Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2012 г. по делу № А54-2819/2010

Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Барс" (далее - общество, истец, ООО "Торговый дом "Барс") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлениями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0060031:30, 62:29:0110015:16, принадлежащих обществу на праве собственности, а также признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, заключающиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков с последующим исключением поименованных сведений из реестра.
По заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Барс" Арбитражным судом возбуждены производства по двум делам: № А54-2819/2010 и № А54-2892/2010.
По инициативе Арбитражного суда определением от 02.08.2010 в соответствии с положениями статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поименованные дела, в силу однородности разрешаемого спора, объединены в одно производство и объединенному производству дел присвоен № А54-2819/2010.
Кроме того определением суда от 02.08.2010 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица была привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Рязанской области и общество с ограниченной ответственностью "АварКом".
Определением суда от 18.08.2010 общество с ограниченной ответственностью "АварКом" привлечено к участию в деле в качестве третьего заинтересованного лица.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.09.2010 результат кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0060031:30 и 62:29:0110015:16 стоимостью 70638184,61 руб. и стоимостью 14066337,66 руб. с удельными показателями кадастровой стоимости в размере 8219,19 руб. и 6337,33 руб. за один квадратный метр признан недостоверным, как не соответствующий требованиям Земельного кодекса РФ и Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии РФ по Рязанской области, заключающиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0060031:30 и 62:29:0110015:16 стоимостью 70638184,61 руб. и стоимостью 14066337,66 руб. с удельными показателями кадастровой стоимости в размере 8219,19 руб. и 6337,33 руб. за один квадратный метр признаны незаконными, как не соответствующие требованиям Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Кроме того, указанным решением Арбитражный суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии РФ по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Барс", в связи, с чем исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков 62:29:0060031:30 и 62:29:0110015:16 стоимостью 70638184,61 руб. и стоимостью 14066337,66 руб. с удельными показателями кадастровой стоимости в размере 8219,19 руб. и 6337,33 руб. за один квадратный метр.
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии РФ г. Москва и общество с ограниченной ответственностью "АварКом" г. Рязань от ответственности по настоящему делу указанным решением были освобождены.
Постановлением Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 решение Арбитражного суда Рязанской области от 12 сентября 2010 года по делу № А54-2819/2010 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 09.03.2011 решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.09.2010 и Постановление Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 по делу № А54-2819/2010 оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.2011 в передаче дела № А54-2819/2010 Арбитражного суда Рязанской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда области от 12.09.2010, Постановления Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 и Постановления Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 09.03.2011 по тому же делу отказано.
Основываясь на вышеизложенном, 25.10.2011 в Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам решения Арбитражного суда Рязанской области от 12.09.2010 по делу № А54-2819/2010.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.11.2011 решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.09.2010 отменено по новым обстоятельствам, заявление назначено к рассмотрению с учетом положений статьи 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в общем порядке.
Определением суда от 20.12.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области.
Определением суда от 27.02.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "АварКом".
Определением суда от 15.03.2012 произведена замена - Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Рязанской области его правопреемником - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральное службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва).
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял заявленные требования, с учетом последнего уточнения в судебном заседании от 12.04.2012 требования истца звучат следующим образом:
- признать недостоверным, как не соответствующий требованиям Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060031:30, общей площадью 8594,3 кв. м в размере 70 638 184,61 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 8219,19 руб. за 1 кв. метр и земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110015:16, общей площадью 2219,6 кв. м в размере 14066337,66 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6337,33 руб. за 1 кв. метр;
Данное требование предъявляется к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области; Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии и к ООО "Аварком".
- установить, вместо недостоверной, с 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060031:30, общей площадью 8594,3 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 14971296 руб. и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110015:16, общей площадью 2219,6 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 3062463 руб.
Данное требование предъявляется к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области; Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
- обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии внести в государственный кадастр недвижимости, вместо недостоверной, с 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060031:30, общей площадью 8594,3 кв. м равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 14971296 руб. и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110015:16, общей площадью 2219,6 кв. м равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 3062463 руб.
Истец указал, что данные требования заявлены и подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Указанное утонение принято судом к рассмотрению по существу.
Представители Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, общества с ограниченной ответственностью "АварКом" и Правительства Рязанской области в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании, состоявшемся 25.09.2012, общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Барс" требования поддержали с учетом последнего уточнения.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" против удовлетворения требований возражали, ссылаясь на правильность определения кадастровой стоимости земельного участка, на выбор истцом неверного способа защиты, а также на пропуск заявителем трехмесячного срока подачи заявления в Арбитражный суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Барс" не признал нарушение срока обращения в Арбитражный суд, пояснив свою позицию тем, что начало течения этого срока определяется не моментом получения обществом информации о новом значении кадастровой стоимости земельных участков, а получением обществом отчета независимого оценщика, в котором дана оценка рыночной стоимости земельных участков. Только с момента сравнения рыночной стоимости с кадастровой стоимостью земельных участков общество имеет возможность узнать о наличии или отсутствии нарушений своих прав собственника на данные земельные участки.
Доводы общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Барс" Арбитражный суд находит обоснованными. Заявленные требования рассматриваются Арбитражным судом в порядке искового производства, в связи, с чем заявление ответчика о пропуске истцом процессуального срока на обращение в Арбитражный суд с заявлением, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется судом, так как исковое заявление подано в Арбитражный суд в пределах общего срока исковой давности, установленного статьями 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела Арбитражным судом установлено. Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Барс" является собственником следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 62:29:0060031:30, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания торгового центра, общей площадью 8594,3 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, шос. Московское, (Железнодорожный округ), 7 (свидетельство о государственной регистрации права от 13.04.2007 серия 62МГ № 484961 - т. 1, л.д. 14);
- с кадастровым номером 62:29:0110015:16, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение торгового предприятия, общей площадью 2219,6 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, Касимовское ш., 34а (свидетельство о государственной регистрации права от 19.12.2005 серия 62МГ № 335010 - т. 2, л.д. 15).
Постановлением Правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 года № 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение № 2 к постановлению). Данное постановление опубликовано в газете "Рязанские ведомости" за 23 декабря 2009 года (специальные выпуски № 1, № 2 и № 3).
Вновь принятым Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 № 324 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060031:30 составил 8219 руб. 19 коп за один квадратный метр, при этом кадастровая стоимость земельного участка составила 70638184 руб. 61 коп., удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 62:29:0110015:16 составил 6337 руб. 33 коп за один квадратный метр, при этом кадастровая стоимость земельного участка составила 14066337 руб. 66 коп.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельных участков общество обратилось к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости этих участков. По отчетам общества с ограниченной ответственностью "Спектр" г. Рязани рыночная стоимость земельных участков заявителя по состоянию на 01.01.2010 составила 14971296 руб. - по земельному участку с кадастровым номером 62:29:0060031:30 (отчет оценщика - общества с ограниченной ответственностью Консультационно-аналитическая фирма "Спектр" от 02.06.2010 № 163/2010 - т. 1 л.д. 17-65) и 3062463 руб. - по земельному участку с кадастровым номером 62:29:0110015:16 (отчет оценщика - общества с ограниченной ответственностью Консультационно-аналитическая фирма "Спектр" от 07.06.2010 № 172/2010 - т. 1 л.д. 18-68).
Ссылаясь на нарушение установленного порядка сбора рыночной информации для определения расчета кадастровой стоимости земельных участков, а также на значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Барс" обратилось в Арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Рассмотрев и оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее - Правила), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам РФ, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам РФ, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215; далее - Регламент).
В силу положений Регламента (пункты 9.6 - 9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39; далее - Методические указания).
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета Методическим указаниям;
о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы.
На основании пункта 8.1 Регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, которое также осуществляет контроль за достоверностью сведений, являющихся результатом государственной кадастровой оценки земельных участков, к каковым относятся расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков и определение кадастровой стоимости каждого из земельных участков, расположенных на соответствующей территории.
Вместе с тем, соблюдение административной процедуры Управлением и утверждение акта проверки Росреестром не является бесспорным доказательством заранее определенной силы, свидетельствующим о достоверности исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки земельного участка, и не исключает возможность их проверки в судебном порядке и необходимость подтверждения соответствующих сведений.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Пунктом 5 Правил установлено, что основой для государственной кадастровой оценки земель поселений является статистический анализ рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.


Государственная кадастровая оценка, в том числе спорного земельного участка проведена с нарушением требований Правил и Методических рекомендаций по проведению кадастровой оценки.
В частности, в силу пункта 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Пунктом 2.2.7 Методических указаний установлено, что если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3.2.5.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 сбор рыночной информации об объектах недвижимости производится в следующем порядке:
- сбор рыночной информации о ценах сделок, спроса и предложений купли-продажи и ипотеки на незастроенные земельные участки;
- при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночной цене на незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации об арендной плате за незастроенные земельные участки, достаточной для построения модели;
- при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, о рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающих в себя земельные участки;
- при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за земельные участки, и (или) рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки, осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, об арендной плате за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки.
Таким образом, в соответствии с названным порядком установления кадастровой стоимости, расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется не в отрыве, а на основании статистического анализа рыночной стоимости земельных участков.
Как следует из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Рязанской области, в том числе и земельных участков, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Барс", являлось ООО "АварКом" (государственный контракт от 11.12.2007 № 35.301007.499-о), предоставившее по итогам оценки отчет № 2118-1/2008.
При исполнении государственного контракта по кадастровой оценке земель оценочной организацией - обществом "АварКом" в нарушение порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости, однако, сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли-продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций-банкротов), об ипотечных сделках, не осуществлялся.
Состав факторов стоимости земельных участков был утвержден протоколом межведомственной комиссии от 08.02.2008 и представлен в таблице 20 Основного тома отчета.
Тем не менее, при расчете кадастровой стоимости оценочной организацией - ООО "АварКом" использовались не утвержденные межведомственной комиссией факторы стоимости, иные факторы стоимости, самостоятельно примененные исполнителем. С межведомственной комиссией не согласовывались примененные по отчету факторы стоимости.
В отчете ООО "АварКом" отсутствуют ссылки на источники информации о рынке недвижимости коммерческого назначения.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области представлены в материалы дела только письма трех организаций (агентства недвижимости "Приоритет", агентства недвижимости "Новоселье", Центрального агентства недвижимости о направлении в электронном виде обществу "АварКом" архива данных по предложениям о продаже недвижимости (том 1, л.д. 129-132).
Доказательств достаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленных нормативными актами, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области и обществом с ограниченной ответственностью "АварКом" в материалы дела не представлено.
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорных земельных участков, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Барс" нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки спорных земельных участков. Следовательно, требование истца о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки спорных земельных участков является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В связи с признанием недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельных участков вследствие нарушения методики ее определения подлежит удовлетворению требование общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Барс" об установлении судом кадастровой стоимости спорных земельных участков равной его рыночной стоимости, так как нарушенные права общества могут быть защищены посредством изменений в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая правила о распределении бремени доказывания, представить доказательства рыночной стоимости земельного участка должен истец.
В рассматриваемом случае в качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010 истцом представлены отчеты оценщика - общества с ограниченной ответственностью Консультационно-аналитическая фирма "Спектр" (далее - ООО КАФ "Спектр") от 02.06.2010 № 163/2010 и от 07.06.2010 № 172/2010, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060031:30 составляет 14971296 руб., земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110015:16 - 3062463 руб.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" принят 29.07.1998, а не 28.12.1998.

Таким образом, рыночная стоимость земельных участков установлена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 11 названного закона в отчете независимого оценщика содержатся обязательные сведения, в том числе, об используемых стандартах оценки, обоснование используемого при оценке методологического подхода, информация по всем используемым ценообразующим факторам.
Спор о достоверности величины, рыночной стоимости земельного участка отсутствует, ответчиками не оспорена сама величина рыночной стоимости, доводов относительно недостоверности отчета не заявлено, ходатайства о проведении судебной экспертизы в отношении отчета оценщика, а также экспертизы отчета оценщика также не заявлено.
Экспертиза отчетов ООО КАФ "Спектр" в порядке статьи 17.1 Федерального закона от 28.12.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не является обязательной, так как отчеты составлен 02.06.2010 и 07.06.2010, то есть до вступления в силу изменений названного закона, рыночная оценка спорного земельного участка в данном случае не является обязательной.
Учитывая изложенное, судом принимаются отчеты оценщика ООО КАФ "Спектр" в качестве доказательств рыночной стоимости спорных земельных участков.
На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации суд считает необходимым установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной отчетами оценщика. То обстоятельство, что рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2010, не может являться основанием для отказа в удовлетворении данного требования истца, так как именно с указанной даты введена кадастровая стоимость земельных участков, признанная недостоверной вследствие нарушения порядка ее определения.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В силу требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета обязан вносить изменения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельного участка, при наличии соответствующего решения суда.
Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 1 декабря 2010 года.
Из материалов дела следует, что 25.01.2012 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о реорганизации ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"). Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Учреждения от 25.10.2011 № 128.
Согласно пункту 2.2.1 положения о филиале, филиал осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.
То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является только исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, на которого судом возлагается обязанность внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат взысканию с ответчиков - Управления Росреестра по Рязанской области как с лица, не осуществившего надлежащий контроль за достоверностью определения кадастровой стоимости земельного участка, и с ООО "АварКом" как с лица, непосредственно исполнившего государственный контракт по кадастровой оценке спорного земельного участка.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Признать недостоверным, как не соответствующий требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152, результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060031:30, общей площадью 8594,3 кв. м в размере 70638184,61 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 8219,19 руб. за 1 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110015:16, общей площадью 2219,6 кв. м в размере 14066337,66 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6337,33 руб. за 1 кв. м
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060031:30, общей площадью 8594,3 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 14971296 рублей и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110015:16, общей площадью 2219,6 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 3062463 рубля.
3. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0060031:30, общей площадью 8594,3 кв. м равную его рыночной стоимости в размере 14971296 рублей и земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110015:16, общей площадью 2219,6 кв. м равную его рыночной стоимости в размере 3062463 рубля.
4. Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 35, основной государственный регистрационный номер 1046209031384) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Барс" (г. Рязань, Московское шоссе, д. 5а, основной государственный регистрационный номер 1026201078970) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
5. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АварКом" (г. Рязань, Первомайский проспект, д. 27, оф. 111, основной государственный регистрационный номер 1056204061330) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Барс" (г. Рязань, Московское шоссе, д. 5а, основной государственный регистрационный номер 1026201078970) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба через Арбитражный суд Рязанской области в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru