Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2010 г. по делу № А39-221/2010

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 марта 2010 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Л.А.,
судей: Евдокимовой Н.А., Савочкина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт", г. Саранск к Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия, г. Саранск о признании постановления Правления Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, по Республике Мордовия на 2010 год" от 26.11.2009 № 52 не соответствующим Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии Российской Федерации, Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, нарушающим права и законные интересы ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" в сфере экономической деятельности, и недействующим,
при участии в заседании:
от заявителя: Ч., заместителя генерального директора, доверенность от <...> № <...>, П., юриста, доверенность от <...> № <...>, Р., юриста, доверенность от <...> № <...>,
от ответчика: З., первого заместителя председателя, доверенность от <...> № <...>, А., исполняющего обязанности начальника отдела экономического анализа и тарифной политики, доверенность от <...> № <...>, Ю., главного специалиста-юриста, доверенность от <...> № <...>,
от Прокуратуры РМ - Ермольева А.А., старшего помощника прокурора РМ, предъявлено служебное удостоверение,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" (далее - заявитель, общество, ООО "Ватт-Электросбыт) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия (далее - ответчик, РЭК РМ, Комиссия) о признании постановления Правления Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, по Республике Мордовия на 2010 год" от 26.11.2009 № 52 (далее - постановление № 52) не соответствующим Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ (далее - Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ), Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила), Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания), нарушающим права и законные интересы ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" в сфере экономической деятельности, и недействующим.
Не оспаривая размер, установленного постановлением № 52 тарифа на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, заявление мотивировано тем, что, во-первых, поскольку тариф на электрическую энергию для тарифной группы "Население" в размере 2,17 руб./кВтч является пониженным (льготным), в соответствии с пунктом 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации применение льготных тарифов на электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность) допускается лишь при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором должны быть указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для представления льгот, а также установлен порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков (ООО "Ватт-Электросбыт" является гарантирующим поставщиком, выписка № 235 из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности от <...> № <...>), энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население. В нарушение указанных требований РЭК РМ в постановлении № 52 порядок компенсации выпадающих доходов не установлен.
Во-вторых, пунктом 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии Российской Федерации и пунктом 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, установлена обязанность для гарантирующих поставщиков указывать в счетах на оплату электрической энергии помимо суммарного платежа следующую информацию:
- стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности);
- стоимость услуг по ее передаче;
- стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
В оспариваемом постановлении № 52 отсутствует необходимая информация об указанных составляющих, которые были применены РЭК РМ при расчете и установлении тарифа на электроэнергию для тарифной группы "Население".
Несоблюдение РЭК РМ вышеназванных требований при принятии постановления № 52, по мнению заявителя является основанием для признания оспариваемого постановления несоответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы ООО "Ватт-Электросбыт" в экономической и предпринимательской деятельности, и подлежащим признанию недействующим.
Ответчик в отзыве на заявление и представители в ходе судебного разбирательства требования заявителя не признали, указав, что постановлением № 52 тарифы на электроэнергию для тарифной группы "Население" на 2010 год установлены в пределах уровней тарифов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 22.09.2009 № 216-э/2 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год".
Согласно пункту 26 Правил государственного регулирования, применение льготных тарифов на электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность) допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для представления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население. В связи с чем установление льготных тарифов возможно лишь в случае, если право на льготы по оплате электрической энергии предусмотрено федеральными законами. В данном случае никакого льготного тарифа не установлено, а применение при расчете тарифа на электрическую энергию для тарифной группы "Население" перекрестного субсидирования не может рассматриваться как установление льготного тарифа. Установленный постановлением № 52 тариф на электрическую энергию для тарифной группы "Население" обеспечивает ООО "Ватт-Электросбыт" получение в расчетном периоде регулирования необходимой валовой выручки, из чего следует, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
От прокуратуры Республики Мордовия поступило письменное ходатайство от <...> № <...> о вступлении прокурора в арбитражный процесс на основании положений части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанное ходатайство судом удовлетворено.
Представитель прокуратуры Республики Мордовия в ходе судебного разбирательства просил отказать в удовлетворении требований ООО "Ватт-Электросбыт". При этом представитель прокуратуры считает, что оспариваемое постановление Правления РЭК РМ от 26.11.2009 № 52 соответствует законодательству, вынесено в пределах компетенции Комиссии и является обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.
Статьей 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились, конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оценив постановление № 52, приняв во внимание, что последним установлены тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, то есть данное постановление принято не в отношении конкретных потребителей, а в отношении неопределенного круга лиц (групп потребителей), пользующихся электрической энергией, постановление рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, оспариваемое постановление № 52 опубликовано в газете "Известия Мордовии" от 27 ноября 2009 года № 179, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правления Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия является нормативным правовым актом, в связи с чем заявленный спор рассматривается судом с учетом положений главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что 26.11.2009 Правлением Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия было принято постановление № 52 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, по Республике Мордовия на 2010 год", которым были установлены тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, по Республике Мордовия согласно Приложению (с изменениями внесенными постановлением Правления РЭК РМ от 10.12.2009 № 54).
В приложении к постановлению Правления РЭК РМ от 26.11.2009 № 52 указаны тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, по Республике Мордовия на 2010 год, в том числе в пунктах 1 и 2 приложения указан одноставочный тариф (с НДС) для населения и для потребителей, приравненных к населению, который составляет 2.17 руб. /кВтч.
Вышеуказанный тариф Правлением Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия был принят на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 22 сентября 2009 года № 216-э/2 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год", где в приложении 2 установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения, по субъекту Российской Федерации на 2010 год, коп./кВтч (с НДС), в том числе для Республики Мордовия минимальный уровень тарифа для городского населения установлен 217,00 коп. /кВтч, максимальный уровень тарифа для городского населения установлен 219,00 коп. /кВтч.
Посчитав, что постановление № 52 от 26.11.2009 не соответствует требованиям Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии Российской Федерации, Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, нарушающим права и законные интересы ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" в сфере экономической деятельности, ООО "Ватт-Электросбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения и доводы представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные ООО "Ватт-Электросбыт" требования не подлежат удовлетворению.
Частью 1 статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 АПК РФ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
При установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей не допускается.
Статьей 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлены принципы государственного регулирования тарифов, в том числе указаны и такие принципы, как
- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти.
Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ установлены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют, в том числе следующие полномочия:
- устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии;
- устанавливают сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии;
- устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 марта 2008 года № 76 "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия и состава ее Правления" (с последующими изменениями и дополнениями) утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия (далее - Положение о РЭК РМ).
Пунктом 1 данного Положения о РЭК РМ предусмотрено, что Региональная энергетическая комиссия Республики Мордовия является органом исполнительной власти Республики Мордовия в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В пункте 8 Положения о РЭК РМ изложены основные функции комиссии, в числе которых:
- установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии;


- установление сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков электрической энергии;
- установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам;
- публикация в установленном порядке принятых решений.
Комиссию возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Мордовия по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Указом Главы Республики Мордовия от 30 апреля 2009 года № 88-УГ Егорычев Алексей Владимирович назначен председателем Региональной энергетической комиссии - Министром Республики Мордовия.
Из приведенных выше положений следует, что Региональная энергетическая комиссия Республики Мордовия является органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на территории Республики Мордовия, в связи с чем постановление от 26.11.2009 № 52 принято уполномоченным органом.
Постановление от 26.11.2009 № 52 опубликовано в газете "Известия Мордовия" от 27.11.2009 № 179 (24227).
Не оспаривая размера тарифа на электрическую энергию для тарифной группы "Население", заявитель все же считает его пониженным (льготным), экономически необоснованным, в связи с чем, по его мнению, при установлении льготного тарифа, в оспариваемом постановлении № 52 должен быть указан порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население. Заявитель также указывает, что отсутствие механизма компенсации выпадающих доходов, повлечет образование убытков у общества при осуществлении регулируемой деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, в пункте 26 которых установлено, что применение льготных тарифов на электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность) допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
В этой связи решение об установлении льготных тарифов на электрическую энергию для отдельных потребителей (категории потребителей) возможно только в случае, если право на льготы по оплате электрической энергии предусмотрено федеральными законами.
Однако, действующим законодательством никаких льгот по оплате электрической энергии для потребителей электрической энергии тарифной группы "Население" не установлено.
Наличие же разницы в тарифах между населением и прочими потребителями не связано с представлением каких-либо льгот отдельным категориям потребителей, а вызвано, как указал ответчик, системой перекрестного субсидирования.
Довод заявителя о том, что статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлен запрет перекрестного субсидирования, предполагающий покрытие расходов энергоснабжающих организаций, образующихся в результате установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на энергию за счет повышения цен (тарифов) на нее для других потребителей, судом отклоняется.
В соответствии с абзацем 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены на срок более одного года, с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы тепло- и электроснабжения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Следовательно, данным Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ установлен особый, отличительный от общего, порядок ценообразования для категории потребителей - население, тарифы для которых устанавливаются в рамках предельных уровней тарифов для населения. В данном случае оспариваемым постановлением № 52 установлены тарифы для населения на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 22 сентября 2009 года № 216-э/2 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год".
Кроме того, несостоятельным является довод общества о необоснованном применении РЭК РМ метода перекрестного субсидирования еще и по той причине, что он не противоречит ниже перечисленным нормам, которыми предусмотрена возможность применения перекрестного субсидирования при установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей:
- постановлению Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации";
- распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
- распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.12.2008 № 1996-р.
Таким образом, применение при расчете тарифа на электрическую энергию для тарифной группы "Население" перекрестного субсидирования не может рассматриваться как установление льготного тарифа, а норма статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ заявителем истолкована неверно, поскольку она предусматривает как недозволенное установление льготных цен и тарифов для отдельных (индивидуальных) потребителей за счет других конкретных (индивидуальных) потребителей, исключая, таким образом, возможные злоупотребления.
Указывая на несоответствие оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства заявитель ссылается на необходимость указания в постановлении № 52 информации о составляющих тарифа, которые были применены РЭК РМ при расчете и установлении тарифа на электроэнергию для тарифной группы "Население".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", пунктом 54 которых предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен).
Согласно пункту 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации в счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, в пункте 10 которых указано, что регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
- средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;
- сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
- сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
- стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности)
- в случае если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
В счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Суд считает, что вышеназванные нормы не устанавливают обязанности органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в данном случае РЭК РМ, указывать в постановлении № 52 от 26.11.2009 составляющие, которые были применены ответчиком при расчете и установлении тарифа на электроэнергию для тарифной группы "Население".
Кроме того, в пункте 15 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации предусмотрено, что Федеральная служба по тарифам утверждает регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, а также порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровня, установленного в соответствии с Основами ценообразования.
Во исполнение вышеуказанного положения Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э утвержден Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных ценах электрической (тепловой) энергии (мощности) (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и пунктом 29 Регламента решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам и включает:
величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей;
даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Форма решения регулирующего органа об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по субъекту Российской Федерации утверждена приложением № 1.2 к Регламенту.
Пунктом 30 Регламента предусмотрено, что регулирующий орган в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов доводит его до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, а также в указанный срок представляет заверенную печатью и подписью руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов копию решения в Федеральную службу по тарифам.
В целях соблюдения положений действующего законодательства о государственном регулировании тарифов, а именно пункта 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов, пункта 30 Регламента, РЭК РМ письмом от <...> № <...> направила в адрес Федеральной службы по тарифам заверенную копию постановления Правления РЭК РМ от 26.11.2009 № 52.
Каких-либо предписаний об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов, принятых в постановлении от 26.11.2009 № 52, по форме или содержанию оспариваемого постановления Федеральной службой по тарифам не вынесено.
Кроме того, в соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим могут обращаться заинтересованные лица, если полагают, что этот акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ООО "Ватт-Электросбыт" в своем заявлении указало, что отсутствие в постановлении порядка компенсации выпадающих доходов общества неминуемо приведет к образованию убытков при осуществлении деятельности, и приведет к нарушению экономических интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Однако, размер тарифа обществом не оспаривается, поскольку установлен тариф на основании приказа ФСТ от 22.09.2009 № 216-э/2, и обеспечивает гарантирующему поставщику - ООО "Ватт-Электросбыт" получение необходимой валовой выручки - экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Доказательств того, что в период действия тарифа с 01.01.2010 общество несет какие-либо убытки от того, что в постановлении № 52 не указан порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующего поставщика, заявителем суду не представлено. В связи с чем суд считает, что данным постановлением не нарушаются права и интересы общества в предпринимательской и экономической деятельности.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление от 26.11.2009 № 52 соответствует Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, и не может быть признано недействующим.
Расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании объявлялся перерыв с 11.03.2010 до 16.03.2010.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт", г. Саранск, отказать.
Признать постановление Правления Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия от 26 ноября 2009 года № 52 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, по Республике Мордовия на 2010 год" соответствующим Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Мордовия в месячный срок с момента его принятия.

Председательствующий
Л.А.АРТАМОНОВА

Судьи
Н.А.ЕВДОКИМОВА
В.Н.САВОЧКИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru