Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 октября 2012 г. по делу № А29-6022/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2012 года, полный текст решения изготовлен 22 октября 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная лесная компания" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о признании незаконным и отмене постановления № 47 о назначении административного наказания от 21.06.2012,
при участии:
от заявителю: Е.А. по доверенности от 07.06.2012
от ответчика: не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная лесная компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Кировской области (далее - административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления № 47 от 21.06.2012 о назначении административного наказания, которым на Общество наложен административный штраф в размере 7 500 рублей на основании части 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества на требованиях настаивал, поскольку административным органом были допущены существенные процессуальные нарушения требований статьи 25.1 и 28.2 КоАП РФ в части извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления. При рассмотрении дела об административном правонарушении ответчиком в качестве представителя Общества был допущен З.С., который действовал по недействительной доверенности № 171 на получение ТМЦ от 01.06.2012 и которая была выдана не директором Общества, а неуполномоченным лицом. Также заявитель считает, что должностным лицом административного органа в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не выяснен вопрос наличия вины в действиях (бездействии) Общества в отношении вменяемого правонарушения.
Департамент лесного хозяйства Кировской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечил. Как следует из отзыва на заявление (л.д. 23 - 24) ответчик с требованиями не согласен и считает, что при производстве по делу об административном правонарушении не было допущено процессуальных нарушений, поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении лесничий проверил форму и реквизиты доверенности на З.С., учел наличие на ней печати юридического лица и подписи лица, выдавшего доверенность (главного бухгалтера). Таким образом, должностное лицо приняло все зависящие от него меры для всестороннего рассмотрения дела, а учитывая, что лесничий не имеет юридического образования, то он не мог полностью дать обоснование юридической силы спорной доверенности в соответствии с законом. В данном случае, ответчик считает, что юридическое лицо само обязано следить за достоверностью представляемых документов и выдавая недостоверную доверенность на З.С. Общество в нарушение части 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ злоупотребило правом.
Поскольку ответчик в суд не явился, то дело рассмотрено на основании части 2 статьи 210 АПК РФ в его отсутствие, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив материалы дела и заслушав представителя Общества, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, по факту выявленного нарушения Обществом условий договора аренды лесного участка № 30 от 01.12.2008 в части невыполнения им работ в период с мая по июнь 2012 года, связанных с восстановлением леса в тех объемах, что установлены договором аренды и проектом освоения лесов, в отношении заявителя 15 июня 2012 года лесничим Паломницкого участкового лесничества, Опаринского лесничества КОГКУ "Кировлесцентр" С.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ (л.д. 43 - 44).
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и иные материал дела, старший государственный лесной инспектор - начальник лесного отдела Опаринского лесничества департамента лесного хозяйства Кировской области Ч.С. вынес постановление № 47 от 21 июня 2012 года о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложив административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей (л.д. 45 - 46).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Часть 6 и 7 статьи 210 АПК РФ предусматривают, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
При этом в силу статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Изучив материалы дела и проверив в полном объеме обстоятельства вынесения оспариваемого постановления, суд считает требования Общества подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Часть 2 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривают, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Законными представителями юридического лица в соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Из материалов дела судом установлено, что 15 июня 2012 года протокол об административном правонарушении № 8-3, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, составлен в присутствии представителя Общества - З.С., действующего на основании доверенности № 00000171 от 01.06.2012 (л.д. 56).
Каких-либо документов, подтверждающих извещение Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, ответчиком не представлено.
Как указано в данном протоколе, З.С. от объяснений и ознакомления с содержанием протокола отказался, но копию протокола получил, а также расписался в том, что о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в 14 час. 00 мин. 21.06.2012 по адресу: п. Опарино, ул. Горкого, д. 43, уведомлен.
Копия протокола № 8-3 от 15.06.2012 об административном правонарушении заявителю не направлялась, иным образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество не извещалось.
Исходя из представленной в материалы дела копии доверенности № 00000171 от 01.06.2012 З.С. было предоставлено право на получение от УФК по Кировской области (Департамент лесного хозяйства Кировской области) материальных ценностей, наименования которых: "участие в производстве по делу об административном правонарушении с правом подписи".
При этом в данной доверенности право З.С. участвовать в конкретном деле об административном правонарушении не оговорено.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Более того, указанная доверенность подписана не руководителем Общества, а главным бухгалтером М.З., доказательства полномочий которой действовать от имени юридического лица, ответчиком не представлены.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что протокол об административном правонарушении № 8-3 от 15.06.2012 составлен в отсутствие законного представителя Общества, не уведомленного надлежащим образом о времени и месте его составления.
Постановление № 47 от 21.06.2012 о назначении административного наказания вынесено в отсутствии представителя заявителя, при этом исходя из текста постановления следует, что при его вынесении старшим государственным лесным инспектором Ч.С. рассматривалась доверенность на З.С. № 171 от 01.06.2012 и ответчик знал, что генеральным директором ООО "Северо-Западная лесная компания" является А.С.
В судебном заседании представитель заявителя факт извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, отрицал.
Административный орган доказательств, опровергающих данный довод заявителя, не представил.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления ответчиком допущено существенное нарушение процессуальных требований, установленных частью 4.1 статьи 28.2, частью 2 статьи 25.1 и статьей 29.7 КоАП РФ.
Указанные выше процессуальные нарушения носят существенный характер, поскольку не обеспечивают лицу, привлекаемому к административной ответственности возможности реализовать гарантии защиты, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что порядок принятия оспариваемого решения не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
С учетом вышеизложенного, требования Общества подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о злоупотреблении Обществом правом суд считает несостоятельными, поскольку наличие или отсутствие юридического образования не является основанием для нарушения порядка привлечения юридического лица к административной ответственности. Тем более, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа в силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ обязано было выяснить извещены ли участники производства по делу в установленном порядке и причину неявки Общества на рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Северо-Западная лесная компания" требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление старшего государственного лесного инспектора - начальника лесного отдела Опаринского лесничества Департамента лесного хозяйства Кировской области о назначении административного наказания № 47 от 21.06.2012 (п. Опарино).
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня его изготовления в полном объеме.

Судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru