Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2012 г. № 13

О дополнительных мерах по профилактике заболеваний
корью среди населения Оренбургской области

Я, Главный государственный санитарный врач по Оренбургской области Н.Е. Вяльцина, проанализировав результаты реализации мероприятий по ликвидации кори на территории Оренбургской области и эпидемиологическую ситуацию по кори в мире и в Российской Федерации, отмечаю следующее.
Вакцинопрофилактика и эффективный эпидемиологический надзор за корью позитивно повлияли на обстановку по этой инфекции на территории Оренбургской области. В течение 2008 - 2011 гг. среди населения области случаи заболевания корью не регистрировались.
В апреле 2012 года в г. Оренбурге зарегистрирован 1 случай заболевания корью у ребенка, не привитого против кори из-за отказа родителей. Заражение произошло за пределами области при контакте с больным корью. В результате проведенного комплекса противоэпидемических мероприятий очаг инфекции не имел дальнейшего распространения среди населения.
Достигнуты, и удерживаются на уровне, превышающем 95 % охват плановой иммунизацией против кори детского населения и охват одной дозой живой коревой вакцины взрослых в возрасте 18 - 35 лет. Соблюдаются объем и сроки обследования пациентов с заболеваниями, сопровождающимися лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью с целью активного выявления случаев кори.
По заключению Национальной Сертификационной Комиссии, Оренбургская область готова к процедуре сертификации территории, свободной от эндемичной кори, что подтверждается оценочными показателями критериев элиминации, и индикаторов качества эпидемиологического надзора за корью.
Однако на территориях муниципальных образований остаются контингенты, восприимчивые к кори, которые при заносе инфекции могут явиться причиной формирования эпидемических очагов.
Так, ежегодно увеличивается число не привитых против кори детей, и в первую очередь в возрасте с 1 года до 5 лет. Основной причиной не проведения прививок в указанной детской возрастной группе являются отказы родителей от прививок, что составляет 80 % от общего числа не привитых детей, а также медицинские отводы от прививок.
В области по состоянию на 31.12.2011 не достигнут регламентированный (не менее 95 %) охват двукратными прививками против кори взрослых 18 - 35 лет. При этом в 14 административных территориях он составляет менее 90 %, в том числе в г. Орске (64,7 %), Красногвардейском районе (69,7 %), в Акбулакском, Матвеевском, Домбаровском, Переволоцком районах от 73 % до 77,8 %.
По данным отчетных форм в области остается низким охват двукратными прививками против кори медицинских работников (91,2 %), работников образовательных учреждений (88 %), работников общественного питания и торговли (84,3 %), и др. категорий населения из групп риска.
Во всех административных территориях требуют уточнения данные о численности мигрантов и др. труднодоступных групп населения, выяснения их прививочного анамнеза против кори. По информации Управления Федеральной миграционной службы в области проживают 5600 чел. мигрантов в возрасте 18 - 35 лет, в том числе временно проживающих (разрешение до 3-х лет) - 4436 чел., постоянно проживающих - 1164 чел. Вместе с тем, согласно отчетных данных в лечебно-профилактических организациях области зарегистрировано всего 765 чел., относящихся к данной категории.
Отмечены значительные расхождения в численности взрослых в возрасте 18 - 35 лет, состоящих на учете в медицинских учреждениях в сравнении с демографическими показателями по данным территориального органа статистики, что свидетельствует о недоучете взрослого населения, в том числе при проведении ежегодной переписи лечебно-профилактическими учреждениями.
Данный факт подтверждает результат эпидрасследования очага подозрительного на корь в г. Оренбурге, в ходе которого были выявлены серьезные недостатки по иммунизации против кори взрослых, включая дефекты в проведении переписи работающего населения в одном из лечебно-профилактических учреждений. В организации с числом сотрудников более 100 чел., расположенной по территории обслуживания этого учреждения, прививки против кори не проводились, сведения об иммунизации работающих в поликлинике отсутствовали.
В связи с этим медицинская служба города не смогла организовать в установленный 3-дневный срок вакцинацию подлежащего контингента по эпидемическим показаниям и риск дальнейшего распространения инфекции среди жителей областного центра не был исключен.
Остается не решенным вопрос эффективного контроля за условиями соблюдения "холодовой цепи" при транспортировании и хранении коревой вакцины с использованием термоиндикаторов. По отчетным данным на 3-м уровне "холодовой цепи" доля применяемых химических термоиндикаторов составляет 29,3 %, электронных - 12,2 %, на 4-м уровне - 15,4 % и 2,8 % соответственно.
Следует отметить, что в 2011 - 2012 гг. значительно обострилась эпидемиологическая обстановка по коревой инфекции в странах Европы. Крайне неблагополучная ситуация по кори складывается в Украине, где зарегистрировано около 1,5 тысячи случаев инфекции.
Отмечено осложнение эпидемиологической ситуации по кори в ряде регионов Российской Федерации, что связано с завозами кори из стран Европейского и Азиатского регионов, где были зарегистрированы крупные вспышки этой инфекции. Заболеваемость корью за 7 месяцев 2012 г. увеличилась по сравнению с тем же периодом 2011 г. в 12,2 раза, в том числе среди детей до 14 лет - в 32,4 раза. Показатели заболеваемости корью составили 1,44 на 100 тысяч населения и 5,18 на 100 тысяч детей до 14 лет.
За 7 месяцев 2012 г. зарегистрировано 2060 случаев кори в 56 субъектах Российской Федерации (в 2011 г. - 70 сл.). Из общего числа заболевших - 85,3 % случаев зарегистрировано в Центральном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.
Наиболее интенсивный рост заболеваемости корью отмечается в г. Санкт-Петербурге, где заболеваемость корью в январе - июле 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. увеличилась в 25,8 раза (137 сл.), Московской области - в 47,9 раз (101 сл.), Ставропольском крае - в 10,9 раза (191 сл.), Москве - в 6,2 раза (358 сл.).
Значительно увеличилось число внутрибольничных вспышек инфекции: только в январе - начале февраля 2012 года возникло 14 вспышек кори с распространением инфекции среди пациентов, персонала стационаров и детских учреждений с круглосуточным пребыванием детей (в Волгоградской, Московской, Белгородской областях, г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Ставропольском крае).
При расследовании вспышек были выявлены существенные недостатки в организации плановой вакцинации населения, в том числе из групп риска, и иммунизации по эпидемическим показаниям, факты недостоверности сведений о профилактических прививках населению, нарушения требований санитарного законодательства в части несоблюдения противоэпидемического режима в лечебно-профилактических организациях, а также недостатки в оказании медицинской помощи заболевшим и постановке диагноза.
В условиях осложнения эпидемиологической обстановки по кори в мире и в Российской Федерации, значительно возрос риск завоза и распространения кори на территории Оренбургской области.
В целях предупреждения случаев завоза и распространения кори на территории Оренбургской области, обеспечения критериев готовности к сертификации территории, свободной от эндемичной кори, и поддержания данного статуса, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563; № 30 (ч. 1) ст. 4591)
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Рекомендовать главам муниципальных образований области:
1.1. Оказать содействие органам и учреждениям здравоохранения в организации межведомственного взаимодействия по вопросам проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий против кори среди мигрантов, в том числе нелегальных, и других труднодоступных контингентов (лиц БОМЖ, кочующих групп населения).
1.2. При возникновении очагов кори на территории муниципального образования рассматривать на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы о ходе проведения противоэпидемических мероприятий с оценкой их полноты и эффективности.

2. Рекомендовать министерству здравоохранения Оренбургской области (Т.Н. Семивеличенко):
2.1. Предусмотреть на областном аптечном складе создание необходимого запаса живой коревой вакцины и иммуноглобулина для иммунизации населения по эпидемическим показаниям.
2.2. Обеспечить контроль за соблюдением температурных условий транспортировки и хранения вакцин против кори и иммуноглобулина в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
2.3. Принять необходимые организационные меры по повышению квалификации медицинских работников лечебно-профилактических организаций всех форм собственности по вопросам диагностики и профилактики кори, проведения комплекса противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции.
2.4. Провести оценку обеспеченности и эффективности использования лечебно-профилактическими организациями области программного обеспечения по профилактическим прививкам с принятием организационных и практических мер по его совершенствованию и информированием Управления Роспотребнадзора до 10.10.2012.

3. Рекомендовать министерству образования Оренбургской области (В.А. Лабузов), руководителям органов управления образованием муниципальных образований:
3.1. Обратить внимание на прием абитуриентов в учебные заведения при наличии сведений о профилактических прививках в рамках национального календаря профилактических прививок.
3.2. Оказывать содействие органам и учреждениям здравоохранения в организации проведения иммунизации против кори работникам и студентам образовательных учреждений всех типов.

4. Рекомендовать начальникам управлений здравоохранения городов, главным врачам ЦГБ, ЦРБ:
4.1. Обеспечить поддержание на высоком уровне (не менее 95 - 98 %) охвата прививками против кори детей в декретированных возрастах, охвата двукратными прививками взрослых в возрасте 18 - 35 лет на каждом терапевтическом и педиатрическом участке.
4.2. Взять на контроль организацию и проведение иммунизации детей, имеющих временные и длительные медицинские отводы от профилактических прививок против кори, а также своевременность их пересмотра.
4.3. Принять меры по поддержанию высоких (не менее 95 %) уровней охвата двукратными прививками против кори взрослых 18 - 35 лет из числа контингентов групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли и общественного питания, социальных работников, студентов, мигрантов, цыган, лиц из асоциальных семей и других), обеспечению достоверности учета профилактических прививок с учетом обслуживаемого населения по данным осенней переписи (сентябрь - октябрь).
4.4. Принять меры по повышению персональной ответственности руководителей медицинских организаций (заместителей, заведующих отделением) за организацию, планирование и проведение иммунизации против кори, обратив особое внимание на необходимость достижения 100 % охвата профилактическими прививками медицинских работников, не имеющих противопоказаний к прививкам.
4.5. Проводить оценку качества работы каждого лечебно-профилактического учреждения по иммунопрофилактике кори в соответствии с критериями, регламентируемыми СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней".
4.6. Предусмотреть ежегодную переподготовку медицинских работников всех специальностей по клинике, диагностике и профилактике кори, обратив особое внимание на проведение профилактических мероприятий в целях недопущения формирования эпидемических очагов в стационарах лечебно-профилактических учреждений.
4.7. Обеспечить выполнение установленных санитарным законодательством требований на всех этапах "холодовой" цепи, обратив внимание на своевременность замены холодильного оборудования с учетом сроков его эксплуатации, закупку термоиндикаторов (терморегистраторов) для контроля температурного режима хранения и транспортировки МИБП.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита" имеют номер СП 3.1.2952-11, а не СП 3.1.2.2952-11.

4.8. Принять меры к выполнению санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.2952-11 "Профилактика кори, краснухи, эпидемического паротита", в части организации обследования на корь больных с экзантемными заболеваниями с соблюдением рекомендованных сроков сбора и доставки образцов сыворотки крови для серологического исследования.

5. Начальникам управлений здравоохранения городов, главным врачам ЦГБ, ЦРБ, начальникам территориальных отделов:
5.1. Обеспечить взаимодействие с территориальными органами управления Федеральной миграционной службы по уточнению сведений о численности и данных местонахождения мигрантов из категорий временно и постоянно проживающих, а также переселенцев в целях оценки их прививочного статуса и иммунизации против кори.
5.2. Усилить информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам иммунопрофилактики кори, в том числе, с выезжающими за рубеж. Организовать взаимодействие с религиозными диаспорами, профессиональными объединениями и ассоциациями по вопросам пропаганды приверженности различных групп граждан к вакцинации против кори.

6. Заместителю руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области А.Г. Яковлеву, начальникам территориальных отделов обеспечить:
6.1. Достижение и поддержание критериев качества эпидемиологического надзора в период ликвидации кори, регламентированных в постановлении Главного государственного санитарного врача от 12.04.2010 № 23 "О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005 - 2010".
6.2. Контроль за планированием профилактических прививок против кори, правильностью составления отчетной медицинской документации по результатам иммунизации, соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины.
6.3. Контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемического режима и организацией противоэпидемических и профилактических мероприятий при возникновении очагов коревой инфекции в медицинских организациях.
6.4. Контроль за полнотой и своевременностью противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах кори в соответствии с требованиями санитарного законодательства и применение мер административного воздействия при выявлении нарушений.
6.5. Взаимодействие с медицинскими организациями ведомственного подчинения в части организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при выявлении случаев заболевания корью.
6.6. Информирование туроператоров, турагентов и туристов, выезжающих в страны, где зарегистрированы вспышки кори, об угрозе инфицирования и необходимости иммунизации лиц, не привитых против кори.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Главный государственный
санитарный врач
по Оренбургской области
Н.Е.ВЯЛЬЦИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru