Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2012 г. № 11/35-П

ОБ ИТОГАХ МОНИТОРИНГА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ № 171/2006-ОЗ "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ
НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев Отчет о проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 171/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области" за период с 1 января 2010 по 31 декабря 2011 года, в соответствии с Законом Московской области № 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области", пунктом 14 Положения о проведении в Московской областной Думе мониторинга правоприменительной практики законов Московской области, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 03.09.2009 № 7/88-П, Московская областная Дума постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 171/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области" за период с 1 января 2010 по 31 декабря 2011 года. (Приложение.)
2. Комитету по вопросам аграрной политики и потребительского рынка подготовить и внести на рассмотрение Московской областной Думы:
1) проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области";
2) проект закона Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
3) проект постановления о законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Бодункова А.Ф.

Председатель
Московской областной Думы
И.Ю. Брынцалов





Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 29 ноября 2012 г. № 11/35-П

ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ № 171/2006-ОЗ "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА И УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

I. Общие положения

Объект мониторинга - Закон Московской области № 171/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области" (далее - Закон Московской области № 171/2006-ОЗ).
Субъект мониторинга - Комиссия по проведению мониторинга (далее - Комиссия), созданная постановлением Московской областной Думы от 31.05.2012 № 32/17-П "О проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 171/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области".
Цель мониторинга Закона Московской области № 171/2006-ОЗ - проведение комплексного изучения правового регулирования отношений по установлению административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области, проведение сравнительного анализа запланированных и полученных результатов действия законодательства Московской области с целью его дальнейшего совершенствования.
Период проведения мониторинга - с 1 января 2010 года по 31 декабря 2011 года.

II. Сведения о деятельности Комиссии

Мониторинг осуществлялся Комиссией, созданной постановлением Московской областной Думы от 31.05.2012 № 32/17-П "О проведении мониторинга практики применения Закона Московской области № 171/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области".
В соответствии с указанным постановлением Московской областной Думы Комиссия утверждена в следующем составе:
1) Шаров А.Н. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
2) Пекарев В.Я. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
3) Керселян С.А. - депутат Московской областной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ";
4) Титова О.Г. - консультант аппарата Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы;
5) Бабкина С.В. - консультант отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Московской областной Думы;
6) Арефьев А.М. - руководитель Организационно-аналитического управления Московской областной Думы;
7) Литвинова Е.В. - первый заместитель министра потребительского рынка и услуг Московской области;
8) Сурина А.Ф. - заместитель начальника Центра по исполнению административного законодательства Главного управления МВД России по Московской области;
9) Тябликова Н.Г. - заместитель начальника отдела юридического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области.
Председателем Комиссии избран Керселян С.А. - депутат Московской областной Думы, член Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы.
Комиссией разработан и утвержден план проведения мониторинга, в соответствии с которым осуществлены следующие мероприятия:
1. Проведен анализ законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области и законодательства других субъектов Российской Федерации в сфере потребительского рынка и услуг и оценка эффективности действия Закона Московской области № 171/2006-ОЗ.
2. Проведен анализ проблем, возникающих у правоприменителей в ходе исполнения Закона Московской области № 171/2006-ОЗ, и определены пути их решения.
3. Проведены три заседания, в том числе одно выездное заседание на тему "Проблемы и перспективы развития розничных рынков в Московской области" на территории фермерского рынка ООО "Управляющая компания ЭкоБазар-Мытищи", расположенного в городском поселении Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области.
4. Выработаны предложения по совершенствованию законодательства Московской области по теме мониторинга.

III. Проведение мониторинга

1. Состояние законодательства Российской Федерации
об административной ответственности за правонарушения
в сфере потребительского рынка и услуг

Административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере потребительского рынка и услуг, установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение следующих федеральных законов и законов Российской Федерации в сфере торговой деятельности:
Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей";
Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";
Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Комиссией проведено исследование вопроса о необходимости внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам, относящимся к организации деятельности розничных рынков.

2. Состояние законодательства субъектов Российской Федерации
об административной ответственности за правонарушения
в сфере потребительского рынка и услуг

В большинстве субъектов Российской Федерации сформировано региональное законодательство об административных правонарушениях, содержащее нормы, устанавливающие административную ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг.
В одних субъектах Российской Федерации указанные нормы установлены в составе кодифицированных законодательных актов (кодексы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях), что систематизирует региональное законодательство и упрощает практическое его применение, в других указанные нормы установлены в законах об административных правонарушениях. В Московской области принят Закон Московской области № 171/2006-ОЗ, устанавливающий административную ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг.
В законодательстве субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях по теме мониторинга объектами административно-юрисдикционной защиты являются требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
В соответствии с полномочиями, закрепленными за субъектами Российской Федерации Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", региональный законодатель в ряде субъектов Российской Федерации установил широкий круг составов правонарушений в сфере потребительского рынка и услуг, что позволяет осуществлять действенный региональный государственный контроль и муниципальный контроль за соблюдением законодательства в области торговой деятельности. В частности, законами субъектов Российской Федерации установлена ответственность за нарушение требований к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в том числе за:
1) нарушение установленных основных требований к планировке, перепланировке и застройке розничного рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений;
2) нарушение установленных требований к заполнению форм разрешений на право организации розничного рынка и уведомлений;
3) нарушение установленных требований к торговому месту на розничном рынке (за исключением требований, ответственность за которые установлена федеральным законом);
4) нарушение установленного порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничном рынке и его типовой формы, если ответственность за нарушение соответствующих требований к порядку заключения указанного договора не установлена федеральным законом;
5) нарушение установленного упрощенного порядка предоставления торговых мест на сельскохозяйственном, сельскохозяйственном кооперативном рынке;
6) нарушение установленного порядка предоставления информации для формирования и ведения реестра розничных рынков.
Кроме того, законами субъектов Российской Федерации установлена ответственность за:
1) нарушение порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, а также требований к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках, в том числе за формирование плана проведения ярмарок без согласования с исполнительным органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере потребительского рынка и услуг;


2) осуществление мелкорозничной торговли, оказание бытовых услуг либо услуг общественного питания без документов, подтверждающих право размещения объектов мелкорозничной сети;
3) осуществление мелкорозничной торговли (оказание услуг) с нарушением установленных требований к специализации объектов мелкорозничной сети;
4) размещение нестационарных торговых объектов не в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления;
5) нарушение ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Применение административной ответственности за указанные правонарушения в субъектах Российской Федерации является правовой гарантией соблюдения прав и надлежащего исполнения обязанностей хозяйствующими субъектами, осуществляющими соответствующую деятельность.
Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка и услуг во многих регионах наделены не только должностные лица органов внутренних дел (полиции) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и органы местного самоуправления на основании соответствующих региональных законов о наделении их отдельными государственными полномочиями в сфере административных правоотношений. Кроме того, за органами местного самоуправления закреплены полномочия по созданию административных комиссий в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной региональными законами, включая рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка и услуг.
В субъектах Российской Федерации, как правило, в качестве основной санкции за совершение административных правонарушений в сфере потребительского рынка и услуг установлен штраф.

3. Состояние законодательства Московской области
об административной ответственности за правонарушения
в сфере потребительского рынка и услуг

В 2006 году Московской областной Думой принят Закон Московской области № 171/2006-ОЗ, которым установлена административная ответственность граждан, юридических лиц и должностных лиц за нарушение требований (правил) в сфере потребительского рынка и услуг (розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг), установленных нормативными правовыми актами Московской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Со дня вступления в силу настоящего Закона по настоящее время приняты три закона Московской области о внесении изменений в Закон Московской области № 171/2006-ОЗ.
1. Закон Московской области № 88/2007-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области" (далее - Закон Московской области № 88/2007-ОЗ) принят в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 ноября 2006 года № 189-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)". Вышеуказанным Федеральным законом установлена административная ответственность за правонарушение, аналогичное составу правонарушения, установленного в части 2 статьи 2 Закона Московской области № 171/2006-ОЗ.
2. Основанием принятия Закона Московской области № 181/2007-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области" (далее - Закон Московской области № 181/2007-ОЗ) является приведение его в соответствие с Федеральным законом от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение". В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом размер административного штрафа, исчисляемый в минимальных размерах оплаты труда, заменен на суммы, выраженные в рублях.
Кроме того, Законом Московской области № 181/2007-ОЗ были увеличены размеры административных штрафов, взыскиваемых с субъектов правонарушений.
3. Закон Московской области № 138/2011-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области" принят в связи с вступлением в силу Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", в соответствии с которым органы внутренних дел (милиция) переименованы в органы внутренних дел (полиция).

4. Информация о правоприменительной практике
законодательства Московской области об административной
ответственности за правонарушения в сфере потребительского
рынка и услуг

В статьях 2 и 3 Закона Московской области № 171/2006-ОЗ установлены составы административных правонарушений в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области.
В статье 2 Закона Московской области № 171/2006-ОЗ установлена ответственность организаций, управляющих рынками, и их должностных лиц за:
1) предоставление торговых мест на территории рынка организациям, не имеющим документа о государственной регистрации в качестве юридического лица, а равно гражданам, не имеющим документа о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (за исключением случаев осуществления физическими лицами торговли сельскохозяйственной продукцией, выращенной и переработанной в личном хозяйстве, а также торговли непродовольственными товарами, бывшими в употреблении и приобретенными для личного пользования), либо иностранным гражданам, незаконно пребывающим в Российской Федерации;
2) предоставление торговых мест на территории рынка юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, не имеющим документа о регистрации контрольно-кассовой техники (в случае, если наличие указанных документов предусмотрено законодательством Российской Федерации).
В статье 3 Закона Московской области № 171/2006-ОЗ установлена ответственность граждан и юридических лиц за торговлю продовольственными и (или) непродовольственными товарами вне отведенных для этой цели мест, включая торговлю с рук, лотков и автомашин.
Санкцией за совершение правонарушений по статье 2 Закона Московской области № 171/2006-ОЗ является штраф, по части 1 статьи 3 - предупреждение и штраф, по части 2 статьи 3 - штраф.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Московской области № 171/2006-ОЗ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также должностные лица исполнительных органов государственной власти Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 14.11.2006 № 1072/44 "О должностных лицах Министерства потребительского рынка и услуг Московской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области" утвержден перечень должностных лиц Министерства потребительского рынка и услуг Московской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Московской области № 171/2006-ОЗ, рассматриваются мировыми судьями Московской области в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
За период проведения мониторинга должностными лицами территориальных подразделений МВД России по Московской области по части 1 статьи 3 Закона Московской области № 171/2006-ОЗ составлено 3858 административных протоколов, в том числе в 2010 году - 1445 административных протоколов, в 2011 году - 2413 административных протоколов.
Несмотря на то, что данные правонарушения продолжают иметь место на территории Московской области, динамика их выявления органами внутренних дел (полицией) в 2012 году уменьшается. Так, за период с января по апрель 2012 года должностными лицами территориальных подразделений МВД России по Московской области составлено только 524 административных протокола по части 1 статьи 3 Закона Московской области № 171/2006-ОЗ.
По статье 2 и части 2 статьи 3 Закона Московской области № 171/2006-ОЗ протоколы об административных правонарушениях должностными лицами органов внутренних дел (полиции) и должностными лицами Министерства потребительского рынка и услуг Московской области не составлялись.

5. Анализ практики применения Закона Московской области
№ 171/2006-ОЗ по результатам выездного заседания Комитета
по вопросам агропромышленного комплекса и потребительского
рынка Московской областной Думы (далее - Комитет),
проведенного на территории фермерского рынка
ООО "Управляющая компания ЭкоБазар-Мытищи", расположенного
в городском поселении Мытищи Мытищинского муниципального
района Московской области

В целях комплексного и всестороннего проведения мониторинга Закона Московской области № 171/2006-ОЗ 3 июля 2012 года проведено выездное заседание Комитета на тему "Проблемы и перспективы развития розничных рынков в Московской области" с участием депутатов Московской областной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, представителей управляющей розничным рынком компании.
Участниками выездного заседания Комитета было отмечено, что потребительский рынок - это комплексный и системообразующий сектор экономики, стратегия развития которого должна обеспечивать баланс целей заинтересованных групп - государство, потребители, производители, хозяйствующие субъекты в сфере торговой деятельности.
Несмотря на бурное развитие новых форматов торговли, в настоящее время продолжают сохранять свое важное экономическое значение для населения Московской области розничные рынки, так как они выполняют стратегическую функцию продовольственной безопасности - обеспечение широкого круга жителей Московской области товарами народного потребления по доступным ценам и качеству.
Во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в Московской области разработана и принята необходимая нормативная правовая база по организации деятельности розничных рынков.
Планом организации розничных рынков на территории Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17.04.2007 № 289/15, на территории Московской области предусмотрено создание 293 розничных рынков, из них 218 универсальных, 75 специализированных, в том числе 43 строительных, 9 непродовольственных, 6 продовольственных, 5 автомобильных, 3 сельскохозяйственных, 2 садоводческих, 1 радиорынка.
В настоящее время в Московской области осуществляет деятельность 241 розничный рынок, из них 181 универсальный, 60 специализированных, в том числе 37 строительных, 9 непродовольственных, 5 продовольственных, 4 автомобильных, 3 сельскохозяйственных, 1 садоводческий и 1 радиорынок.
Розничные рынки имеются в 64 из 74 муниципальных районов и городских округов Московской области. Общее число торговых мест на розничных рынках составляет 47084 единицы.
Оборот розничной торговли на рынках Московской области составил в 2007 году 74,8 млрд. рублей (11,3% от общего оборота), за 2011 год - 95,4 млрд. рублей (7,9%). К 2015 году доля товаров, реализуемых на розничных рынках в Московской области, должна сократиться до 7,5%.
Выступающие на заседании Комитета констатировали, что происходит снижение числа покупок, совершаемых на рынках, и, как следствие, снижение доходов управляющих рынками компаний. Потребители отдают предпочтение современным торговым комплексам, торговым центрам, супермаркетам, сетевым магазинам. Обеспеченность населения Московской области торговыми площадями (стационарными объектами и павильонами) на 01.01.2012 составила 1059,9 кв. метра на 1000 жителей. Фактическая обеспеченность населения торговыми площадями в Московской области в настоящее время превышает нормативное значение в 1,8 раза и продолжает расти. Таким образом, роль розничных рынков в обеспечении населения Московской области торговыми площадями незначительна и продолжает снижаться.
Вместе с тем наличие розничных рынков необходимо, прежде всего, для создания конкуренции между различными форматами торговли, обеспечения малоимущих слоев населения продовольственными и промышленными товарами, расширения ассортимента реализуемой продукции, обеспечения занятости представителей малого и среднего предпринимательства, предоставления возможности для реализации продукции непосредственно сельхозпроизводителями и гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством.
В 2011 году территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по Московской области проведены внеплановые мероприятия в отношении 117 управляющих рынками компаний, из них совместно с органами внутренних дел (полиции) - 57, МЧС России - 45, ФМС России - 22. В результате проверок в отношении должностных и юридических лиц возбуждено 126 дел об административных правонарушениях, принято постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму более 1 млн. рублей.
За текущий период 2012 года территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по Московской области обследовано 23 управляющие рынками компании, по результатам проверок возбуждено 28 дел об административных правонарушениях и приняты постановления о привлечении к административной ответственности должностных и юридических лиц в виде штрафов на сумму 158 тыс. рублей.
Основными нарушениями санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей при проведении проверок управляющих рынками компаний являются: отсутствие программы производственного контроля, отсутствие условий для раздельного хранения личной и спецодежды, отсутствие помещений для приема пищи персоналом, отсутствие личных медицинских книжек, неудовлетворительное содержание контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий, помещения розничных рынков не оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией и т.д.
В рамках проверок управляющих рынками компаний в 2011 году территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по Московской области проведены мероприятия по контролю в отношении 206 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, арендующих торговые места на розничных рынках. Возбуждено 305 дел об административных правонарушениях, из них по 194 делам приняты постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 430,9 тыс. рублей, 111 дел находятся в стадии рассмотрения.
По результатам проведенных в 2011 году проверок за нарушение условий хранения, сроков годности и отсутствие сопроводительных документов изъято из оборота более 1,1 тонны продукции (мясо, птица, рыба, молочные продукты, мясные консервы).
Основными нарушениями санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей при проведении проверок индивидуальных предпринимателей, арендующих торговые места на розничных рынках, являются: нарушение правил хранения, сроков годности продукции, отсутствие документации на реализуемую продукцию как импортного, так и местного происхождения, предоставляемые справки не содержат сведений об использовании пестицидов и ветеринарных препаратов, о проведении радиационного контроля и т.д.
Ветеринарно-санитарная экспертиза 2937791 единицы мяса и мясных продуктов на продовольственных рынках Московской области за 2011 год выявила 10626 случаев болезней различной этиологии. По результатам ветеринарно-санитарной экспертизы направлено на обезвреживание 14,321 тонны мяса и субпродуктов.
Основными нарушениями, выявленными Главным управлением ветеринарии Московской области в ходе проведенных проверок продовольственных рынков, является отсутствие маркировки на продукцию животного происхождения, а также ветеринарных сопроводительных документов. Кроме того, на многих продовольственных рынках отсутствуют холодильные камеры для хранения конфискованной продукции, а также продукции, в отношении которой осуществляется лабораторное исследование.
В 2012 году специалистами Главного управления ветеринарии Московской области совместно с органами внутренних дел (полиции) и администрациями муниципальных образований Московской области проведено 132 рейда по пресечению несанкционированной торговли животноводческой продукцией в таких местах, как рынок, прилегающая к рынку территория, улицы. По итогам рейдов составлено 23 протокола об административных правонарушениях, наложено штрафов на общую сумму 19,7 тыс. рублей.

IV. Результаты проведения мониторинга

В ходе работы Комиссии были выявлены основные проблемы, препятствующие эффективной реализации Закона Московской области № 171/2006-ОЗ.
1. Министерство потребительского рынка и услуг Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, должностные лица которого уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 14.11.2006 № 1072/44.
Если учитывать, что на территории Московской области на сегодняшний день функционирует более 37750 торговых объектов, из них 25425 магазинов, 816 торговых центров, 11510 объектов мелкорозничной торговли, на которых занято 580 тыс. человек, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области не обладает достаточными ресурсами (финансовыми, материально-техническими) для эффективного и своевременного участия в выявлении правонарушений в сфере потребительского рынка и услуг.
Кроме того, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области не имеет в штате необходимого количества работников (должностных лиц) для составления протоколов об административных правонарушениях.
2. В Законе Московской области № 171/2006-ОЗ отсутствуют нормы, позволяющие органам местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка и услуг.
Вместе с тем опыт практического применения законодательства об административных правонарушениях субъектами Российской Федерации показывает, что привлечение органов местного самоуправления к участию в осуществлении правовой защиты общественных отношений в сфере экономики способствует укреплению законности и порядка в области торговой деятельности в регионах России.
3. В Законе Московской области № 171/2006-ОЗ отсутствуют виды правонарушений, которые вправе установить региональный законодатель в соответствии с полномочиями, закрепленными за ним федеральным законодательством в сфере потребительского рынка и услуг.
4. В Законе Московской области № 171/2006-ОЗ имеются неточные определения отдельных понятий (статья 3), которые препятствуют ясному и четкому пониманию Закона и его единообразному практическому применению.
Отдельные термины, применяемые в Законе Московской области № 171/2006-ОЗ ("организация, управляющая рынком"), не совпадают с терминами, применяемые в Федеральном законе от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" ("управляющая рынком компания").
5. Необходимо ужесточить административные наказания за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг.
Наличие в Законе Московской области № 171/2006-ОЗ санкции в виде предупреждения (часть 1 статьи 3) является малоэффективной.
6. Редакция статьи 3 Закона Московской области № 171/2006-ОЗ требует приведения ее в соответствие с положениями статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в которой установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Законодательное решение настоящих проблем, выявленных в ходе мониторинга, будет способствовать осуществлению действенного контроля за исполнением законодательства об административных правонарушениях Московской области в сфере потребительского рынка и услуг.
В ходе заседания Комитета были выявлены следующие основные проблемы, требующие законодательного урегулирования на федеральном уровне.
1. В настоящее время около 100 существующих розничных рынков в Московской области осуществляют свою деятельность без разрешений на право организации рынка, выдаваемых органами местного самоуправления, тем самым нарушаются требования Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", в соответствии с которыми основанием для организации и функционирования розничного рынка является разрешение на право организации рынка, выдаваемое органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако до настоящего времени Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена санкция за деятельность без разрешения на право организации рынка, вследствие чего на сегодняшний день управляющие рынками компании, не имеющие таких разрешений, не представляется возможным привлечь к административной ответственности.
2. Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предусматривает судебную процедуру аннулирования разрешения на право организации розничного рынка только после административного приостановления его деятельности, при этом Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена санкция в виде административного приостановления деятельности за нарушение правил организации розничных рынков и деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на них.
Таким образом, в настоящее время за нарушение требований Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ аннулировать выданное разрешение на право организации розничного рынка не представляется возможным.
3. Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений о соответствии таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.
Управляющие рынком компании не несут юридической ответственности за соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, арендующими торговые места на розничных рынках, санитарно-эпидемиологических требований и законодательства о защите прав потребителей при продаже ими продовольственных товаров, не относящихся к пищевым продуктам непромышленного изготовления.
Кроме того, ветеринарно-санитарная служба розничного рынка не осуществляет контроль торговых мест, если арендаторы не заключили с ветеринарно-санитарной службой розничного рынка соответствующих договоров.
Имеющиеся пробелы и коллизии федерального законодательства препятствуют реализации в полном объеме положений Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", осуществлению действенного государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.

V. Выводы

Анализ федерального законодательства и законодательства Московской области позволяет Комиссии сделать следующие выводы.
В целях совершенствования законодательства Московской области Комиссия считает необходимым поручить Комитету по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы совместно с Министерством потребительского рынка и услуг Московской области разработать:
1) проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области";
2) проект закона Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области по созданию административных комиссий и определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
3) проект постановления о законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части установления административной ответственности управляющих рынками компаний за деятельность без разрешения на право организации розничного рынка, предусмотрев санкцию за данное правонарушение в виде административного приостановления деятельности.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru