Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


 
21 декабря 2010 годаN 1288-01-ЗМО


ЗАКОН

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОБЛАСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

Принят Мурманской
областной Думой
9 декабря 2010 года

(в ред. Законов Мурманской области
от 09.06.2012 № 1483-01-ЗМО, от 18.12.2012 № 1552-01-ЗМО,
от 25.12.2012 № 1571-01-ЗМО)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области определяет порядок назначения, подготовки и проведения областного референдума.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и понятия

1. В настоящем Законе используются термины и понятия в значениях, определенных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - специальный Федеральный закон), а также следующее понятие:
областной референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, специальным Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Мурманской области и настоящим Законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Мурманской области.
2. В настоящем Законе понятия "референдум" и "областной референдум" используются в одном значении.

Статья 2. Принципы проведения областного референдума

1. Гражданин Российской Федерации участвует в областном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в областном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в областном референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
3. Областной референдум организуют и проводят комиссии референдума. Вмешательство в деятельность комиссий референдума со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
4. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении областного референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов областного референдума осуществляется открыто и гласно.
5. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения областного референдума и проведению областного референдума, достижению определенного результата на областном референдуме.

Статья 3. Право на участие в областном референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и место жительства которого расположено на территории Мурманской области, имеет право голосовать на областном референдуме.
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных специальным Федеральным законом, иными федеральными законами и настоящим Законом в проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению областного референдума.
2. Не имеют права участвовать в областном референдуме граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Граждане Российской Федерации участвуют в областном референдуме на равных основаниях.
4. Гражданин Российской Федерации голосует на областном референдуме за вынесенный на областной референдум вопрос или против него непосредственно.
5. Голосование на областном референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Статья 4. Вопросы областного референдума

1. На областной референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
2. Вопросы областного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
3. Вопросы областного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации.








3. По данным протоколов нижестоящих комиссий референдума вышестоящая комиссия референдума составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий референдума на соответствующей территории, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий референдума, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 44 настоящего Закона. В протокол об итогах голосования (о результатах референдума) заносятся также данные о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям референдума, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе утраченных в соответствующей комиссии открепительных удостоверений. В сводную таблицу, составляемую Избирательной комиссией области, заносятся также данные протокола нижестоящей комиссии о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе открепительных удостоверений, утраченных в соответствующей комиссии. Для подписания протокола комиссия референдума в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию референдума жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий референдума. После этого комиссия референдума подписывает протокол об итогах голосования (о результатах референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования (о результатах референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии референдума с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.
(в ред. Закона Мурманской области от 09.06.2012 № 1483-01-ЗМО)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. К протоколам об итогах голосования комиссий референдума приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, в Мурманской области, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию референдума протоколов об итогах голосования. Член комиссии референдума с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов комиссии референдума, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения закона, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.
6. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования, списками членов комиссии референдума с правом совещательного голоса, составившей протокол, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, и с другой документацией хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении.
7. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления членам комиссии референдума, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.
8. Если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию референдума их первых экземпляров комиссия референдума, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия референдума в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий референдума), комиссия референдума, направившая протокол и сводную таблицу, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 11, 11а - 11з протокола и (или) в сводную таблицу. О принятом решении комиссия референдума в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия референдума составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию референдума. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи.
9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии референдума, вышестоящая комиссия референдума вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума нижестоящей комиссией референдума либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников референдума на соответствующем участке референдума, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии референдума с правом решающего голоса комиссией референдума, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией референдума, принявшей решение о повторном подсчете голосов участников референдума с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов участников референдума комиссия референдума, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Закона. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию референдума. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией референдума итогов голосования, определения результатов референдума и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах референдума.
10. Избирательная комиссия области признает областной референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума.
11. Избирательная комиссия области признает решение принятым на областном референдуме, если за вопрос областного референдума проголосовало более половины участников областного референдума, принявших участие в голосовании.
12. Число участников референдума, принявших участие в областном референдуме, определяется по числу подписей участников референдума в списке участников референдума, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал вне помещения для голосования либо досрочно.
Число участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
13. Избирательная комиссия области признает итоги голосования, результаты областного референдума недействительными:
1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
2) в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума на момент окончания голосования;
3) по решению суда.
14. На основании протокола о результатах областного референдума Избирательная комиссия области принимает решение о результатах областного референдума. В случае, если областной референдум признан состоявшимся, результаты областного референдума - действительными, решение - принятым на областном референдуме, в решении Избирательной комиссии области о результатах областного референдума приводится вопрос (приводятся вопросы), принятый (принятые) на областном референдуме, а если на областной референдум выносился проект нормативного акта, Избирательная комиссия области прилагает к решению текст принятого нормативного акта.

Статья 47. Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов областного референдума

1. Итоги голосования по каждому участку референдума, каждой территории, на которую распространяется деятельность территориальной комиссии, результаты областного референдума в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей комиссии референдума и протоколах непосредственно нижестоящих комиссий референдума, предоставляются для ознакомления любым участникам референдума, наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования, о результатах областного референдума членами той комиссии референдума, в которую поступило такое требование. Указанные данные предоставляет соответствующая комиссия референдума.
2. Избирательная комиссия области направляет общие данные о результатах областного референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов областного референдума.
3. Официальное опубликование результатов областного референдума, а также данных о числе голосов участников референдума, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется Избирательной комиссией области в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах областного референдума. Одновременно Избирательная комиссия области опубликовывает данные, содержащиеся в протоколе о результатах областного референдума.
4. Не позднее чем через три недели со дня голосования Избирательная комиссия области осуществляет официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах всех территориальных и участковых комиссий об итогах голосования, при этом официальному опубликованию подлежат все числовые данные, содержащиеся в протоколе каждой участковой комиссии. В случае проведения на отдельных участках референдума, отдельных территориях повторного подсчета голосов участников референдума, результаты которого поступают в Избирательную комиссию области после этого срока, Избирательная комиссия области официально опубликовывает уточненные данные в течение одной недели со дня принятия на их основании соответствующего решения. Избирательная комиссия области вправе осуществить официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, в одном или нескольких муниципальных периодических печатных изданиях.
5. Официальное опубликование полных данных о результатах референдума осуществляется Избирательной комиссией области в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования полных данных о результатах референдума данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий референдума об итогах голосования и о результатах референдума, размещаются Избирательной комиссией области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(в ред. Закона Мурманской области от 09.06.2012 № 1483-01-ЗМО)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 48. Юридическая сила решения, принятого на областном референдуме

1. Решение, принятое на областном референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Избирательной комиссией области результатов областного референдума.
2. Решение, принятое на областном референдуме, действует на всей территории Мурманской области. Решение, принятое на областном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
3. Решение, принятое на областном референдуме, подлежит регистрации в соответствии с федеральным законодательством.
4. Решение, принятое на областном референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия иного решения соответственно на областном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. Отмена судом решения, принятого на областном референдуме, может быть произведена по основаниям, установленным специальным Федеральным законом.
В случае принятия на областном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на областном референдуме.
5. Если для реализации решения, принятого на областном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган государственной власти Мурманской области, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение пятнадцати дней со дня вступления в силу решения, принятого на областном референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на областном референдуме.

Статья 49. Хранение документации областного референдума

1. Документация участковых комиссий (включая бюллетени для голосования), территориальных комиссий хранится в охраняемых помещениях и передается в Избирательную комиссию области в сроки, установленные настоящим Законом.
2. Документация Избирательной комиссии области вместе с переданной ей на хранение документацией нижестоящих комиссий референдума хранится в Избирательной комиссии области в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Бюллетени для голосования на областном референдуме, открепительные удостоверения, списки участников референдума и подписные листы с подписями участников референдума хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов областного референдума. Если областной референдум не проводится по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, подписные листы с подписями участников референдума хранятся не менее одного года со дня принятия соответствующего решения.
4. Первые экземпляры протоколов комиссий референдума об итогах голосования, о результатах областного референдума и сводных таблиц, финансовые отчеты комиссий референдума, итоговые финансовые отчеты инициативной группы, иной группы участников референдума хранятся не менее пяти лет со дня официального опубликования результатов областного референдума.
5. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии референдума об итогах голосования, о результатах областного референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением прав граждан Российской Федерации на участие в областном референдуме, сроки хранения соответствующей документации областного референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда.
6. Бюллетени для голосования на областном референдуме, открепительные удостоверения, списки участников референдума по проведению областного референдума хранятся в порядке, установленном для хранения документов строгой отчетности. Ответственность за сохранность документации областного референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии референдума до передачи документации в вышестоящую комиссию референдума либо в архив или ее уничтожения по истечении сроков хранения.

Глава 9. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВА ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА УЧАСТИЕ В ОБЛАСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 50. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на участие в областном референдуме

Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на участие в областном референдуме, осуществляется в соответствии со специальным Федеральным законом.

Статья 51. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Мурманской области "Об областном референдуме" от 15.12.1995 № 16-01-ЗМО.

Губернатор
Мурманской области
Д.В.ДМИТРИЕНКО
Мурманск
21 декабря 2010 года
№ 1288-01-ЗМО





Приложение
к Закону Мурманской области
от 21 декабря 2010 г. № 1288-01-ЗМО

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
В ПОДДЕРЖКУ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЛАСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Утратил силу. - Закон Мурманской области
от 09.06.2012 № 1483-01-ЗМО.
(см. текст в предыдущей редакции)





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru