Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2012 г. по делу № А29-6092/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2012 года, полный текст решения изготовлен 17 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Управление ремонтно-эксплуатационными компаниями" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
об оспаривании постановления № 606 от 26.06.2012 по делу об административном правонарушении,
при участии:
от заявителя: П.Э. по доверенности от 03.09.2012
от ответчика: К.С. по доверенности от 20.12.2011, после перерыва - Л.В. по доверенности от 12.07.2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания Управление ремонтно-эксплуатационными компаниями" (далее - Общество, заявитель, ООО "УК УРЭК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее - Управление, административный орган) об отмене постановления от 26.06.2012 № 606 о назначении Обществу административного наказания по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 8 - 10).
В связи с отсутствием надлежащих документов, подтверждающих полномочия представителя Общества, П.Э. не был допущен судом к участию в деле.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 10.09.2012 до 16 час. 30 мин.
После перерыва представитель Общества был допущен судом к участию в деле на основании надлежащей доверенности и на требованиях настаивал, представив уточнение к заявлению, подписанное уполномоченным лицом, согласно которому заявитель считает, что протокол об административном правонарушении был составлен ответчиком с нарушением действующего законодательства, а именно не были установлены полномочия представителя Общества С.В., присутствовавшего при составлении протокола.
Управление с доводами заявителя не согласно, поскольку в подтверждение полномочий С.В., заявителем был представлен приказ № 5/07 от 25.11.2011 о назначении его исполняющим обязанности директора.
Изучив материалы дела и заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "УК УРЭК" является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <...>.
По заявлению <...>, Управлением на основании распоряжения от 16.04.2012 № 510 (л.д. 28) проведена внеплановая документарная проверка ООО "Управляющая компания Управление ремонтно-эксплуатационными компаниями", в ходе которой административным органом было установлено, что заявитель по обращению Б.М. от 26.02.2012 в нарушение подпункта "р" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 (далее - Правила), не произвел в трехдневный срок сверку платы за коммунальные услуги и не выдал указанному лицу документы, подтверждающие правильность начисления потребителю коммунальных платежей.
Результаты проверки были отражены административным органом в акте № 210 от 03.05.2012 и по факту допущенного нарушения в отношении Общества 20 апреля 2012 года уполномоченным должностным лицом Управления был составлен протокол об административном правонарушении № 470 от 20.04.2012 (л.д. 43).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления 26 июня 2012 года вынес постановление № 606, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, и заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в максимально возможном размере - 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Проверив в полном объеме оспариваемое постановление и представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд считает требования Общества подлежащими частичному удовлетворению на основании следующего.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (редакция от 25.06.2012) "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Пункт 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей предусматривает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с подпунктом "р" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в редакции, действующей на момент обращения Б.И. к заявителю, была установлена обязанность Общества производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства Российской Федерации, настоящим Правилам и договору, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней).
Факт нарушения указанных требований подпункта "р" пункта 49 Правил Общество не оспаривает.
Таким образом, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.48 КоАП РФ.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя, в связи с чем юридическое лицо должно быть извещено о времени и месте составления протокола.
Частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ предусмотрено, что законным представителями Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Таким образом, КоАП РФ не содержит положения о том, что юридическое лицо может считаться извещенным при уведомлении только непосредственно его законного представителя.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Пленума ВАС РФ № 10 издано 02.06.2004, а не 02.06.2001.

Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2001 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела судом установлено, что извещение от 17.04.2012 (л.д. 42) с указанием времени и места составления протокола об административном правонарушении было вручено лично исполняющему обязанности директора Общества - С.В. и именно данное лицо присутствовало при составлении протокола об административном правонарушении № 470 от 20.04.2012.
Более того, в арбитражный суд заявление об оспаривании постановления поступило за подписью С.В., так же как и представленная до перерыва доверенность от 02.07.2012 на представителя Общества подписана С.В. и скреплена печатью Общества. Новый руководитель ООО "УК УРЭК" - К.А. в соответствии с выпиской из протокола № 1 общего собрания участников Общества от 09.07.2012 (л.д. 56) избран в связи с увольнением и.о. директора С.В.
С учетом изложенного, суд считает несостоятельным довод Общества о нарушении ответчиком процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении № 470 от 20.04.2012, поскольку при его составлении присутствовал исполняющий обязанности директора ООО "УК УРЭК" С.В., действующий на основании приказа директора от 25.11.2011 № 5/07.
Таким образом, Управление исполнило обязанность по уведомлению Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, суд считает, что административным органом необоснованно назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, что является самым строгим наказанием, предусмотренным санкцией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из оспариваемого постановления при назначении наказания Управлением не установлено наличия смягчающих или отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В судебном заседании представитель Управления пояснить причину назначения Обществу самого строго наказания, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ не смог, как и не представил суду доказательств наличия отягчающих ответственность доказательств.
При указанных обстоятельствах, принимая отсутствие в материалах дела доказательств привлечения Общества ранее к административной ответственности, а также факт устранения допущенного нарушения, который ответчиком не оспаривается, суд считает чрезмерным назначение заявителю максимально возможного наказания, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, поскольку данный размер наказания, по мнению суда, является несоразмерным степени общественной опасности и характеру совершенного правонарушения.
Таким образом, суд считает возможным изменить назначенное оспариваемым постановлением наказание, заменив назначенную сумму штрафа на предупреждение, так как полагает, что в данном случае предупреждение будет соответствовать характеру совершенного правонарушения и цели административного наказания, а именно, предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статье 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.
Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом изложенного, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Коми по делу об административном правонарушении № 606 от 26.06.2012 признать незаконным частично и изменить в части примененного административного наказания в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Управление ремонтно-эксплуатационными компаниями" в виде штрафа в размере 10 000 руб., заменив его на предупреждение, предусмотренное частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части требований в удовлетворении отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десятидневного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме) во Второй апелляционный арбитражный суд (город Киров).

Судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru