Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2012 года

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края об оспаривании в части постановления Законодательного Собрания Приморского края от 29.02.2012 № 79 "О предоставлении депутатами Законодательного Собрания Приморского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", суд

установил:

постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 29 февраля 2012 г. № 79 утверждено Положение о предоставлении депутатами Законодательного Собрания Приморского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и формы справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Законодательного Собрания Приморского края, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей депутата Законодательного Собрания Приморского края.
Постановление Законодательного Собрания Приморского края опубликовано в Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края 5 марта 2012 г. № 6, в Приморской газете 16 марта 2012 г. № 24(641).
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) о признании недействующими пункты 2, 3, 4 названного Постановления в части включения в форму справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Законодательного Собрания Приморского края, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей депутата Законодательного Собрания Приморского края сведений о депутатах Законодательного Собрания Приморского края с указанием адреса места регистрации, документа, удостоверяющего личность (вид документа, серия, номер, кем и когда выдан документ), номера домашнего и мобильного телефонов, полагая, что федеральным законодательством не предоставлено субъекту Российской Федерации полномочие изменять содержание формы справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558 "О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера". Кроме того, в обоснование заявления сослался на противоречие оспариваемых норм статье 12.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Считал, что оспариваемые положения устанавливают иные обязательства для депутатов Законодательного Собрания Приморского края, осуществляющих полномочия на постоянной основе.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края возражал против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными, и указал, что Законодательное Собрание Приморского края, осуществляя оспариваемое нормативное правовое регулирование, не вышло за пределы полномочий, представленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ч. 4 ст. 12.1, подп. "б" п. 3 ст. 1) органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Адресованные органам государственной власти субъектов Российской Федерации положения пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558 носят рекомендательный характер по вопросу порядка предоставления гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Оспариваемые прокурором нормы не изменяют объем требований к форме справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, названной категории лиц, а дополняют их содержание сведениями об этих лицах для проверки соблюдения депутатами Законодательного Собрания Приморского края законодательства о противодействии коррупции
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы обеспечения законности и правопорядка отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 76 Конституции РФ установлены гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, изданных по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5).
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).
Правовые нормы названного Закона предусматривают меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (статьи 3, 6, 7 - 11, 12.1).
Согласно части 4 статьи 12.1 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции) лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации на постоянной основе, обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 статьи 1 названного Закона к нормативным правовым актам Российской Федерации относятся законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое Положение утверждено Законодательным Собранием Приморского края во исполнение части 4 статьи 12.1 Федерального закона о противодействии коррупции, т.е. в пределах предоставленных полномочий.
Таким образом, правовое регулирование вопроса о порядке предоставления лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации на постоянной основе, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей отнесено к ведению субъекта Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона о противодействии коррупции Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558 "О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" органам государственной власти субъектов Российской Федерации при разработке и утверждении положений о предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера рекомендовано руководствоваться этим Указом.
С доводом прокурора о том, что Законодательное Собрание Приморского края, осуществляя оспариваемое нормативное правовое регулирование, вышло за пределы полномочий, представленных федеральным законодательством о противодействии коррупции органам государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку названным Указом Президента утверждены формы справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, суд согласиться не может.
Названный Указ Президента Российской Федерации, как в целом, так и в вышеуказанной части, является нормативным правовым актом, действующим на всей территории Российской Федерации. По смыслу положений части 4 статьи 12.1 и подпунктом "б" пункта 3 статьи 1 Федерального закона о противодействии коррупции субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации на постоянной основе. Субъекты Российской Федерации, в случае реализации этого права, безусловно обязаны выполнять требование Президента Российской Федерации относительно перечня вопросов, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558.
Сравнительный анализ обжалуемых положений с названным Указом Президента Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что оспариваемые пункты в части содержания форм справок воспроизводят норму Указа Президента Российской Федерации в этой части. Дополнение содержания формы справок информацией о депутатах Законодательного Собрания не свидетельствует о противоречии п. 2, 3, 4 постановления Законодательного Собрания Приморского края от 29.02.2012 № 79 федеральному законодательству. И, кроме того, с учетом положений статьей 3, 5, 6 Федерального закона о противодействии коррупции, части 3.3 статьи 12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1066, статьи 9(2) Закона Приморского края от 20.03.1995 № 2-КЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края" объективно оправдано необходимостью обеспечения реализации принципов и мер по противодействию коррупции.
При этом, следует отметить, что региональный законодатель (статья 9(2) Закона Приморского края от 20.03.1995 № 2-КЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края") предусмотрел способы обеспечения конфиденциальности персональных данных в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Суд не может согласиться с доводом прокурора о противоречии указанных положений статье 12.5 Федерального закона о противодействии коррупции.
Статья 12.5 названного Закона определяет формы (виды) нормативных правовых актов, в которых соответствующие органы вправе осуществлять правовое регулирование вопросов по установлению иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое же прокурором Постановление в части не определяет для указанной категории лиц иных обязательств.
Представление персональных сведений неразрывно связано с исполнением обязанности депутатов Законодательного Собрания Приморского края представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
И как установлено судом, целью включения оспариваемой информации о депутатах являлась проверка выполнения указанными лицами, установленных действующим законодательством обязанностей, а также ограничений и запретов, то есть на выявление и пресечение коррупционных правонарушений, как это предписывает Федеральный закон о противодействии коррупции.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что депутаты Законодательного Собрания Приморского края в отношении себя приняли решение об утверждении форм справок в оспариваемой редакции, тем самым соблюли общие принципы обработки персональных данных (персональные данные гражданина следует получать у него самого), то оснований полагать, что обжалуемые положения не соответствуют федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ суд,

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Приморского края о признании недействующими пункты 2, 3, 4 постановления Законодательного Собрания Приморского края от 29 февраля 2012 г. № 79 в части включения в форму справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Законодательного Собрания Приморского края, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей депутата Законодательного Собрания Приморского края сведений о депутатах Законодательного Собрания Приморского края с указанием адреса места регистрации, документа, удостоверяющего личность (вид документа, серия, номер, кем и когда выдан документ), номера домашнего и мобильного телефонов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru