ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 6 ноября 2012 г. № 22/1-09-2012
ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ ОБРАЩЕНИЙ,
НЕ СОДЕРЖАЩИХ СВЕДЕНИЙ О ЗАЯВИТЕЛЕ
Вопрос: Запрещено ли действующим законодательством проводить проверку сведений, содержащихся в анонимном обращении, поступившем в прокуратуру? Информируется ли в таких случаях лицо, в отношении которого поступило такое обращение?
Ответ: В соответствии с положениями ст. 9
Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ст. 7
Федерального закона № 59-ФЗ, а также п. 2.8
Инструкции "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации", утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 года № 200, письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно содержать фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату, кроме этого, обращение должно содержать наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность.
Однако, как следует из ст. 11
Федерального закона № 59-ФЗ, в случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. При этом если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией. Таким образом, законом не запрещено проведение проверки сведений, содержащихся в обращениях, в которых отсутствуют сведения о заявителе.
В соответствии с п. 1.10
. "Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации", утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 29.12.2011 № 450, каждому гражданину либо его представителю (т.е. дееспособному лицу, имеющему надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя) по письменному заявлению должна быть предоставлена возможность знакомиться с документами и материалами, надзорными и наблюдательными производствами, имеющимися в органах прокуратуры и затрагивающими его права и свободы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц, и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 № 3-П). Так, например, гражданин, в отношении которого поступило обращение, не содержащее сведений о заявителе, или в отношении которого проводится проверка, имеет право ознакомиться с материалами после составления соответствующего письменного заявления в прокуратуру при условии соблюдения вышеназванных положений. Решение (письменное) о предоставлении гражданину для ознакомления документов принимает руководитель органа прокуратуры, структурного подразделения. Прокурорский работник, ознакомивший гражданина с документами, составляет соответствующую справку.
В случае отказа в удовлетворении просьбы гражданину руководителем органа прокуратуры, структурного подразделения дается мотивированное (письменное) разъяснение со ссылкой на статьи действующего законодательства, ограничивающего его право на ознакомление с указанными документами, материалами, надзорными и наблюдательными производствами.
Прокурор отдела по надзору
за уголовно-процессуальной и
оперативно-розыскной
деятельностью
младший советник юстиции
М.И.КАРАМЫШЕВА