Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2012 г. № 3-65/12

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края об оспаривании Закона Приморского края от 20 марта 1995 года № 2-КЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края", в части,

установил:

Прокурор Приморского края обратился в суд с указанным заявлением, сославшись на то, что частью 7 статьи 9(2) Закона Приморского края "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края" (в редакции Закона Приморского края от 12 марта 2012 года № 18-КЗ), установлен перечень органов и организаций, представление достаточной информации которыми является основанием для проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Приморского края. К указанному перечню органов и организаций не отнесена общественная палата субъекта Российской Федерации, что противоречит части 3.4 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которая предусматривает общественную палату субъекта Российской Федерации как организацию, представление информации которой является основанием для проведения проверки.
Прокурор полагал, что поскольку Федеральным законом установлен исчерпывающий перечень органов и организаций, представленная достаточная информация которых является основанием для проведения проверки, то исключение региональным законодателем из перечня одного из них противоречит указанной норме федерального закона, снижает эффективность установленных федеральным законодательством антикоррупционных мер.
В связи с этим прокурор просил признать недействующей со дня принятия часть 7 статьи 9(2) Закона Приморского края "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края".
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, просил суд признать Закон Приморского края недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края с заявлением прокурора не согласилась, указала на то, что само по себе отсутствие в законе субъекта Российской Федерации положения, содержащегося в федеральном законе, не является препятствием для прямого действия нормы федерального закона. Кроме того, федеральное законодательство не обязывает субъекты Федерации создавать региональные общественные палаты. В настоящее время в Приморском крае общественная палата не создана, поэтому круг органов и организаций, информация которых может являться основанием для проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Приморского края не сужается, эффективность антикоррупционных мер в связи с этим не снижается.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Статьей 12 названного Федерального закона установлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью, а также обязанность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствующие комиссии, созданные при этих органах.
Пунктом 3.4 статьи 12 Федерального закона установлен перечень органов и организаций, достаточная информация которых является основанием для проведения комиссией законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующей проверки. В частности, такими организациями являются общественная палата Российской Федерации и общественная палата субъекта Российской Федерации (подпункт "в" пункта 3.4 статьи 12).
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт - Закон Приморского края от 20 марта 1995 года № 2-КЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края" опубликован в издании "Ведомости Думы Приморского края", 1995, № 4. Изменения, внесенные Законом Приморского края от 12 марта 2012 года № 18-КЗ, опубликованы в издании "Приморская газета" 16 марта 2012 года.
Как указано в преамбуле, Закон определяет права, обязанности и ответственность депутата Законодательного Собрания Приморского края, предусматривает основные правовые и социальные гарантии осуществления им депутатской деятельности.
Частью 7 статьи 9(2) Закона установлен перечень органов и организаций, достаточная информацию которых является основанием для проведения комиссией Законодательного Собрания по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания соответствующей проверки.
В числе таких органов и организаций не названа общественная палата Приморского края, по информации которой нормами подпункта "в" пункта 3.4 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ предусматривается возможность проведения соответствующей проверки.
Таким образом, суд полагает, что частичное воспроизведение в региональном нормативном правовом акте норм большей юридической силы приводит к установлению иного правового регулирования, так как уменьшается круг органов и организаций по достаточной информации которых может быть проведена проверка сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Законодательного Собрания Приморского края, что является недопустимым.
Ссылку представителя Законодательного Собрания Приморского края на то, что в Приморском крае не создана общественная палата, в связи, с чем отсутствие указания на эту организацию в части 7 статьи 9(2) оспариваемого Закона не противоречит федеральному законодательству, суд считает несостоятельной.
Федеральный закон не возлагает на субъекты Российской Федерации обязанность создавать общественные палаты. Такая организация в Приморском крае в настоящее время не создана. Однако, по сведениям, опубликованным на официальном сайте Губернатора Приморского края, глава исполнительной власти Приморского края выступил с инициативой создания общественной палаты Приморского края как института, обеспечивающего взаимодействие граждан, общественных объединений с органами государственной власти.
Кроме того, в судебном заседании представитель Законодательного Собрания Приморского края не отрицала необходимости внесения в оспариваемый нормативный правовой акт соответствующих изменений в случае создания общественной палаты в Приморском крае.
В силу части 8 статьи 251 ГПК РФ наличие вступившего в законную силу решения суда, которым проверена законность, оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти по основаниям, указанным в заявлении влечет отказ в принятии заявления, поэтому суд полагает, что отказ в удовлетворении настоящего заявления прокурора по мотиву отсутствия в Приморском крае на момент рассмотрения данного дела общественной палаты, будет служить препятствием для оспаривания части 7 статьи 9(2) Закона Приморского края от 20 марта 1995 года № 2-КЗ в случае создания в субъекте такого органа.
Таким образом, само по себе отсутствие в Приморском крае общественной палаты не является основанием для исключения этого органа из числа субъектов, чья информация могла бы служить основанием для проведения проверки в отношении депутата представительного органа.
Вместе с тем, удовлетворяя требования прокурора, суд не принимает во внимание его довод о том, что созданные в Приморском крае общественные палаты при Губернаторе Приморского края и при Законодательном Собрании Приморского края фактически являются общественными палатами субъекта, поскольку названные органы, как следует из положений о них, не носят статус общественной палаты субъекта, созданы в качестве совещательного и экспертно-консультативного органа при высшем должностном лице субъекта и законодательном органе государственной власти субъекта, в их состав входят не только представители общественности, но и представители партий, представители исполнительной и представительной власти.
Таким образом, установив, что часть 7 статьи 9(2) Закона Приморского края "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края" противоречит Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ признает ее недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать недействующей часть 7 статьи 9(2) Закона Приморского края от 20 марта 1995 года № 2-КЗ (в редакции от 12 марта 2012 года) "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края" со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Законодательное собрание Приморского края опубликовать сообщение о решении суда в изданиях "Приморская газета" и "Ведомости Думы Приморского края" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru