Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 августа 2012 г. по делу № А54-6000/2012

(извлечение)

Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" (далее по тексту - заявитель, учреждение, интернат, ГБСУ РО "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - административный орган, Управление, Приокское Управление Ростехнадзора) № 27-ТРВ от 29.06.2012 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель заявителя требование поддерживает в полном объеме, просит признать незаконным и отменить постановление Приокского Управления Ростехнадзора № 27-ТРВ от 29.06.2012 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, ссылаясь на то, что в данном случае имеет место малозначительность правонарушения.
Представитель административного органа возражает против удовлетворения заявленного требования, указывает, что в нарушение положений Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" учреждением при эксплуатации опасного производственного объекта, связанного с эксплуатацией сети газопотребления интерната, не переоформлена лицензия в связи с изменением наименования вида деятельности и истечением срока действия. Также указывает на неисполнение учреждением предписания Управления.
Как следует из материалов дела, ГБСУ РО "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" осуществляет лицензируемую деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, которые зарегистрированы Приокским Управлением Ростехнадзора. Учреждению выдано свидетельство о регистрации от 12.05.2012 № А03-00893, удостоверяющее, что следующие опасные производственные объекты, эксплуатируемые указанной организацией, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов": Сеть газопотребления интерната, рег. номер А03-00893-0002, дата рег. 10.04.2003; указанные объекты подлежат перерегистрации до 24.01.2012 (л.д. 46-50).
В период с 22.06.2012 по 29.06.2012, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 04.06.2012 № 1039-р (л.д. 39-43), проведена плановая выездная проверка ГБСУ РО "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" по вопросу контроля соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
По результатам проверки государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Рязанской области, в присутствии директора учреждения Е.А.К., с участием начальника котельной, составлен акт от 02.07.2012 № 5/28(12ГС-Р)-465-2012 (л.д. 64-68), в котором отражено, что учреждением по адресу: Рязанская область, Шиловский район, п/о Желудево, д. Авдотьинка эксплуатируется взрывоопасный производственный объект, на котором используются опасные вещества - природный газ (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые вещества), а именно: труба дымовая, котел - 3 шт., газопровод низкого давления, газопровод высокого давления, ГРУ. При этом срок лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов истек 19 ноября 2004 года (л.д. 45).
По окончании проверки составлено предписание № 5/28(12ГС-Р)-465-2012, которым предписано принять меры по устранению выявленных нарушений в срок до 20.08.2012 (л.д. 69-71). Копия предписания получена директором учреждения 02.07.2012 (л.д. 71).
27.06.2012 Приокское Управление Ростехнадзора уведомлением пригласило законного представителя учреждения прибыть 28.06.2012 в 10.00 часов по адресу: Рязанская область, Шиловский район, п/о Желудево, д. Авдотьинка, для составления и подписания протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ (л.д. 51).
28.06.2012 государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Рязанской области, в присутствии директора учреждения Е.А.К., в отношении ГБСУ РО "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" составлен протокол № 27-ТРВ об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в связи с эксплуатацией опасного производственного объекта в отсутствие соответствующей лицензии.
28.06.2012 Приокское Управление Ростехнадзора известило ГБСУ РО "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" о необходимости прибыть директору в качестве законного представителя учреждения 29.06.2012 в 14.00 часов по адресу: Рязанская область, Шиловский район, п/о Желудево, д. Авдотьинка, для рассмотрения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ (л.д. 57).
29.06.2012 государственный инспектор отдела по надзору за промышленной безопасностью по Рязанской области Приокского Управления Ростехнадзора, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, в присутствии директора учреждения Е.А.К., вынес постановление № 27-ТРВ о привлечении ГБСУ РО "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200000 руб. Постановление получено директором учреждения 29.06.2012 (л.д. 58-63).
Не согласившись с указанным постановлением, ГБСУ РО "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению. Принимая решение, суд исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности Арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, индивидуальные предприниматели и юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон № 116-ФЗ) предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно Приложению № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся, горячие, взрывчатые, токсичные.
Статьей 9 Закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе обязанность организации иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключить договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
Согласно Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов является лицензируемым видом деятельности и предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению к этому Положению.
К числу работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, относится транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением № 1 к Закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, учреждением эксплуатируется опасный производственный объект - сеть газопотребления интерната, на котором используются опасные вещества.
Согласно свидетельству о регистрации от 12.05.2012 № А03-00893 сеть газопотребления интерната зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов и подлежит перерегистрации в срок до 24.01.2012.
ГБСУ РО "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" 19.11.2001 получена лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации объектов газового хозяйства сроком действия до 19.11.2004.
Согласно предписанию Приокского Управления Ростехнадзора № 5/28(12ГС-Р)-465-2012 от 02.07.2012 (л.д. 69-71) интернат в числе других нарушений обязан был в срок до 20.08.2012 переоформить лицензию в связи с изменением наименования вида деятельности и истечением срока действия. Данное нарушение до настоящего времени не устранено. Ранее выданное предписание Приокского Управления Ростехнадзора от 05.02.2009 также ГБСУ РО "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" не исполнено (л.д. 96-97).
Таким образом, ГБСУ РО "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов", осуществляя эксплуатацию опасного производственного объекта без лицензии, нарушает требования промышленной безопасности, установленные статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что интернатом принимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, заявителем не представлено и материалы дела не содержат.
Поскольку интернат эксплуатирует опасный производственный объект с нарушением требований промышленной безопасности, его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.11.2010 № 8370/10; постановлении Десятого Арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 № А41-16934/11.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные подтверждаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, заключениями эксперта, иными документами, а также вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Факт нарушения подтвержден актом проверки от 02.07.2012 № 5/28(12ГС-Р)-465-2012 (л.д. 64-68), предписанием № 5/28(12ГС-Р)-465-2012 от 02.07.2012 (л.д. 69-71), протоколом № 27-ТРВ от 28.06.2012 об административном правонарушении (л.д. 52-56), постановлением № 27-ТРВ от 29.06.2012 о привлечении к административной ответственности, которым учреждение признано виновным в несоблюдении требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта (л.д. 58-63).
Следовательно, в действиях Государственного бюджетного стационарного учреждения Рязанской области "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения учреждением в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
Таким образом, интернат в данном случае правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, за нарушение требований промышленной безопасности, а именно, эксплуатация опасного производственного объекта без лицензии.
Ссылка заявителя на малозначительность вменяемого административного правонарушения с учетом обстоятельств, указанных в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, признается несостоятельной.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление ВАС РФ от 02.06.2004 № 10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Согласно пункту 18 Постановления ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).
Доказательств исключительности рассматриваемого случая совершения административного правонарушения учреждением не представлено.
Обстоятельства, на которые ссылается ГБСУ РО "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов", не могут свидетельствовать о малозначительности совершенного интернатом правонарушения, а относятся к обстоятельствам, смягчающим ответственность, и учитываются при назначении наказания.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, свидетельствует о несоблюдении интернатом возложенных на него законодательством требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Несоблюдение норм промышленной безопасности создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества ввиду возможных аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Таким образом, факт нарушения Государственным бюджетным стационарным учреждением Рязанской области "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" действующего законодательства и обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения исключают возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Штраф назначен учреждению в минимальном размере санкции, установленной в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ - 200000 руб.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 23.31 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.
Функции указанного органа согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая в силу пункта 4 данного Положения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Перечень должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.06.2009 № 588.
Согласно указанному Перечню составлять протоколы об административных правонарушениях в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вправе руководитель территориального органа и его заместители; начальники отделов и их заместители, главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы, другие должностные лица, в обязанности которых входит осуществление государственного надзора и контроля, лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Протокол об административном правонарушении № 27-ТРВ от 28.06.2012 составлен и постановление о назначении административного наказания № 27-ТРВ от 29.06.2012 вынесено государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Рязанской области Приокского Управления Ростехнадзора в соответствии с полномочиями, установленными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.06.2009 № 588 "Об утверждении Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности Арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, требование Государственного бюджетного стационарного учреждения Рязанской области "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" о признании незаконным и отмене постановления Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 27-ТРВ от 29.06.2012 удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. В удовлетворении заявления Государственного бюджетного стационарного учреждения Рязанской области "Шиловский дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" (Рязанская область, Шиловский район, д. Авдотьинка, ОГРН 1026200853931) о признании незаконным и отмене постановления Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Рязань, ОГРН 1097154013461) № 27-ТРВ от 29.06.2012 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 181, 211, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru