Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2012 г. № 1471

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в целях формирования региональной политики по улучшению положения детей администрация области постановляет:
1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 - 2017 годы согласно приложению.
2. Рекомендовать Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области (Гоман), управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области (Скоков), управлению Федеральной службы судебных приставов Тамбовской области (Маклаков), управлению Федеральной службы надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Тамбовской области (Агафонов), уполномоченному по правам ребенка в Тамбовской области до 01.12.2012 представить предложения в план первоочередных мероприятий по реализации положений Стратегии действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 - 2017 годы.
3. Управлению образования и науки области (Астафьева), управлению социального развития области (Гордеева), управлению здравоохранения области (Лапочкина), управлению труда и занятости населения области (Филимонов), управлению пресс - службы и информации администрации области (Шуняев), управлению по физической культуре, спорту и туризму области (Белоусов), управлению культуры и архивного дела области (Голубев) в срок до 10.12.2012 разработать план первоочередных мероприятий по реализации положений Стратегии и представить его на рассмотрение Координационного совета при главе администрации области по реализации Стратегии действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 - 2017 годы.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова.

Глава администрации области
О.И.Бетин





Утверждена
Постановлением
администрации Тамбовской области
от 27.11.2012 № 1471

СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017
ГОДЫ

I. Введение

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Приоритетом региональной политики является поддержка семьи, материнства и детства. Стратегия действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 - 2017 годы (далее - Региональная стратегия) разработана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Главная цель Региональной стратегии - определить основные направления и задачи региональной политики в интересах детей и механизмы ее реализации.
В Тамбовской области постоянно принимаются меры социальной поддержки семей с детьми.
Принят ряд законодательных актов, направленных на защиту прав детства.
Увеличился объем финансирования социальных расходов, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми, в том числе региональный материнский капитал.
В 2010 году в Тамбовской области создан институт уполномоченного по правам ребенка.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере защиты детства стала реализация на территории области приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
В области реализуется ряд региональных программ (комплексных и целевых), направленных на профилактику социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, насилия в семье и активизацию борьбы с алкоголизмом, наркоманией, поддержку и развитие системы детского отдыха, оздоровление детского населения, привлечение детей к массовым занятиям физической культурой, спортом и туризмом, снижение дорожно-транспортного травматизма, сохранение и укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся, профилактику социально-значимых заболеваний.
Программно-целевой подход позволяет объединить усилия и ресурсы различных учреждений и ведомств, реализовать комплекс наиболее значимых мероприятий, согласованных по целям, ресурсам, срокам выполнения, что позволяет принимать более эффективные меры по улучшению положения детей в регионе, созданию наиболее благоприятных условий для их развития во всех сферах их жизнедеятельности.
На территории Тамбовской области приняты комплексные меры по решению проблем детского неблагополучия, совершенствованию межведомственного взаимодействия в организации работы с семьей и несовершеннолетними. Созданы новые организационные структуры, оказывающие поддерживающие услуги для детей и семей с детьми. Реализуются инновационные технологии оказания помощи семьям, нуждающимся в защите государства. Проведена широкомасштабная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику общероссийский детский единый "телефон доверия".
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции улучшения социально-экономического положения семей с детьми, снижения заболеваемости у детей и детской смертности, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем имеются проблемы, которые сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
Продолжается сокращение численности детского населения. При этом доля детей, оставшихся без попечения родителей, остается достаточно высокой - 2,72%, что превышает среднероссийский показатель. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов. По-прежнему, здоровье современных школьников характеризуется высоким уровнем заболеваемости, сниженными показателями физического развития.
В уязвимом положении находятся дети из многодетных и неполных семей, дети безработных родителей. Большая часть уголовно-наказуемых фактов неисполнения обязанностей по воспитанию детей, сопряженных с жестоким обращением, регистрируется в семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, не создают элементарных условий для воспитания детей. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия конкретных мер для улучшения положения детей и их защиты.
Региональная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка.
Ее реализацию предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Региональной стратегии.






VII. Дети-участники реализации региональной стратегии

1. Краткий анализ ситуации

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В области создана и действует правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Тамбовская область включилась в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.

2. Основные задачи

Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.

3. Первоочередные меры

Разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет".
Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

4. Ожидаемые результаты

Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Развитие законодательства Тамбовской области в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

VIII. Механизм реализации Региональной стратегии

Региональная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Концепцией демографической политики в Тамбовской области на период до 2025 года.
Региональную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах. Сроки и основные этапы ее реализации должны быть согласованы с бюджетным процессом. Для достижения поставленных в Региональной стратегии целей следует обеспечить финансирование из консолидированного областного бюджета мероприятий, направленных на защиту прав и интересах детей, создать соответствующую систему эффективных индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг реализации указанных мер.
Координирующим органом является образуемый при главе администрации Тамбовской области Координационный совет при главе администрации области по реализации Стратегии действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 - 2017 годы (далее - Координационный совет).
Осуществление деятельности по управлению реализацией Региональной стратегии, в том числе ведение мониторинга, сбор и анализ выполнения определенных мер и полученных результатов, подготовка отчетов о реализации, а также выработка необходимых рекомендаций возлагается по разделам: "Семейная политика детствосбережения" - на управление социального развития области; "Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей", "Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства" - на управление образования и науки области; "Здравоохранение, дружественное детям, и здоровый образ жизни" - на управление здравоохранения области; "Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия", "Дети - участники региональной стратегии" - на Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области.
На основе постоянного мониторинга реализации Региональной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений.
В качестве инструмента контроля и мониторинга следует использовать аудит эффективности, предполагающий независимую оценку экономической эффективности и результативности проводимых мероприятий, их соответствия поставленным целям.
Механизмом контроля за ходом реализации Региональной стратегии являются ежегодные аналитические доклады Координационного совета и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru