).
Постановлением Городской Управы города Калуги от 18.01.2012 № 4-п признано утратившим силу постановление Городской Управы города Калуги от 01.03.2011 № 59-п и утверждены тарифы на ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела МАУ "Калугаблагоустройство" (приложение 1), тариф № 1. Оформление документов для погребения - 105 рублей 60 копеек (без НДС).
Названные нормативные правовые акты изданы органом местного самоуправления в целях реализации положений Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, нормативный правовой акт признается судом недействующим при условии его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушении прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 16 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.
В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлен перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой гражданам на безвозмездной основе с последующим возмещением специализированной службе их стоимости за счет средств государственных фондов и бюджетов разных уровней. Также названной нормой установлено, что оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня по погребению производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя и иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего; гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших; порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается, в том числе органам местного самоуправления, принятие актов и осуществление действий (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23 сентября 2008 года № 12027/07, следует, что системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует об установлении гарантий, связанных с погребением умерших, в частности обязанность по осуществлению погребения умерших возлагается на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 этого Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем в силу статьи 10 Закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона.
Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Постановлением Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п утверждены правила предоставления услуг по погребению на территории муниципального образования "Город Калуга" специализированной службой по вопросам похоронного дела, порядок деятельности общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга" и положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела муниципального образования "Город Калуга".
Распоряжением Городской Управы города Калуги от 22.07.2010 № 9463-р статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа "Город Калуга" наделено МАУ "Калугаблагоустройство" (л.д. 120-121 т. 1).
Правилами предоставления услуг по погребению на территории муниципального образования "Город Калуга" специализированной службой по вопросам похоронного дела - приложение № 2 постановления Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п, определено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела - хозяйствующий субъект, на который возложена обязанность по осуществлению погребения умерших.
Вместе с тем, оспариваемыми положениями порядка деятельности общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга" - приложение № 3 постановления Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п, в разделе о порядке захоронения и перезахоронения останков пунктами 2.3, 2.5 специализированной службе предоставлено право на предоставление участков для захоронения при приеме заказа и на определение размеров предоставляемых участков для погребения на месте в иных случая, отличных, чем определены в пункте 2.5 размеров, а также пунктами 2.8, 2.10 в этом же разделе и пунктами 3.1, 3.2, 3.3 в разделе по изготовлению и установке надмогильных сооружений, проведению работ по благоустройству специализированной службе предоставлено право давать разрешение на захоронение в родственные могилы или на свободном месте родственного захоронения после обследования родственного захоронения по письменному заявлению граждан при предъявлении определенных документов, а также на работы по установке надмогильных сооружений и благоустройства мест захоронения и на определение размеров надмогильных сооружений на месте только с письменного разрешения специализированной службы. Переданы полномочия специализированной службе по регистрации захоронений в книге установленной формы, обязательным является регистрация надмогильных сооружений также в специализированной службе.
В приложении № 4 постановления Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п, в разделе 2 обобщены права и обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела, где на нее возложены аналогичные обязанности, которые не являются обязанностью по погребению умерших, а являются полномочиями по организации похоронного дела, которые должны осуществляться органами местного самоуправления.
Постановлением Городской Управы города Калуги от 15.12.2010 № 366-п утверждены тарифы на услуги, оказываемые гражданам, юридическим лицам, МАУ "Калугаблагоустройство", где в приложении № 6 утверждены тарифы № 2, № 2, № 3, № 5, № 7, которые обеспечивают оплату услуг и работ, связанных с установлением размеров подзахоронений, обследования мест для оформления родственного захоронения, освидетельствованием места для установления памятника и благоустройства, выдачи справок о захоронении для организаций, оформление документов по организации движения и сопровождения похоронной процессии, то есть с правами и обязанностями специализированной службы по вопросам похоронного дела, которые не являются обязанностью по погребению умерших, а являются полномочиями по организации похоронного дела, которые должны осуществлять органы местного самоуправления.
Поскольку Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусматривает право лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, на выбор организации, которая осуществит услуги по его погребению, а также то, что в законе отсутствует возможность наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения вышеназванных нормативных правовых актов органа местного самоуправления создают преимущественные условия для деятельности специализированной организации как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность на рынке ритуальных услуг в указанной части.
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Карпова Р.А. о признании недействующими приложение № 2 в части пункта 4.3, приложение № 3 в части пункта 2.7 постановления Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п надлежит отказать, так как указанными пунктами установлены требования к транспорту, на котором осуществляется перевозка тела умершего и констатируется факт определения родства в соответствии с действующим законодательством, что не противоречит Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 № 8-ФЗ.
В связи с отказом индивидуального предпринимателя Карпова Р.А. от требования о признании недействующим приложение № 2 постановления Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п в части пункта 4.3 производство по делу в указанной части подлежит прекращению в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части требования о признании недействующим приложения 1 "Тарифы на ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела МАУ "Калугаблагоустройство" постановления Городской Управы города Калуги от 01.03.2011 № 59-п в части тарифа № 1 надлежит отказать, так как заявитель не обосновал, как отсутствие слова "необходимых" в наименовании оспариваемого тарифа возлагает на него дополнительные обязанности как на лицо, осуществляющее услуги по погребению, так как в каждом конкретном случае, в случае требования дополнительных документов кроме "необходимых", как то указано в Федеральном законе "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 № 8-ФЗ - статья 9 часть 1 пункт 1, надлежит рассматривать как самостоятельное требование по действиям, которые могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод прокуратуры о прекращении производства по делу в части оспаривания постановлений Городской Управы города Калуги от 15.12.2010 № 366-п и от 01.03.2011 № 59-п, так как срок действия первого истек - тарифы установлены на 2011 год, второе - утратило силу с принятием нового постановления Городской Управы города Калуги от 18.01.2012 № 4-п, не может быть принят, так как заявитель настаивал на рассмотрении его требования в указанной части по существу. А также с учетом разъяснений, данных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О, где положения пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с его статьи 192 и части 5 статьи 195 - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
При изложенных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в признании недействующими оспариваемые положения постановления Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п в части передачи права специализированной службе на предоставление участков для захоронения при приеме заказа и на определение размеров предоставляемых участков для погребения на месте в иных случаях, отличных от определенных размеров, а также при изготовлении и установке надмогильных сооружений, проведении работ по благоустройству в части предоставления права специализированной службе давать разрешения на захоронение в родственные могилы или на свободном месте родственного захоронения после обследования родственного захоронения по письменному заявлению граждан при предъявлении определенных документов, а также на работы по установке надмогильных сооружений и благоустройства мест захоронения и на определение размеров надмогильных сооружений на месте только с письменного разрешения специализированной службы, а также по передаче полномочия специализированной службе по регистрации захоронений в книге установленной формы и регистрации надмогильных сооружений. Удовлетворить требования заявителя о признании недействующим постановление Городской Управы города Калуги от 15.12.2010 № 366-п по установлению специализированной службе соответствующих тарифов, используемых при установлении размеров подзахоронений, обследовании мест для оформления родственного захоронения, освидетельствовании места для установления памятника и благоустройства, выдаче справок о захоронении для организаций, оформлении документов по организации движения и сопровождению похоронной процессии.
В соответствии с частью 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя подлежат отнесению на ответчика в сумме 400 (четыреста) рублей, в связи с отказом от части требования государственная пошлина на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю в сумме 200 (двести) рублей.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 4 части 1 статьи 150 и статьями 167-170, 191-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать отдельные положения постановления Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п "О видах общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга", правилах предоставления услуг по погребению на территории муниципального образования "Город Калуга" специализированной службой по вопросам похоронного дела, порядке деятельности общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга", положении о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела муниципального образования "Город Калуга": приложение № 3 пункты 2.3, 2.5 в части предоставления права специализированной службой на предоставление участка для захоронения при приеме заказа и на определение размеров предоставляемых участков для погребения на месте, пункты 2.8, 2.10, 3.1, 3.2, 3.3 в части предоставления права специализированной службе предоставления права на разрешение на захоронение в родственные могилы или на свободном месте родственного захоронения, на разрешение на работы по установке надмогильных сооружений и благоустройства мест захоронения и на определение размеров надмогильных сооружений на месте, и регистрации захоронений; приложение № 4 пункт 2.2 в части возложения на специализированную службу обязанностей по оформлению документов на отвод участка для захоронения и на повторное захоронение, по регистрации захоронений, не соответствующими Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 № 8-ФЗ и недействующими в указанной части.
Признать отдельные положения постановления Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п "О видах общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга", правилах предоставления услуг по погребению на территории муниципального образования "Город Калуга" специализированной службой по вопросам похоронного дела, порядке деятельности общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга", положении о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела муниципального образования "Город Калуга": приложение № 2 пункт 4.3, приложение № 3 пункт 2.7 соответствующими Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 № 8-ФЗ и отказать индивидуальному предпринимателю Карпову Руслану Андреевичу в удовлетворении заявленного требования в этой части.
Прекратить производство по делу в части требования о признании недействующими положения постановления Городского Головы города Калуги от 29.06.2006 № 178-п "О видах общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга", правилах предоставления услуг по погребению на территории муниципального образования "Город Калуга" специализированной службой по вопросам похоронного дела, порядке деятельности общественных кладбищ муниципального образования "Город Калуга", положении о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела муниципального образования "Город Калуга": приложение № 2 пункт 4.4, в связи с отказом индивидуального предпринимателя Карпова Руслана Андреевича от этого требования.
Признать отдельные положения постановления Городской Управы города Калуги от 15.12.2010 № 366-п "Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые гражданам, юридическим лицам, муниципальным автономным учреждением "Калугаблагоустройство" на 2011 год": приложение № 6 "Тарифы на прокат инвентаря, оформление справок удостоверений и другие услуги" в части тарифов № 2, № 2, № 3, № 5, № 7 не соответствующими Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 № 8-ФЗ и не действующими в указанной части.
Признать отдельные положения постановления Городской Управы города Калуги от 01.03.2011 № 59-п "Об утверждении тарифов на ритуальные услуги, оказываемые МАУ "Калугаблагоустройство": приложение 1 "Тарифы на ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела МАУ "Калугаблагоустройство" в части тарифа № 1 соответствующими Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 № 8-ФЗ и отказать индивидуальному предпринимателю Карпову Руслану Андреевичу в удовлетворении заявленного требования в этой части.
Взыскать с Городской Управы (исполнительно-распорядительного органа) города Калуги в пользу индивидуального предпринимателя Карпова Руслана Андреевича судебные расходы по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 400 (четыреста) рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Карпову Руслану Андреевичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей, уплаченную по платежному поручению от 11.11.2011 № 142.
Решение может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок со дня его принятия путем подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Председательствующий судья
М.А.Носова

Судьи
В.Н.Егорова
Ю.В.Храпченков





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru