МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 6 декабря 2012 г. № 1238
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДЫ ПО ОКАЗАНИЮ
ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ,
НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
СЕМЬИ И ДЕТЕЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В рамках реализации региональной программы
"Бесстрашное детство", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 16 февраля 2011 года № 97, и в целях совершенствования деятельности государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое примерное Положение
о деятельности междисциплинарной команды по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, на базе государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области (далее - примерное Положение).
2. Начальнику управления социальной политики семьи и детей (М.В. Ушакова) обеспечить координацию деятельности государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области по созданию и организации работы междисциплинарной команды по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, на базе государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области.
3. Директорам государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области:
3.1. Утвердить в течение одного месяца с момента подписания настоящего приказа положение и состав междисциплинарной команды по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, в соответствии с утвержденным примерным Положением
.
3.2. Организовать деятельность междисциплинарной команды по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения.
4. Директорам государственных казенных учреждений Нижегородской области "Управление социальной защиты населения района/города":
4.1. Осуществлять контроль за созданием и деятельностью междисциплинарных команд по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения, на базе государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области.
4.2. Оказывать содействие в организации на муниципальном уровне межведомственного взаимодействия по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра социальной политики Нижегородской области Н.Т. Отделкину.
Министр
О.В.НОСКОВА
Приложение
к приказу
министерства социальной политики
Нижегородской области
от 06.12.2012 № 1238
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДЫ ПО ОКАЗАНИЮ
ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ,
НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
СЕМЬИ И ДЕТЕЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Междисциплинарная команда по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения с детьми (далее - МДК) - это объединение специалистов различных отделений учреждения социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области для оказания комплексной социальной, юридической, правозащитной, психолого-педагогической и адресной помощи ребенку, пострадавшему от насилия и жестокого обращения.
1.2. МДК создаются на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области (далее - учреждение).
1.3. МДК является коллегиальным, координирующим органом, созданным в учреждении по подготовке и реализации индивидуальной программы помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от насилия и жестокого обращения, а также его семье.
1.4. Положение и состав МДК утверждается приказом директора учреждения.
1.5. МДК в своей деятельности руководствуется локальными актами: Уставом учреждения, положением о деятельности МДК, регламентом предоставления социальных услуг, положениями о деятельности отделений, положением о психолого-педагогическом консилиуме, положением о социальном патронаже и другими.
1.6. В МДК могут входить: заместитель директора учреждения, заведующий приемным отделением, заведующий стационарным отделением, заведующий отделением дневного пребывания детей, заведующий отделением социальной диагностики, педагог-психолог, врач, медицинская сестра, социальный педагог, воспитатель, юрист, специалист по социальной работе.
4.3. Заведующий приемным отделением контролирует проведение первичного медицинского осмотра несовершеннолетнего, выяснение личности ребенка, места регистрации и проживания его родителей (законных представителей), оказание первичной психологической и медицинской помощи ребенку, обеспечение условий для сна, питания, досуга, обучения несовершеннолетнего на период его временного пребывания, готовит проект приказа о зачислении несовершеннолетнего в учреждение, оформляет личное дело ребенка.
4.4. Заведующий стационарным отделением (или отделением дневного пребывания детей) осуществляет контроль за деятельностью специалистов отделения по всестороннему изучению личности несовершеннолетнего, подготовке и реализации индивидуальной программы помощи несовершеннолетнему в условиях круглосуточного пребывания (или дневного пребывания) в учреждении с учетом всех социальных, психологических, физических, физиологических и интеллектуальных особенностей ребенка, обеспечению полноценной жизнедеятельности несовершеннолетнего (материальное обеспечение, питание, образование и воспитание), оказанию несовершеннолетнему социально-медицинской и психолого-педагогической помощи.
4.5. Заведующий отделением социальной диагностики осуществляет контроль за деятельностью специалистов отделения по выявлению причин кризисной ситуации в семье, определению стадий социальной дезадаптации несовершеннолетнего, изучению состояния его нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения подростка, организации ранней диагностики физического, психологического и социального статуса несовершеннолетнего, подготовке предложений в программу помощи несовершеннолетнему, подведению итогов реабилитационно-коррекционной работы с несовершеннолетним.
4.6. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику детей, ставших жертвами и свидетелями насилия, осуществляет мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации несовершеннолетних, вносит предложения в индивидуальную программу помощи в части социально-психологической реабилитации детей, осуществляет психологическое сопровождение детей, находящихся на реабилитации в учреждении, осуществляет контроль за состоянием психологического здоровья несовершеннолетних, оказывает научно-методическую помощь воспитателям, социальным педагогам и другим членам МДК по диагностированию социальной дезадаптации несовершеннолетних и повышению эффективности реабилитационно-коррекционной работы с ними.
4.7. Врач оказывает квалифицированную медицинскую помощь, используя современные методы профилактики, диагностики, реабилитации и лечения, разрешенные для применения в соответствии с установленными регламентами и стандартами, осуществляет взаимодействие с учреждениями здравоохранения.
4.8. Медицинская сестра осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения и развития заболеваний, проводит регулярный осмотр ребенка, контролирует своевременное и точное выполнение назначений врача, качество санитарно-гигиенического состояния помещений, соблюдение противоэпидемических и карантинных мероприятий в учреждении, ведет необходимую отчетно-учетную документацию, знает принципы оказания первой доврачебной помощи, применение и работу медицинской аппаратуры, организацию хозяйственно-медицинского снабжения, правила техники безопасности при работе с медицинским инструментарием, правила хранения лекарственных средств и материалов.
4.9. Юрист содействует в восстановлении и оформлении правового статуса несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, оформляет документы по дальнейшему жизнеустройству несовершеннолетнего, проводит социально-правовое консультирование, оказывает помощь в составлении исковых заявлений и других юридических документов по защите прав и законных интересов детей, ведет сбор информации о родителях (законных представителях) и других близких родственниках несовершеннолетнего, устанавливает сотрудничество с органом опеки и попечительства несовершеннолетних, образовательными учреждениями, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, судом, прокуратурой, органом внутренних дел по организации совместной социально-правовой и реабилитационной деятельности в отношении несовершеннолетнего.
4.10. Социальный педагог проводит социально-педагогическую диагностику и коррекцию несовершеннолетнего, консультирование и обучение родителей по вопросам воспитания детей, организует различные виды социально полезной деятельности детей, находящихся в учреждении, готовит предложения в индивидуальную программу помощи семье и ребенку в части социально-педагогической реабилитации, реализует воспитательно-реабилитационные мероприятия с детьми, контролирует посещаемость детьми школьного возраста уроков и выполнение ими домашних заданий, осуществляет контроль за назначением мер социальной поддержки для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4.11. Воспитатель организует процесс жизнедеятельности детей стационарного отделения или группы дневного пребывания, проводит индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультирование родителей по вопросам воспитания детей, принимает участие в реализации воспитательно-реабилитационного процесса несовершеннолетних, своевременно заполняет журнал и дневник индивидуальных наблюдений за детьми, несет ответственность за охрану жизни и здоровье несовершеннолетних, обучает несовершеннолетних соответствующим навыкам поведения в обществе, способствует созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого воспитанника отделения или группы, изучает психологические, физические и интеллектуальные особенности несовершеннолетних, проводит анализ межличностных отношений несовершеннолетних.
4.12. Социальный работник проводит социальную диагностику ребенка по его месту жительства, осуществляет социальный патронаж семьи, организует с учетом возраста воспитанников работу по их самообслуживанию и выполнению требований охраны труда, осуществляет контроль за соблюдением детьми распорядка дня, сопровождает несовершеннолетних в медицинские учреждения, посещает детей в случае помещения их в больницу, принимает участие в мероприятиях по социально-психологической реабилитации и трудовой адаптации несовершеннолетних, предупреждает нарушения дисциплины и порядка несовершеннолетними.
5. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ
5.1. В ходе деятельности МДК оформляются следующие документы:
- положение о деятельности МДК (приказ директора учреждения),
- состав МДК (приказ директора учреждения),
- протоколы консилиумов МДК (первичного, текущего, итогового),
- индивидуальная программа помощи ребенку и семье,
- приказ директора о назначении ответственного куратора случая по каждому ребенку (семье).
5.2. Отчетность о деятельности МДК включает:
- полугодовой отчет (ежегодно в срок до 5 июля);
- годовой отчет (ежегодно в срок до 15 января).
5.3. Отчетность заполняется в соответствии с прилагаемой примерной структурой
отчета о деятельности МДК.
Приложение
к примерному Положению
о деятельности МДК по оказанию помощи детям,
пострадавшим от насилия и жестокого обращения
Примерная структура отчета о деятельности МДК
1) Название учреждения.
2) Отчетный период.
3) Дата создания МДК.
4) Количество членов МДК.
5) Количество рейдов МДК с целью проверки сигнала о выявлении случая насилия и жестокого обращения с ребенком.
6) Количество актов МДК о фактических случаях угрозы жизни и здоровью ребенка, направленных в орган опеки и попечительства несовершеннолетних и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, для организации изъятия ребенка у родителей (законных представителей).
7) Количество случаев насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, помещенных в стационарное отделение учреждения в отчетном периоде (краткое описание всех случаев по видам насилия).
8) Количество случаев насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, прошедших курс социальной реабилитации в отделении дневного пребывания учреждения в отчетном периоде (краткое описание всех случаев по видам насилия).
9) Количество заседаний консилиумов МДК в отчетном периоде.
10) Количество разработанных и утвержденных в отчетном периоде индивидуальных программ помощи ребенку и семье.
11) Количество реализованных в отчетном периоде индивидуальных программ помощи ребенку и семье.
12) Количество семей группы риска, находящихся на социальном патронаже МДК в отчетном периоде.