Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2012 г. по делу № А13-16836/2011

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 12 марта 2012 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Кирова С.А., судей Парфенюка А.В., Мамоновой А.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Череповецкий "Азот" о признании недействующим с 01.01.2011 по 30.06.2011 постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 29.12.2010 № 487 "О тарифах на электрическую энергию" в части установления в строке 20 Приложения № 1.2 индивидуального тарифа для ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго", плательщиком которого указано ОАО "Череповецкий "Азот": для двухставочного тарифа - ставка на содержание электрических сетей (без НДС) в размере 4111,9 руб./МВА в месяц; ставка на оплату технологического расхода (потерь) (без НДС) в размере 126.54 руб./МВтч отпуска в сеть; для одноставочного тарифа ставка в размере 1268 руб./МВтч (без НДС), при участии прокурора Вологодской области, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания", открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы",
при участии: от заявителя - Г.А.А. по доверенности от 26.08.2010, от Региональной энергетической комиссии - С.Н.С. по доверенности от 27.02.2012, Ж.К.Ю. по доверенности от 10.01.2012, С.Т.М. по доверенности от 27.05.2012, от ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Ш.Е.С. по доверенности от 02.12.2011, от ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - П.Л.С. по доверенности от 01.09.2009, от ОАО "Вологодская сбытовая компания" - С.Л.А. по доверенности от 20.12.2010, от прокуратуры Вологодской области - Мининой Н.В. по удостоверению ТО № 123168 от 16.11.2011,

установил:

открытое акционерное общество "Череповецкий "Азот" (далее - ОАО "Череповецкий "Азот", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее - РЭК) с заявлением о признании недействующим с 01.01.2011 по 30.06.2011 постановления от 29.12.2010 № 487 "О тарифах на электрическую энергию" (далее - Постановление № 487) в части установления в строке 20 Приложения № 1.2 индивидуального тарифа для ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго", плательщиком которого указано ОАО "Череповецкий "Азот": для двухставочного тарифа - ставка на содержание электрических сетей (без НДС) в размере 4111,9 руб./МВА в месяц; ставка на оплату технологического расхода (потерь) (без НДС) в размере 126.54 руб./МВтч отпуска в сеть; для одноставочного тарифа ставка в размере 1268 руб./МВтч (без НДС).
В обоснование заявленных требований ОАО "Череповецкий "Азот" указало, что оспариваемым постановлением установлены индивидуальные тарифы для расчетов за услуги по передаче электрической энергии для взаимозачетов между ОАО "Череповецкий "Азот" и открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада") как смежными сетевыми организациями. Между тем, ОАО "МРСК Северо-Запада" не является владельцем объектов Единой национальной энергетической системы (далее - ЕНЭС) ВЛ 220 кВ "Азот-2" и ВЛ 220 кВ "Азот-4", к которым имеют непосредственное технологическое присоединение объекты электросетевого хозяйства ОАО "Череповецкий "Азот", следовательно, последнее и ОАО "МРСК Северо-Запада" не могут являться смежными сетевыми организациями. Возможность установить индивидуальный тариф, предназначенный для расчетов пары смежных сетевых организаций, для организаций, не обладающих статусом смежных сетевых, действующим законодательством не допускается и является прямым нарушением пунктов 2, 6, 8 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), норм раздела III "Порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями" Правил недискриминационного доступа, пункта 43, абзаца 5 пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), а также вступивших в законную силу судебных актов по делам № А13-4676/2010, № А40-20108/09-81-146, № А40-19149/09-93-208. Ошибочное указание неверной смежной с заявителем сетевой организации в оспариваемом постановлении нарушает права общества, поскольку устанавливает не соответствующую схему расчетов за услуги передачи электрической энергии, устанавливает обязанность заявителя оплачивать услуги лицу, которое в соответствии с действующим законодательством не может являться получателем денежных средств, порождает риск повторного взимания с заявителя стоимости услуг уполномоченным лицом.
В письменных объяснениях по делу в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) общество дополнительно указало, что согласно части 1 статьи 192 АПК РФ возложение на общество не установленной законом обязанности является достаточным и самостоятельным основанием для оспаривания правового акта. Поскольку постановлением № 487 на заявителя возложена обязанность оплачивать услуги передачи электрической энергии лицу, которое не может быть получателем данных денежных средств, нарушает права и законные интересы общества. Принимая во внимание тот факт, что получателем денежных средств в спорном периоде могло быть только ОАО "ФСК ЕЭС", очевидно, что размер индивидуального тарифа для этой организации был бы иным, нежели для ОАО "МРСК Северо-Запада", поэтому оспариваемым постановлением на заявителя незаконно возложена обязанность оплачивать услуги по передаче электрической энергии в заведомо необоснованном размере. Общество как потребитель уплачивает завышенную стоимость услуг передачи электрической энергии, так как в затраты на ее передачу включена уплата заявителем спорного тарифа ОАО "МРСК Северо-Запада", при том, что ОАО "МРСК Северо-Запада" реальных затрат на эксплуатацию объектов "последней мили" не несет, а часть выручки отдает реально эксплуатирующей объекты организации - ОАО "ФСК ЕЭС". Также общество дополнительное сослалось на несоответствие Постановления № 487 пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Представитель ОАО "Череповецкий "Азот" в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнительное указал на несоответствие Постановления № 487 Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила № 109) и Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э (далее - Регламент).
РЭК в отзыве на заявление, в дополнении к отзыву и ее представители в судебном заседании с требованиями ОАО "Череповецкий "Азот" не согласились и указали, что, несмотря на признание судом договора аренды ДИ-46 и договора субаренды № ДИ-51 прекратившими свое действие, вопрос о фактическом оказании ОАО "МРСК Северо-Запада" услуг с помощью объектов ЕНЭС, переданных ему ранее в субаренду, предметом доказывания не являлся, объекты ЕНЭС продолжали оставаться в пользовании и владении ОАО "МРСК Северо-Запада", фактически между ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "МРСК Северо-Запада" сложились арендные отношения относительно имущества, входящего в ЕНЭС, что подтверждается заключенным между ними договором аренды объектов ЕНЭС от 19.08.2011 № ВЭ11-11/0435, с распространением его действия на период с 01.07.2008 в целях урегулирования фактически сложившихся отношений по аренде объектов ЕНЭС. В акте приема-передачи к данному договору указывается дата фактической передачи имущества от собственника ОАО "ФСК ЕЭС" - 01.07.2008. Таким образом, по мнению РЭК ОАО "МРСК Северо-Запада" правомерно владело объектами ЕНЭС и оказывало услуги по передаче электроэнергии с использованием соответствующих объектов ЕНЭС (или так называемые объекты "последней мили"). ОАО "ФСК ЕЭС" не оказывало заявителю услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС и ОАО "Череповецкий "Азот" услуги ОАО "ФСК ЕЭС" не оплачивало, договор между ОАО "Череповецкий "Азот" и ОАО "ФСК ЕЭС" в спорный период заключен не был, факт передачи электроэнергии по данным объектам заявителем не оспаривается. Объемы передачи электроэнергии потребителям ОАО Вологодская сбытовая компания", присоединенным к объектам ЕНЭС, были учтены при расчете котловых тарифов для потребителей, расходы за услуги по передаче электроэнергии по электрической сети ЕНЭС были включены в полном объеме в НВВ ОАО "МРСК Северо-Запада". Последнее осуществляет расчеты с ОАО "ФСК ЕЭС" за весь потребленный объем мощностей во всех присоединениях к сетям ЕНЭС.
Определением суда от 15.12.2011 по настоящему делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (далее - ОАО "ВСК"), открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы".
ОАО "ВСК" в отзыве на заявление, в дополнении к отзыву и его представитель в судебном заседании требования общества считают обоснованными, а доводы остальных лиц, участвующих в деле, направленными на переоценку обстоятельств, преюдициально установленными вступившими в законную силу судебными актами.
ОАО "МРСК Северо-Запада" в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали, указали, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов, имеются вступившие в законную силу судебные акты по спорам с участием заявителя, в которых содержатся выводы о доказанности оказания услуг с использованием объектов ЕНЭС силами ОАО "МРСК Северо-Запада".
ОАО "ФСК ЕЭС" в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали, указали, что ОАО "МРСК Северо-Запада" владеет спорными объектами на законных основаниях, следовательно, является смежной сетевой организацией по отношению к заявителю, доказательств нарушения прав и законных интересов общества оспариваемым актом не представлено.
Прокурор Вологодской области, вступивший в дело в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ, в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании заявленные требования не поддерживают, считают, что постановление РЭК от 29.12.2010 № 487 в оспариваемой части соответствует действующему законодательству.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Череповецкий "Азот" осуществляет регулируемую деятельность по передаче электрической энергии и регулируется в РЭК с 2006 года и направляет ежегодно заявки о пересмотре тарифов за услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим ему электрическим сетям.
Заявление об установлении тарифов на 2011 год ОАО "Череповецкий "Азот" не представило. Обществом представлены в РЭК отчеты по форме 46-ЭЭ (передача) за 2009 год и заявка технологического расхода электроэнергии на 2011 год. При расчете необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2011 год в отношении общества РЭК применен метод индексации.
Постановлением РЭК от 29.12.2010 № 487 "О тарифах на электрическую энергию" в строке 20 Приложения № 1.2 установлен индивидуальный тариф для ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго", плательщиком которого указано ОАО "Череповецкий "Азот": для двухставочного тарифа - ставка на содержание электрических сетей (без НДС) в размере 4111,9 руб./МВА в месяц; ставка на оплату технологического расхода (потерь) (без НДС) в размере 126.54 руб./МВтч отпуска в сеть; для одноставочного тарифа ставка в размере 1268 руб./МВтч (без НДС).
Полагая, что установление данного тарифа в период с 01.01.2011 по 30.06.2011 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы ОАО "Череповецкий "Азот" обратилось в суд с указанным заявлением.
Постановлением правления РЭК области № 1317 от 28 декабря 2011 года постановление РЭК области № 487 от 29 декабря 2010 года признано утратившим силу с 1 января 2012 года.
В то же время в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу, либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя.
Исходя из смысла постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 № 12939/09 лицо, которое считает, что его права нарушены нормативным правовым актом, не может быть лишено права на судебную защиту в случае прекращения действия нормативного правового акта.
ОАО "Череповецкий "Азот" считает, что его права оспариваемым постановлением нарушены, поэтому оснований для прекращения производства по настоящему делу не имеется.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон № 41-ФЗ).
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (часть первая статьи 2 Закона № 41-ФЗ).
При этом согласно статье 3 Закона № 41-ФЗ целями государственного регулирования тарифов являются защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов; формирование конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов.
Согласно абзацу второму части первой статьи 6 Закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на указанные услуги.
При этом регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования и Правила № 109 соответственно) и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (часть третья статьи 6 Закона № 41-ФЗ).
Пунктом 64 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, в том числе с привлечением других организаций, определяются путем деления необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации в области электроэнергетики.
Согласно пункту 10 Правил № 109 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы:
1) баланс электрической энергии;
2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;
3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;
4) баланс тепловой мощности;
5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;
6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;
7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;
8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;
9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;
10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;
11) оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи материалов, предусмотренных пунктами 7.1 и 8 настоящих Правил. При этом сроки рассмотрения регулирующим органом указанных материалов не должны превышать сроков, установленных в пунктах 13 и 16 настоящих Правил.
Организации, получившие статус субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности), ранее осуществлявшие поставку электрической энергии (мощности) на розничном рынке, представляют в Федеральную службу по тарифам материалы для установления тарифов до 1 октября года, предшествующего периоду регулирования.
В отношении территориальных сетевых организаций при переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала в течение текущего периода регулирования тарифы на долгосрочный период регулирования устанавливаются в текущем периоде регулирования независимо от срока подачи материалов, предусмотренного настоящими Правилами, но не позднее 1 декабря текущего периода регулирования.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 109 регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.
Согласно пункту 1 Регламента рассмотрение дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по представленным в регулирующий орган обоснованным предложениям (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами), а также по инициативе регулирующего органа.
В соответствии с пунктом 2 Регламента в случае применения регулирующими органами метода индексации дело об установлении тарифов и (или) их предельных уровней не открывается.
Дело об установлении тарифов и (или) их предельных уровней также не открывается, если изменение тарифов и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими органами регулирования.
В силу Приложения № 2.5 к форме Регламента индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.


В соответствии с пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (без учета изменений, внесенных от 31.12.2009 № 558-э/1; далее - Методические указания) расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, производится на основе необходимой валовой выручки (НВВ), рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний. Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Согласно пункту 44 Методических указаний размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СН11) 20 - 1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.
На основании пункта 47 Методических указаний расчетный объем необходимой валовой выручки (НВВ) сетевой организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии по сетям высокого, среднего первого, среднего второго и низкого напряжения, определяется исходя из: расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии, в том числе: часть общехозяйственных расходов, относимых на деятельность по передаче электрической энергии, а также расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, принимаемой из сети, присоединенной к сети рассматриваемой организации; суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии.
Судом установлено, что ОАО "Череповецкий "Азот" осуществляет регулируемую деятельность по передаче электрической энергии и регулируется в РЭК области с 2006 года и направляло ежегодно заявления о пересмотре тарифов за услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим ему электрическим сетям. В своей заявке ОАО "Череповецкий "Азот" указывало поименно всех потребителей услуг, которые технологически присоединены к его сетям на уровне СН2 и сетевые организации ООО "Череповецкая сетевая компания" и ГП ВО "Череповецкая ЭТС". НВВ для осуществления деятельности по передаче электроэнергии по сетям ОАО "Череповецкий "Азот" была определена РЭК области в соответствии с заявленной величиной расходов и необходимой расчетной величиной прибыли. ОАО "Череповецкий "Азот" осуществляет регулируемый вид деятельности, по оказанию услуг по передаче по технологически присоединенным к принадлежащим ему электрическим сетям потребителям и в то же время потребляет электроэнергию для производственно-коммерческой деятельности, не относящейся к регулируемому виду деятельности.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа потребителем услуг является гарантирующий поставщик в интересах обслуживаемых им потребителей электроэнергии. Гарантирующий поставщик оплачивает услуги, оказанные сетевой организацией потребителю, по единому (котловому) тарифу. Сетевой организации ОАО "Череповецкий "Азот", как сетевой организации от лица прочих потребителей, технологически присоединенных к его сетям, МРСК - от лица ОАО "Череповецкий "Азот", как потребителя электроэнергии на границе присоединения к сетям МРСК на производственно-хозяйственные нужды по другим видам деятельности.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций.
Поскольку единые (котловые) тарифы продифференцированы по уровням напряжения, структура потребления из сетей сетевых организаций различна, соответственно возникает недостаток или избыток выручки по единому тарифу, которые перераспределяется между сетевыми организациями с помощью индивидуальных тарифов.
Пунктом 52 Методических указаний установлено, что расчет индивидуальных тарифов предусматривает определение двух ставок:
- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям ТС,
- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВтч без разбивки по напряжениям ТС пот.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока. За сальдированный переток РЭК принимает величину отпуска потребителям и нижестоящим сетевым организациям, технологически присоединенным к сетям ОАО "Череповецкий "Азот", и потери в электрической сети, возникшие при передаче электроэнергии этим потребителям.
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Электрическая сеть делится на единую национальную электрическую сеть (ЕНЭС), к которой относятся линии электропередач напряжением 220 кВ и выше и подстанции с питающим напряжением 220 кВ и выше, обслуживаемые ОАО "ФСК ЕЭС" и территориальные электрические сети - линии электропередач напряжением 110 кВ и ниже и подстанции с питающим напряжением не выше 110 кВ, обслуживаемые ОАО "МРСК Северо-Запада", коммунальными электросетевыми организациями, и ведомственные сети потребителей, к которым присоединены другие потребители. Электрическая схема устроена так, что некоторые крупные потребители напрямую присоединены к линиям 220 кВ (ОАО "Северсталь", ОАО Череповецкий "Азот" и др.) или запитаны напрямую с п/ст 220/10 кВ своим кабелем или ВЛ 10 кВ. Поэтому в ходе реформирования системы электроэнергетики предполагалось, что обслуживание наиболее близких к абоненту участков сетевой инфраструктуры объектов ЕНЭС (так называемых объектов "последней мили") будет возложено на межрегиональные сетевые компании. Соответственно, тарифы ОАО "ФСК ЕЭС" и тарифы ОАО "МРСК Северо-Запада" на услуги по передаче электроэнергии всегда формировались с учетом указанных обстоятельств.
Согласно информации РЭК на территории Вологодской области 45% мощности потребителей имеет присоединение к сетям единой национальной электрической сети (ЕНЭС, линии и п/ст рабочим напряжением 220 кВ), обслуживаемой ОАО "ФСК ЕЭС". Тарифы для потребителей на передачу электрической энергии всегда формировались на территории области по схеме учета договоров аренды "последней мили". То есть потребители, присоединенные к сетям ЕНЭС, оплачивают затраты территориальных сетевых компаний и несут бремя перекрестного субсидирования потребления электроэнергии по тарифу "население" и приравненных к ним потребителей. Изменение возможно только при заключении прямых договоров потребителей с ОАО "ФСК ЕЭС".
Согласно материалам дела в спорный период (2009 - 2010 годы) фактов заключения прямых договоров между потребителями и ОАО "ФСК ЕЭС" на территории Вологодской области не было. В ходе проводимой реформы электроэнергетики ОАО "ФСК ЕЭС" заключало договоры только с территориальной сетевой организацией ОАО "МРСК Северо-Запада", передав ей в аренду объекты "последней мили" или, иначе говоря, точки присоединения к сетям ЕНЭС. Все потребители при этом оплачивают услуги по передаче ОАО "МРСК Северо-Запада" и опосредованно услуги ОАО "ФСК ЕЭС". Договором между ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго" и ОАО "ФСК ЕЭС" было предусмотрено, что во всех точках поставки, ОАО "ФСК ЕЭС" оказывает услуги ОАО "МРСК Северо-Запада", а она в свою очередь, согласовывает границы раздела с потребителями. Соответственно, потребители оплачивают услуги за передачу электрической энергии в полном объеме, а МРСК оплачивает услуги ОАО "ФСК ЕЭС", как смежной вышестоящей организации. ОАО "ВСК", в свою очередь, по отношению к потребителям заключило от их имени договоры на передачу электрической энергии на согласованных границах эксплуатационной ответственности между потребителями и ОАО "МРСК Северо-Запада", и собирало средства от потребителей в этих точках поставки по тарифам, установленным РЭК с учетом схемы договоров "последней мили".
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" организация по управлению ЕНЭС (ОАО "ФСК ЕЭС") вправе в срок до 1 января 2011 года (на момент принятия оспариваемого постановления) передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства.
В случае, если договоры аренды объектов "последней мили" между ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "МРСК Северо-Запада" будут расторгнуты, потребители или сбытовые компании от имени потребителей, имеющие точки присоединения к ЕНЭС заключают прямые договоры с ОАО "ФСК ЕЭС" и оплачивают только услуги ОАО "ФСК ЕЭС".
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1173 "О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям" утвержден порядок поэтапного прекращения договоров до 1 января 2014 года.
Судебными актами по делам № А40-20108/09-81-146 и А40-19149/09-93-208, вступившими в законную силу соответственно 22 декабря 2010 и 3 марта 2010, было установлено, что договор аренды на "объекты ЕНЭС" № ДИ-46 от 01.09.2005 года и договор субаренды от 01.10.2005 № ДИ-51 прекратили свое действие с 1 июля 2008 года.
Несмотря на признание судом договора аренды ДИ-46 и договора субаренды ДИ-51 прекратившими свое действие, вопрос о фактическом оказании ОАО "МРСК Северо-Запада" услуг с помощью объектов ЕНЭС, переданных ему ранее в субаренду, в указанных выше делах предметом доказывания не являлся. Договор аренды № ДИ-46 был прекращен в связи с совпадением должника и кредитора в одном лице.
Между тем, после прекращения Договора аренды ДИ-46 и договора субаренды ДИ-51 объекты ЕНЭС обратно по акту приема-передачи не передавались, продолжали использоваться ОАО "МРСК Северо-Запада".
ОАО "ФСК ЕЭС" в своем отзыве также указало, что фактически между ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "МРСК Северо-Запада" сложились арендные отношения относительно имущества, входящего в Единую национальную электрическую сеть (ЕНЭС).
Таким образом, собственником имущества не оспаривается правомерность владения ОАО "МРСК Северо-Запада" объектами электросетевого хозяйства. ОАО "ФСК ЕЭС" как по настоящему делу, так и по делам № А13-4676/2010, № А40-20108/09-81-146 и № А40-19149/09-93-208 неоднократно подчеркивало, что услуги по передаче электрической энергии с использованием сетей, входящих в ЕНЭС, не оказывало, фактически их оказывало и оказывает ОАО "МРСК Северо-Запада".
26 июля 2011 года подписан приказ Минэнерго России № 304 "О согласовании передачи в аренду объектов электросетевого хозяйства на 2011 год", согласно которому все объекты на территории Вологодской области получили согласование передачи их в аренду ОАО "МРСК Северо-Запада".
19.08.2011 между ОАО "МРСК Северо-Запада" и ОАО "ФСК ЕЭС" заключен договор аренды объектов ЕНЭС № ВЭ11-11/0435, с распространением его действия на период с 01.07.2008 года в целях урегулирования фактически сложившихся (на основании ранее действовавших договоров) отношений по аренде объектов ЕНЭС, в т.ч. по объектам, указанным в исковом заявлении. В акте приема-передачи к данному договору указывается дата фактической передачи имущества от собственника ОАО "ФСК ЕЭС" - 01.07.2008.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно пункту 8 Правил недискриминационного доступа в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил.
Исходя из анализа приведенных норм смежной сетевой организацией является организация, владеющая на законном основании объектами электросетевого хозяйства, оказывающая услуги по передаче электрической энергии и имеющая технологическое присоединение с объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии.
ОАО "Череповецкий "Азот" не оспаривается, что оно является сетевой организацией, вследствие чего является субъектом тарифного регулирования, что подтверждается также тарифной заявкой ОАО "Череповецкий "Азот" на 2009 год.
ОАО "МРСК Северо-Запада" владеет объектами ЕНЭС, оказывает услуги по передаче электрической энергии ОАО "Череповецкий "Азот", следовательно, являлось и является смежной сетевой организацией по отношению к заявителю.
Доказательством данного факта является договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 28.08.2009 № ВЭ11-09/0255, заключенный между ОАО "МРСК Северо-Запада" и ОАО "Череповецкий "Азот", то есть после прекращения действия договоров № ДИ-46 и № ДИ-51.
Судебными актами по делу А13-4676/2010 (по иску ОАО "МРСК Северо-Запада" к ОАО "Череповецкий "Азот" о взыскании стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии за период с октября 2009 по май 2011 года) установлено, что заявителем фактически услуги по передаче электрической энергии получены в полном объеме, как потребителю электроэнергии на нужды производственной деятельности, так и для потребителей, технологически присоединенной к электрическим сетям ОАО "Череповецкий "Азот". Услуги по передаче электрической энергии оказывались ОАО "МРСК Северо-Запада". После передачи спорных сетей в аренду и составления актов разграничения балансовой принадлежности спорные сети обратно во владение ОАО "ФСК ЕЭС" не передавались и фактически находились и находятся во владении правопреемника ОАО "Вологдаэнерго" - ОАО "МРСК Северо-Запада".
Из материалов дела следует, что ОАО "ФСК ЕЭС" не оказывало ОАО "Череповецкий "Азот" услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС и ОАО "Череповецкий "Азот" услуги ОАО "ФСК ЕЭС" не оплачивало, договор между ОАО "Череповецкий "Азот" и ОАО "ФСК ЕЭС" в спорный период заключен не был. Факт передачи электроэнергии по данным объектам заявителем не оспаривается.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 06.08.2010 по делу № А13-6232/2010, вступившим в законную силу, установлено, что ОАО "Череповецкий "Азот" является потребителем услуг в отношениях с ОАО "МРСК Северо-Запада", ГП ВО "Череповецкая ЭТС" и ООО "Череповецкая электросетевая компания", как смежными сетевыми организациями, и организацией, оказывающей услуги в отношении с потребителями, присоединенными к его сетям, и с указанными смежными сетевыми организациями, вследствие чего установление индивидуального тарифа для взаиморасчетов с ОАО "МРСК Северо-Запада" постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 27.08.2009 № 131 "О взаиморасчетах за услуги по передаче электрической энергии на территории Вологодской области" соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, РЭК в постановлении № 487 в строке 20 Приложения № 1.2 правомерно установила индивидуальный тариф для взаиморасчетов между ОАО "МРСК Северо-Запада" и ОАО "Череповецкий "Азот" как пары смежных сетевых организаций. Примененная в постановлении схема расчетов полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Представленная заявка ОАО "МРСК Северо-Запада" на тарифное регулирование содержала необходимые сведения и документы, которые позволили РЭК установить соответствующие тарифы, доказательств обратного не представлено.
Ссылка заявителя на судебные акты по делам № А13-4676/2010, № А40-20108/09-81-146, № А40-19149/09-93-208 в части выводов об отсутствии у ОАО "МРСК Северо-Запада" законных оснований для владения объектами ЕНЭС ВЛ 220 кВ "Азот 1,2" и ВЛ 220 кВ "Азот 3,4" не могут быть принята судом, поскольку все судебные акты, состоявшиеся по данным делам, были приняты до 19.08.2011, то есть до даты заключения между ОАО "МРСК Северо-Запада" и ОАО "ФСК ЕЭС" договора аренды объектов ЕНЭС № ВЭ11-11/0435 с распространением его действия с 01.07.2008. Поэтому обстоятельства, установленные данными судебными актами в части смежности сетевых организаций ОАО "МРСК Северо-Запада" и ОАО "Череповецкий "Азот" не являются преюдициальными по данному делу.
Доказательств экономической необоснованности установленных тарифов или нарушение процедуры при установлении оспариваемых тарифов в судебное заседание не представлено и судом не установлено.
Заявленные ОАО "Череповецкий "Азот" и ОАО "ВСК" доводы основаны на предположениях, которые не могут быть предметом судебного рассмотрения.
Таким образом, постановление Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 29.12.2010 № 487 "О тарифах на электрическую энергию" в части установления в строке 20 Приложения № 1.2 индивидуального тарифа для ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго", плательщиком которого указано ОАО "Череповецкий "Азот": для двухставочного тарифа - ставка на содержание электрических сетей (без НДС) в размере 4111,9 руб./МВА в месяц; ставка на оплату технологического расхода (потерь) (без НДС) в размере 126.54 руб./ МВтч отпуска в сеть; для одноставочного тарифа ставка в размере 1268 руб./ МВтч (без НДС) в период с 01.01.2011 по 30.06.2011 является соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 Методическим рекомендациям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном рынке, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э.
На основании изложенного заявленные требования ОАО "Череповецкий "Азот" удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, перечисленной заявителем по платежному поручению от 06.12.2011 № 11879, не подлежат возмещению, поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 181, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

решил:

признать постановление Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 29.12.2010 № 487 "О тарифах на электрическую энергию" в части установления в строке 20 Приложения № 1.2 индивидуального тарифа для ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго", плательщиком которого указано ОАО "Череповецкий "Азот": для двухставочного тарифа - ставка на содержание электрических сетей (без НДС) в размере 4111,9 руб./МВА в месяц; ставка на оплату технологического расхода (потерь) (без НДС) в размере 126.54 руб./МВтч отпуска в сеть; для одноставочного тарифа ставка в размере 1268 руб./МВтч (без НДС) в период с 01.01.2011 по 30.06.2011 соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Методическим рекомендациям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Череповецкий "Азот" отказать.
Решение суда вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
С.А.КИРОВ

Судьи
А.В.ПАРФЕНЮК
А.Е.МАМОНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru