Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2012 г. по делу № А33-7415/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 июня 2012 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Ражкова Р.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (ИНН 2450020755, ОГРН 1052450032326)
к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края
об оспаривании постановления от 17.04.2012 № 134-04/АО о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Котина В.Н., представителя по доверенности от 01.03.2012,
от ответчика: Сташкевич Е.А., представителя по доверенности от 11.10.2011,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ховяковой О.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Полигон" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края об оспаривании постановления от 17.04.2012 № 134-04/АО о привлечении к административной ответственности.
Заявление принято к производству суда. Определением от 14.05.2012 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Общество с ограниченной ответственностью "Полигон" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052450032326.
Должностным лицом административного органа на основании приказа от 05.12.2011 № СПР/Э-0470-ос проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению обществом обязательных требований действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, касающихся размещения и горения отходов производства и потребления на полигоне г. Канска.
По результатам проверки должностным лицом административного органа составлены акт проверки от 13.01.2012 № 0470, протокол от 11.03.2012 № 0470 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением о назначении административного наказания от 17.04.2012 № 134-04/АО общество с ограниченной ответственностью "Полигон" признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 207 - 211).
По части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.
Часть 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2, статьями 7.6, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4 - 8.6, 8.12, частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.15, 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 - 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьями 8.39, 8.41 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 19-п (далее по тексту - Положения от 01.08.2008 № 19-п), Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим государственный контроль и надзор, в том числе в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 2.1. Положения от 01.08.2008 № 19-п задачами Службы является обеспечение соблюдения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обеспечения радиационной безопасности, лесного законодательства, водного законодательства, законодательства об экологической экспертизе, законодательства об особо охраняемых природных территориях, законодательства о недрах органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами.
Пунктом 3.6. Положения от 01.08.2008 № 19-п предусмотрено, что в компетенцию Службы входит осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов).
Согласно пункту 9 части 2 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы.
Протокол об административном правонарушении от 11.03.2012 № 0470 составлен и постановление о назначении административного наказания от 17.04.2012 № 134-04/АО вынесено государственным инспектором отдела контроля за атмосферным воздухом, отходами производства и потребления Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что указанный протокол составлен, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено компетентным должностным лицом административного органа, в рамках предоставленных ему полномочий.
Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении от 11.03.2012 № 0470 арбитражным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении от 11.03.2012 № 0470 составлен в отсутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (телефонограмма от 07.03.2012, телеграммы от 07.03.2012 № № 989/03401 07/03, 989/03601 07/03, 989/03701 07/03).
Содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания от 17.04.2012 № 134-04/АО вынесено в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, - директора ООО "Полигон" Казаковой Т.Д., представителей по доверенности Казакова А.С., Котина В.Н.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее извещение законного представителя заявителя о дате, времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении. Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.
Статья 1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).


Объективная сторона данного правонарушения - действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ определены следующие основные понятия:
отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Из материалов дела и пояснений представителя ответчика следует, что административным органом в результате проверки установлено, что ООО "Полигон" не соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: отходы размещены навалом, не осуществляется отсыпка отходов изолирующим слоем грунта.
Данные обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении от 11.03.2012 № 0470 и постановлении о назначении административного наказания от 17.04.2012 № 134-04/АО.
Федеральный закон № 89-ФЗ определяет размещение отходов как хранение и захоронение отходов. В свою очередь, хранение отходов - как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Статья 12 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Как следует из материалов дела, в том числе пункта 2.2 Устава ООО "Полигон" осуществляет в том числе деятельность по обращению с отходами, оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации, захоронению, перемещению твердых бытовых, производственных и других отходов.
Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в оспариваемом постановлении в качестве нарушения ООО "Полигон" экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства указано, что отходы размещены навалом, высота навалов имеет разную размерность (от 0,5 до 1 м).
Согласно пояснениям представителя заявителя ООО "Полигон", данных в судебном заседании, площадь эксплуатируемого земельного участка составляет 82000 кв. м. Представитель ответчика в судебном заседании указал, что площадь земельного участка, используемого под размещение твердые бытовые отходы составляет 17 гектар.
В акте проверки № 0470 от 13.01.2012, а также оспариваемом постановлении зафиксировано, что в момент осмотра территории на объекте осуществлялась разгрузка автомобилей с отходами, что подтверждается фотоматериалами, прилагаемыми к акту проверки № 0470 от 13.01.2012.
Представитель заявителя также пояснил, что навалы отходов, зафиксированные административным органом, возникли в связи с тем, что в момент проверки осуществлялась разгрузка машин с отходами, при этом по технике безопасности недопустима одновременная работа машин, разгружающих отходы, и бульдозеров, разравнивающих выгруженные отходы. Разгрузка отходов осуществляется на рабочую карту, а не по всей площади эксплуатируемого земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 7 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Из имеющихся в материалах дела документов и фотоматериалов невозможно установить на какой площади, эксплуатируемой ООО "Полигон" территории расположены навалы отходов, какой высоты, связаны ли они с разгрузкой машин с отходами, осуществляемой именно в момент осмотра территории должностными лицами административного органа, или находятся более длительное время. Пространство, зафиксированное на представленных в материалы дела фотографиях (приложение к акту проверки № 0470 от 13.01.2012), не охватывает 17 гектар.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административным органом не доказано совершение ООО "Полигон" указанного нарушения. Кроме того в оспариваемом постановлении нет ссылки на конкретную норму законодательства, нарушение которой вменяется заявителю.
Ссылка административного органа на нарушение ООО "Полигон" нормы СанПин 2.1.7.1322-03 неправомерна, поскольку в соответствии с пунктами 1.2. и 1.3. данные правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов), требования данных правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием и строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов (мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления) и рекультивацией земель. При этом пунктом 1.4 СанПин 2.1.7.1322-03 установлено, что настоящие требования не распространяются в том числе на полигоны твердых бытовых и смешанных отходов.
Также в оспариваемом постановлении в качестве нарушения заявителем требований действующего законодательства указано, что ООО "Полигон" не осуществляется отсыпка отходов изолирующим слоем грунта.
Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996 и согласованной письмом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического контроля Российской Федерации от 10.06.1996 № 01-8/17-11 (далее - Инструкция), определяются основные положения по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов с учетом необходимых материалов по охране окружающей среды, которые необходимо строго соблюдать для обеспечения санитарных и экологических требований эффективного использования земельных участков.
Данной Инструкцией определено, что полигоны твердого бытового мусора представляют собой комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания твердого бытового мусора, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Порядок эксплуатации полигонов определен разделом 2 названной Инструкции, в пункте 2.6 которого предусмотрено, что уплотнение уложенных на рабочей карте твердых бытовых отходов (далее - ТБО) слоями по 0,5 м осуществляется тяжелыми бульдозерами массой 14 тн и на базе тракторов мощностью 75 - 100 кВт (100 - 130 л.с.). Уплотнение слоями более 0,5 м не допускается.
В силу пункта 2.8 Инструкции промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. При складировании твердых бытовых отходов на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трех суток. Слой промежуточной изоляции составляет 0,25 м, при уплотнении ТБО катками КМ-305 - 0,75 м. В зимний период в качестве изолирующего материала разрешается использовать строительные отходы, отходы производства (отходы извести, мела, соды, гипса, графита и т.д.). В виде исключения в зимний период допускается применять для изоляции снег, подаваемый бульдозерами с ближайших участков.
Кроме того административным органом в материалы дела на существующий объект размещения отходов представлен проект "Комплексная схема санитарной очистки и уборки", разработанный Государственным проектным институтом "Гипрокоммунстрой", согласно указанному проекту слой отходов, размещенный на объекте размещения отходов, должен регулярно укрываться (засыпаться) изолирующим слоем грунта с уплотнением.
Как следует из акта проверки № 0470 от 13.01.2012, а также оспариваемого постановления административным органом при визуальном осмотре территории объекта размещения отходов установлено, что ООО "Полигон" не осуществляется отсыпка отходов изолирующим слоем грунта. В подтверждение указанного административным органом в материалы дела представлены фотоматериалы, прилагаемые к акту проверки № 0470 от 13.01.2012.
Таким образом, отсутствие прослойки изолирующего слоя на объекте заявителя установлено должностным лицом административного органа визуально, никаких проб грунта (проколов) не осуществлялось.
Оценив представленные в материалы дела доказательства (акт проверки № 0470 от 13.01.2012 с приложенными фотографиями, протокол № 0470 от 11.03.2012) по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к следующим выводам.
Принимая во внимание то, что проверка ООО "Полигон" проводилась в зимнее время, территория объекта покрыта снегом, что следует из представленных в материалы дела фотографий, суд считает, что установление отсутствия изолирующего слоя лишь на основе визуального осмотра является недостоверным. Поверхностный осмотр земной поверхности, покрытой слоем снега не позволяет установить наличие заглубленного на 25 сантиметров изолирующего слоя. Ответчиком отсутствие изолирующего слоя оспаривается. Иных доказательств невыполнения заявителем требования о засыпке слоя отходов изолирующим слоем грунта административным органом не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административным органом не доказана объективная сторона вмененного ООО "Полигон" правонарушения.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Полигон" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 17.04.2012 № 134-04/АО по делу об административном правонарушении, которым Общество с ограниченной ответственностью "Полигон" привлечено к административной ответственности по статье 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Р.А.РАЖКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru