ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 ноября 2012 г. № 693р-П
Во исполнение пункта 4
Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы":
1. Утвердить прилагаемую Стратегию
действий в интересах детей в Республике Карелия на 2012-2017 годы (далее - Стратегия).
2. Министерству образования Республики Карелия с участием заинтересованных органов исполнительной власти Республики Карелия, иных органов государственной власти, организаций:
до 20 декабря 2012 года разработать и представить на утверждение Главе Республики Карелия план первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Стратегии;
до 1 декабря 2012 года представить на утверждение Главе Республики Карелия проект положения о Координационном совете при Главе Республики Карелия по реализации Стратегии.
3. Рекомендовать главам местных администраций муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия разработать план мероприятий по реализации Стратегии
на территории муниципальных образований.
Глава Республики Карелия
А.П.ХУДИЛАЙНЕН
Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 23 ноября 2012 года № 693р-П
СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
НА 2012-2017 ГОДЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
Стратегия действий в интересах детей в Республике Карелия на 2012-2017 годы (далее - Стратегия) разработана на основании Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761.
Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Карелия.
За последнее десятилетие в Республике Карелия принят ряд важнейших нормативных правовых актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществления прав детей, улучшение положения семей с детьми, в том числе на охрану их здоровья: Закон
Республики Карелия от 1 ноября 2002 года № 626-ЗРК "О патронатном воспитании", который регулирует отношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите, в семью патронатного воспитателя, а также по оказанию помощи и защите прав и законных интересов детей, находящихся на патронатном воспитании; Закон
Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым установлены меры по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Закон
Республики Карелия от 6 июня 2005 года № 876-ЗРК "О некоторых вопросах охраны здоровья граждан в Республике Карелия", предусматривающий в том числе организацию обеспечения питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет; Закон
Республики Карелия от 26 июля 2005 года № 899-ЗРК "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Республике Карелия", устанавливающий полномочия органов государственной власти Республики Карелия в сфере социального обслуживания населения Республики Карелия, перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям, включая детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в иной трудной жизненной ситуации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), а также порядок обслуживания несовершеннолетних в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; Закон
Республики Карелия от 16 декабря 2005 года № 927-ЗРК "О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей"; Закон
Республики Карелия от 23 января 2008 года № 1168-ЗРК "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Карелия в части обеспечения социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно, обучающихся и воспитываемых в муниципальных дошкольных и образовательных учреждениях"; Закон
Республики Карелия от 29 декабря 2010 года № 1459-ЗРК "О некоторых вопросах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Республике Карелия"; Закон
Республики Карелия от 21 октября 2011 года № 1537-ЗРК "О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия", который регулирует отношения, связанные с реализацией государственных полномочий Республики Карелия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Республике Карелия; Закон
Республики Карелия от 14 июня 2012 года № 1604-ЗРК "О реализации в Республике Карелия государственной политики в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан к объектам социальной и транспортной инфраструктур"; Указ
Главы Республики Карелия от 6 февраля 2012 года № 7 "О выявлении и учете на территории Республики Карелия случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, организации оказания помощи несовершеннолетним, подвергшимся жестокому обращению", разработанный в целях обеспечения эффективного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и учету на территории Республики Карелия случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, организации оказания помощи несовершеннолетним, подвергшимся жестокому обращению, профилактики и снижения количества случаев жестокого обращения с несовершеннолетними на территории Республики Карелия; постановление
Правительства Республики Карелия от 15 июня 2006 года № 74-П "О порядке предоставления отдельных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым установлен порядок выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством); постановление
Правительства Республики Карелия от 12 апреля 2011 года № 95-П "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Республике Карелия (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время)".
Инструментом практического решения вопросов в сфере детства стало участие республики в реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных целевых программ, Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, общероссийских акциях по противодействию жестокому обращению с детьми, а также в проекте "Детский телефон доверия" с единым общероссийским номером.
Кроме того, на территории Республики Карелия разработаны и утверждены региональные целевые программы, межведомственные планы, комплексы мер, направленные на обеспечение благополучного и безопасного детства: распоряжение
Правительства Республики Карелия от 31 января 2012 года № 63р-П об утверждении Комплексных мер по социальной поддержке инвалидов Республики Карелия на 2012 год; постановление
Правительства Республики Карелия от 4 июля 2011 года № 155-П "О долгосрочной целевой программе "Развитие образования в Республике Карелия в 2011-2015 годах"; распоряжение
Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2011 года № 685р-П об утверждении Комплексного плана мероприятий по снижению смертности детей от внешних причин в Республике Карелия на 2011-2013 годы; распоряжение
Правительства Республики Карелия от 29 июня 2012 года № 430р-П об утверждении Комплексных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Карелия на 2012 год; распоряжение
Правительства Республики Карелия от 12 декабря 2011 года № 731р-П об утверждении Комплексного плана мероприятий по формированию здорового образа жизни и предотвращению табакокурения и алкоголизма в Республике Карелия на 2012 год; распоряжение
Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2011 года № 810р-П об утверждении программы "Развитие отдыха и оздоровления детей в Республике Карелия" на 2012-2014 годы; постановление
Законодательного Собрания Республики Карелия от 17 апреля 2008 года № 857-IV ЗС "О Региональной целевой программе "Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 годов и до 2015 года"; постановление
Правительства Республики Карелия от 17 февраля 2011 года № 37-П "О долгосрочной целевой программе "Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотиков в Республике Карелия на 2011-2015 годы"; постановление
Правительства Республики Карелия от 13 декабря 2010 года № 294-П "О долгосрочной целевой программе "Развитие физической культуры и массового спорта в Республике Карелия" на 2011-2015 годы"; постановление
Правительства Республики Карелия от 14 марта 2012 года № 74-П "О долгосрочной целевой программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия" на 2012-2015 годы"; распоряжение
Правительства Республики Карелия от 20 января 2012 года № 22р-П об одобрении концепции долгосрочной целевой программы "Молодежь Карелии" на 2012-2015 годы; приказ
Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 5 декабря 2011 года № 1919 "Об утверждении ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2012 год".
Законом
Республики Карелия от 11 марта 2011 года № 1468-ЗРК "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Карелия" учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Карелия.
В результате принятых мер за последние пять лет наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения проблемы, связанные с созданием благоприятных условий для комплексного обеспечения развития и жизнедеятельности детей.
Острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы предполагают принятие адекватных мер, направленных на обеспечение прав детей, защиту их интересов, органами государственной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества.
1. Основные проблемы в сфере детства
Продолжается сокращение численности детского населения Республики Карелия, сохраняется высокий уровень заболеваемости. У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся общеобразовательных учреждений обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.
Отмечается медленное сокращение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующих возрастных группах.
Остаются актуальными проблемы социализации детей-инвалидов, обеспечения равного доступа к различным сферам жизнедеятельности.
Существуют проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.
Отмечается снижение эффективности профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми; наблюдается распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Отсутствуют система правосудия и система исполнения наказаний, дружественные к ребенку.
Кроме того, в Республике Карелия накоплен определенный опыт развития детского и молодежного участия через организацию работы таких структур детского представительства, как ученические советы, детские и молодежные парламенты. Однако в деятельности подобных органов сохраняется формальный подход. Характерной особенностью, свидетельствующей об ограниченности существующей практики детского и молодежного самоуправления, является ориентация подобных советов не на представительство интересов молодежи в диалоге со взрослыми, а на организацию досуговой деятельности, привлечение молодежи к решению задач, поставленных взрослыми.
2. Основные задачи
Развитие на основе принципов и норм международного права нормативной правовой базы в области регулирования участия детей и молодежи в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей и молодежи, а также специалистов, работающих с ними.
Привлечение детей и молодежи к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей и молодежи гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Информационное сопровождение социально значимой деятельности некоммерческих организаций, работающих с детьми и молодежью.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей и молодежи в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Привлечение детей и молодежи к процессу управления реализацией Стратегии.
Обеспечение основных принципов участия детей и молодежи в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
3. Первоочередные меры
Нормативное правовое закрепление требования о проведении консультаций органов государственной власти и органов местного самоуправления с детскими и молодежными общественными объединениями при принятии решений, затрагивающих интересы детей и молодежи.
Разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон
от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Формирование и развитие деятельности молодежных советов на уровне органов местного самоуправления.
Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний; поддержка программ и проектов общественных организаций, направленных на правовое просвещение детей и молодежи.
Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми и молодежью, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей и молодежи способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет.
Развитие института уполномоченных по правам ребенка в муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.
Внедрение социальных технологий для привлечения детей и молодежи к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся их прав и интересов, на всех уровнях.
Разработка стандартов и методик расширения участия детей и молодежи в различных сферах жизнедеятельности.
Поддержка системы детских и молодежных представительных органов на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения.
Проведение консультаций с детьми и молодежью и их привлечение к мониторингу реализации Стратегии.
Организация обучения специалистов по работе с молодежью практическим методам вовлечения детей и молодежи в жизнь общества.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей и молодежи в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей и молодежи в принятии указанных решений.
4. Ожидаемые результаты
Создание правовой основы участия детей и молодежи во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей и молодежи в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Развитие законодательства Республики Карелия в части, касающейся обеспечения участия детей и молодежи в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети Интернет.
Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей и молодежи в принятии решений, затрагивающих их интересы.
VIII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Стратегия реализуется на основании Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы и во взаимосвязи со Стратегией
социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года, Концепцией
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными национальными проектами.
Неотъемлемой частью Стратегии являются принятые в Республике Карелия долгосрочные целевые программы (с 2014 года - государственные программы), разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих Республике Карелия, проблем детства.
Координирующим органом реализации Стратегии в Республике Карелия является Координационный совет при Главе Республики Карелия.
Стратегию предусматривается реализовать в два этапа:
2012-2013 годы - вводный этап. Анализ соответствия нормативной правовой базы Республики Карелия требованиям Стратегии, реализация отдельных задач Стратегии в рамках реализации действующих региональных и муниципальных программ, проектов некоммерческих организаций. Разработка и утверждение Правительством Республики Карелия Комплексного плана по реализации Стратегии на период 2013-2017 годов;
2014-2017 годы - основной этап. Реализация основных мероприятий Комплексного плана по реализации Стратегии действий в интересах детей на период 2014-2017 годов. Мониторинг результатов реализации Стратегии, разработка перспектив развития.
Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные аналитические доклады Координационного совета при Главе Республики Карелия и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.