Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2012 г. № 78/761-5

О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СПОРОВ
В ХОДЕ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПЯТОГО СОЗЫВА

Заслушав информацию о судебной практике рассмотрения избирательных споров в ходе выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва, избирательная комиссия Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению Информацию о судебной практике рассмотрения избирательных споров в ходе выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва (прилагается).
2. Обязать избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии изучить и рассмотреть на своих заседаниях судебную практику рассмотрения избирательных споров в ходе выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва, приняв меры по устранению в работе избирательных комиссий всех уровней недостатков, которые были установлены судом в ходе рассмотрения заявлений о нарушениях избирательных прав граждан Российской Федерации.
3. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник избирательной комиссии Краснодарского края" и разместить на официальном интернет-сайте избирательной комиссии Краснодарского края.
4. Направить постановление в избирательные комиссии муниципальных образований и в территориальные избирательные комиссии.
5. Возложить контроль за выполнением пунктов 3 и 4 данного постановления на секретаря избирательной комиссии Краснодарского края С.С. Кучеренко.

Председатель
избирательной комиссии
Краснодарского края
Ю.А.БУРЛАЧКО

Секретарь
избирательной комиссии
Краснодарского края
С.С.КУЧЕРЕНКО





Приложение
к постановлению
избирательной комиссии
Краснодарского края
от 13 ноября 2012 г. № 78/761-5

ИНФОРМАЦИЯ
О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СПОРОВ
В ХОДЕ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПЯТОГО СОЗЫВА <1>

--------------------------------
<1> Далее - Информация.

Выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва, состоявшиеся 14 октября 2012 года, проходили по смешанной избирательной системе. В соответствии с изменениями, внесенными в Устав Краснодарского края, в региональный парламент избирались 100 депутатов: 50 по краевым спискам, выдвинутым избирательными объединениями, и 50 - по мажоритарным одномандатным избирательным округам.
В ходе данной избирательной кампании Краснодарским краевым судом в качестве суда первой инстанции рассмотрено 17 дел, из них:
- 1 дело (5,8% от общего числа рассмотренных дел) касалось отмены решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидату, оставлено без удовлетворения;
- 6 заявлений (35,2%) содержали требование отмены решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата, из них: 2 оставлены без удовлетворения, по 1 производство прекращено, в 3 случаях краевой суд отменил решения окружных комиссий о регистрации кандидата. В двух случаях кандидаты, решения о регистрации которых были отменены, обжаловали решения краевого суда в апелляционном порядке в Верховный Суд РФ, решения краевого суда оставлены в силе;
- 5 дел (29,4%) касались отмены регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам, из них: 2 заявления окружных избирательных комиссий удовлетворены; по заявлениям кандидатов в 2 случаях суд удовлетворил требования и по 1 обращению - отказал в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидатов. Два кандидата, регистрация которых была отменена, обжаловали решения краевого суда в апелляционном порядке в Верховный Суд РФ, жалобы оставлены без удовлетворения;
- 3 заявления (17,6%) касались отмены регистрации кандидатов, включенных в зарегистрированные краевые списки кандидатов, из них: 2 заявления избирательного объединения оставлены без удовлетворения; по заявлению избирательной комиссии Краснодарского края регистрация кандидата отменена;
- заявление кандидата (5,8%) об отмене постановления избирательной комиссии Краснодарского края об исключении его из зарегистрированного краевого списка кандидатов удовлетворено;
- по заявлению избирателя (5,8%) о признании незаконным бездействия избирательной комиссии Краснодарского края производство по делу прекращено (приложение № 1 к Информации - не приводится).
Кроме этого, Армавирским городским судом было рассмотрено и удовлетворено заявление об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Армавирская о формировании участковой избирательной комиссии. Решение городского суда было обжаловано в Краснодарский краевой суд, жалоба оставлена без удовлетворения.
Заявлений об обжаловании результатов выборов (итогов голосования) на текущий момент в суды не поступало.
Общее количество избирательных споров, по которым суд первой инстанции удовлетворил требования заявителей, составило 10 (или 55,5% от общего количества рассмотренных дел) (приложение № 2 к Информации - не приводится). В апелляционном порядке было обжаловано 6 решений суда первой инстанции, правомерность которых подтверждена во всех 6 случаях:
в 4 случаях по апелляционным жалобам кандидатов, регистрация которых была отменена, определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации решения Краснодарского краевого суда оставлены в силе;
в 1 случае частная жалоба на определение краевого суда о прекращении производства по делу оставлена без удовлетворения;
в 1 случае определением коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда подтверждена правомерность решения Армавирского городского суда.
Таким образом, анализ судебной практики свидетельствует об изменении содержания требований заявлений о защите избирательных прав, направляемых в суд. Если в ходе предыдущих избирательных кампаний разного уровня большая часть заявлений, поступающих в суд первой инстанции, традиционно была связана с обжалованием решений избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидатам (то есть направлена на приобретение статуса зарегистрированного кандидата), то в ходе выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва большая часть заявлений (14 из 17) связана или с отменой решений окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов, или же с отменой регистрации кандидатов - как баллотирующихся по одномандатным округам, так и включенных в зарегистрированные краевые списки кандидатов (то есть направлена на лишение приобретенного статуса зарегистрированного кандидата). Анализ причин появления указанной тенденции приведен ниже.

Решение по делу об отказе в регистрации кандидату

Единственным случаем обжалования отказа в регистрации стало дело по заявлению кандидата С.М. Миронова об отмене решения окружной избирательной комиссии Азовского одномандатного избирательного округа № 32 от 5 сентября 2012 г. № 9/22 "Об отказе Миронову Сергею Михайловичу в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва по Азовскому одномандатному избирательному округу № 32".
Данное дело отличается тем, что заявление С.М. Миронова поступило в Краснодарский краевой суд лишь 21 сентября 2012 г., однако суд счел, что в связи с первоначальным обращением С.М. Миронова с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края 14 сентября 2012 г. и получением заявителем определения Приморско-Ахтарского районного суда о неподсудности данного спора районному суду 19 сентября 2012 г., волеизъявление С.М. Миронова о защите своих прав было выражено до истечения 10-дневного срока, то есть в установленный законом срок, поэтому восстанавливать процессуальный срок для подачи заявления нет необходимости, так как период нахождения материалов в судебных инстанциях не может быть включен в процессуальный срок подачи заявления.
Рассмотрев дело по существу, суд отказал кандидату в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. Заявление С.М. Миронова об отмене оспариваемого решения ОИК было основано на том, что он не участвовал в проверке подписных листов, представленных им в поддержку своего выдвижения кандидатом в депутаты ЗСК, проверка подписных листов, по его мнению, была осуществлена с нарушением требований действующего избирательного законодательства, выводы комиссии, отраженные в итоговом протоколе проверки подписных листов и в выбраковочной ведомости, неверны и не основаны на требованиях закона.
Оценив доводы сторон, суд установил, что кандидат С.М. Миронов был надлежащим образом уведомлен о дате и времени проведения проверки его подписных листов посредством sms-сообщения на его сотовый телефон, однако для участия в проверке не явился. В состав рабочей группы по проверке подписных листов, сформированной окружной избирательной комиссией Азовского одномандатного избирательного округа № 32, был включен эксперт-криминалист отдела Экспертно-криминалистического центра по Тимашевскому, Приморско-Ахтарскому и Брюховецкому районам ГУВД Краснодарского края. В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Суд пришел к выводу о том, что мнение специалиста эксперта-криминалиста и всей рабочей группы о нарушениях, допущенных в подписных листах, а именно о том, что дата внесения подписи выполнена не избирателем, а другим лицом, не опровергнуто, доказательств, опровергающих эти выводы, в суд не представлено, равно как не опровергнуты и выводы комиссии о том, что в подписных листах содержатся неверные паспортные данные сборщика подписей; указан неверный адрес места жительства избирателя; неверно указаны данные избирателя.
Таким образом, суд счел обоснованным вывод окружной избирательной комиссии о признании недействительными и недостоверными 81 подписи избирателей, что составило 17,72% от числа подписей, подлежавших проверке, а оспариваемое решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидату С.М. Миронову - законным и не подлежащим отмене.

Дела об отмене решений окружных избирательных комиссий
о регистрации кандидатов

В период выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва Краснодарским краевым судом было рассмотрено 6 дел об обжаловании решений окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов.
По 1 делу определением Краснодарского краевого суда производство по делу прекращено на основании отзыва заявителем своего обращения в связи с подачей кандидатом, регистрация которого обжаловалась, заявления о снятии своей кандидатуры и отменой регистрации данного кандидата.
В 2 случаях Краснодарский краевой суд требования об отмене решений окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов оставил без удовлетворения, тем самым подтвердив законность принятых избирательными комиссиями решений.
В 3 случаях по заявлениям кандидатов, зарегистрированных по тем же избирательным округам, что и их политические оппоненты, краевой суд удовлетворил заявленные требования об отмене решений окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов, из них:
- 1 дело в связи с нарушением кандидатом формы подписного листа;
- 2 обращения основаны на непредоставлении кандидатами всех необходимых для регистрации документов.
Во всех трех случаях отмены в судебном порядке решений окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов следует отметить более жесткую по сравнению с избирательными комиссиями оценку судом избирательных документов, послуживших основанием принятия обжалуемых решений.
Так, по заявлению кандидата Н.Ю. Кузьминой Краснодарским краевым судом отменено решение окружной избирательной комиссии Динского одномандатного избирательного округа № 29 от 29 августа 2012 г. № 4/11 "О регистрации Гущи Вячеслава Владимировича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва по Динскому одномандатному избирательному округу № 29". Вывод суда основан на нарушении кандидатом В.В. Гущей формы подписного листа, что нашло выражение в неуказании в подписных листах кандидата информации о том, что полномочия депутата Совета муниципального образования Динской район осуществляются им на непостоянной основе, а также в указании излишней информации о том, что депутатом Совета муниципального образования Динской район он является по Новотитаровскому северо-западному трехмандатному избирательному округу № 8. Правомерность выводов Краснодарского краевого суда нашла подтверждение в определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 октября 2012 г., вынесенном по апелляционной жалобе кандидата В.В. Гущи.
По заявлениям кандидата А.А. Рзаева отменены два решения окружной избирательной комиссии Олимпийского одномандатного избирательного округа № 50: от 6 сентября 2012 г. № 6/20 "О регистрации Калиновской Натальи Николаевны кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва по Олимпийскому одномандатному избирательному округу № 50" и от 6 сентября 2012 г. № 6/22 "О регистрации Торчинова Руслана Хаджимуратовича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва по Олимпийскому одномандатному избирательному округу № 50". Основанием удовлетворения Краснодарским краевым судом заявлений кандидата А.А. Рзаева послужила оценка содержания документов, представленных кандидатами Н.Н. Калиновской и Р.Х. Торчиновым в составе их первого финансового отчета. Так, в деле об отмене решения о регистрации кандидата Н.Н. Калиновской суд пришел к выводу, что представленные кандидатом Сведения о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата и Сведения о расходовании денежных средств, находящихся на специальном счете избирательного фонда кандидата, не заменяют собой такого обязательного для регистрации документа, как Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, что свидетельствует о непредоставлении в полном объеме первого финансового отчета кандидата и влечет отказ в регистрации. В деле об отмене решения о регистрации кандидата Р.Х. Торчинова суд также пришел к выводу об отсутствии в полном объеме первого финансового отчета кандидата, указав на неправомерность замены кандидатом Сведений о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата на Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Правомерность выводов краевого суда по делу об отмене решения о регистрации Н.Н. Калиновской подтверждена Верховным Судом Российской Федерации. Кандидат Р.Х. Торчинов решение краевого суда не обжаловал.

Решения по делам об отмене регистрации кандидатов

Краснодарским краевым судом рассмотрено 5 дел, касающихся отмены регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам. Основаниями для подачи таких заявлений явились нарушения, допущенные кандидатами в ходе избирательной кампании, или вновь открывшиеся обстоятельства, которые не были известны окружным избирательным комиссиям на момент принятия решения о регистрации кандидата. Выделяются следующие основания заявленных требований:
- 1 заявление основано на нарушении, связанном с принадлежностью кандидата, выдвинутого избирательным объединением, к членам иной политической партии, удовлетворено;
- 1 заявление окружной избирательной комиссии связано с получением информации о привлечении кандидата к уголовной ответственности за совершение тяжкого преступления, удовлетворено;
- 1 заявление связано с несоблюдением кандидатом запрета агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, удовлетворено; апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения;
- 1 заявление связано с несоблюдением кандидатом запрета агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающей национальное достоинство, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, удовлетворено;
- 1 заявление основано на использовании кандидатом денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда в размере, превышающем 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, оставлено без удовлетворения в связи с пропуском срока для принятия судом решения об отмене регистрации кандидата.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт а части 7 статьи 76, а не пункт 6 части 7 статьи 76.



В соответствии с пунктом 6 части 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктами "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Как вновь открывшееся было оценено судом с принятием решения об отмене регистрации кандидата В.И. Захарова, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае", обстоятельство, связанное с его членством во Всероссийской политической партии "Единая Россия". На основании того, что пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях" установлен запрет на выдвижение политической партией кандидатами граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий, суд пришел к выводу о нарушении порядка выдвижения кандидата В.И. Захарова избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Краснодарском крае" и отменил его регистрацию кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва по Западному одномандатному избирательному округу № 1.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "а" пункта 3.2 статьи 4, а не подпункт "а" пункта 3.1 статьи 4.

Еще одним примером отмены регистрации кандидата на основании вновь открывшегося обстоятельства является решение, вынесенное Краснодарским краевым судом по заявлению окружной избирательной комиссии Кошевого одномандатного избирательного округа № 22 в отношении кандидата В.Ф. Литвиненко, решение о регистрации которого было принято окружной избирательной комиссией 7 сентября 2012 г. Суд счел обоснованным заявление комиссии, поданное в связи с получением 27 сентября 2012 г. из Информационного центра Гласного управления МВД РФ по Краснодарскому краю информации о том, что 12 июля 2005 г. В.Ф. Литвиненко был осужден Каневским районным судом Краснодарского края по ст. 196 УК РФ к лишению свободы. Указав, что преступление, предусмотренное ст. 196 УК РФ, относится к категории тяжких, на основании подпункта "а" пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд пришел к выводу об отсутствии у кандидата В.Ф. Литвиненко пассивного избирательного права, отменив его регистрацию.
Два дела, рассмотренные Краснодарским краевым судом по заявлениям об отмене регистрации кандидатов, были связаны с нарушениями порядка агитационной деятельности. Так, по заявлению кандидата С.Я. Юхвица была отменена регистрация кандидата А.А. Батуринца, зарегистрированного по Ейскому одномандатному избирательному округу № 24, в связи с незаконным использованием им в своих печатных агитационных материалах логотипов (товарных знаков) операторов сотовой связи: "МТС", "Билайн", "Мегафон" и "TELE2". При принятии решения суд учитывал положения пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", установившего, что при применении пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о запрете агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, судам следует учитывать, что с 1 января 2008 г. отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных частью четвертой Гражданского кодекса (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Указав, что доказательств, подтверждающих право использования А.А. Батуринцом товарных знаков "МТС", "Билайн", "Мегафон" и "TELE2", средств индивидуализации кандидатом суду не представлено, суд отменил регистрацию А.А. Батуринца. Правомерность выводов Краснодарского краевого суда нашла подтверждение в определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2012 г., вынесенном по апелляционной жалобе кандидата А.А. Батуринца.
По заявлению окружной избирательной комиссии Ейского одномандатного избирательного округа № 24 Краснодарским краевым судом была отменена регистрация кандидата В.В. Горяинова. Основанием для принятия указанного решения послужили агитационные материалы кандидата В.В. Горяинова - четырехполосная листовка формата А4, на первой странице которой размещен лозунг "Горяинову верят!", а на последней странице - текст в виде образца заполнения избирательного бюллетеня, в котором под номером 1 указаны фамилия, имя, отчество Горяинова Василия Васильевича, затем ниже - фамилии Магомедова Магомеда Магомедовича, Кадырова Кадыра Кадыровича, Ибрагимова Ибрагима Ибрагимовича и Исмаилова Исмаила Исмаиловича. Напротив фамилии Горяинова размещен квадрат с отметкой при голосовании за этого кандидата, напротив других фамилий размещены квадраты, не содержащие отметок.
Судом было получено заключение декана факультета журналистики Кубанского государственного университета, доктора филологических наук, профессора Н.П. Кравченко от 25 сентября 2012 г. № 01-09/2446, в котором было отмечено, что анализируемый текст относится к провокационному дискурсу, так как в нем осознанно и намеренно используются манипулятивные технологии, в данном случае направленные на разжигание межнациональной розни, и способствует возбуждению национальной розни, пропаганде превосходства граждан по признаку их отношения национальной принадлежности.
На основании анализа всех материалов суд пришел к выводу о нарушении кандидатом В.В. Горяиновым ограничений, установленных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отменив его регистрацию кандидатом по Ейскому одномандатному избирательному округу № 24.
Правомерность выводов Краснодарского краевого суда нашла подтверждение в определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 октября 2012 г., вынесенном по апелляционной жалобе кандидата В.В. Горяинова.

Решения по делам об отмене регистрации кандидатов,
включенных в зарегистрированные краевые списки кандидатов

Краснодарским краевым судом рассмотрены 3 заявления об отмене регистрации кандидатов, включенных в зарегистрированные краевые списки кандидатов. Выделяются следующие основания заявленных требований:
- 2 заявления избирательного объединения об отмене регистрации кандидатов из зарегистрированного краевого списка кандидатов основаны на неверном указании места работы кандидатом, на нарушении порядка выдвижения кандидата избирательным объединением в связи с его принадлежностью к иной политической партии, оставлены без удовлетворения;
- заявление избирательной комиссии Краснодарского края основано на наличии у кандидата судимости за совершение тяжкого преступления, регистрация кандидата отменена.
Избирательным объединением "Краснодарское краевое отделение Политической партии "Коммунисты России" были поданы два заявления об отмене регистрации кандидатов, включенных в зарегистрированный краевой список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "Краснодарское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО": в отношении кандидата С.В. Газаряна - в связи с первоначальным указанием им в качестве своего рода занятий статуса "домохозяин", а затем изменением данной информации с представлением подтверждающего документа с указанием сведений о том, что он работает в институте экологии и горных территорий Кабардино-Балкарского научного центра РАН в должности старшего научного сотрудника; в отношении кандидата Л.В. Малявина - в связи с размещением на сайте Краснодарского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" информации о том, что на момент выдвижения в составе краевого списка кандидатов он являлся членом иной политической партии ("Парнас").
Суд, оценив представленные документы, пришел к выводу о необоснованности требований Краснодарского краевого отделения Политической партии "Коммунисты России", отказав в удовлетворении заявленных требований: в отношении кандидата С.В. Газаряна - на основании того, что неточности по указанию сведений о месте работы кандидата были устранены им своевременно и в полном объеме; в отношении кандидата Л.В. Малявина - на основании того, что информация о принадлежности данного кандидата на момент выдвижения в составе краевого списка кандидатов к иной политической партии не нашла своего подтверждения, кандидат прекратил членство в политической партии "Парнас" до момента его выдвижения в ходе выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва.
Краснодарским краевым судом было удовлетворено заявление избирательной комиссии Краснодарского края об отмене регистрации кандидата В.Ф. Литвиненко, включенного в зарегистрированный краевой список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "Краснодарское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", в связи с наличием у кандидата судимости по ст. 196 УК РФ (тяжкое преступление) и отсутствием пассивного избирательного права.
Краснодарский краевой суд удовлетворил заявление кандидата А.В. Борисенко об отмене постановления избирательной комиссии Краснодарского края от 28 сентября 2012 г. № 66/689-5 "Об исключении кандидатов А.В. Борисенко и В.В. Долженко из зарегистрированного краевого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Краснодарское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России" в части, касающейся А.В. Борисенко. Основанием для принятия решения суда послужила отмена Высшим Советом Партии ранее принятого Решения Высшего совета Политической партии "ЛДПР" от 26 сентября 2012 года № 314 в/с об исключении Борисенко А.В. из списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва.

Обжалование действий (бездействия) избирательных комиссий

В ходе выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва в Краснодарский краевой суд поступило заявление гражданина Российской Федерации В.А. Ржаного об обжаловании бездействия избирательной комиссии Краснодарского края и уклонении комиссии от принятия решения по отмене регистрации краевого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением "Краснодарское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия". Определением Краснодарского краевого суда производство по делу прекращено в связи с отсутствием у заявителя полномочий по оспариванию решений, действий (бездействия), не затрагивающих его избирательные права. Частная жалоба В.А. Ржаного на указанное определение оставлена без удовлетворения.
К этой же категории дел относится удовлетворенное Армавирским городским судом заявление председателя местного отделения Краснодарского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в городе Армавире об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Армавирская от 15 сентября 2012 г. № 60/224 "О формировании участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва" в части формирования участковой избирательной комиссии № 04-29. Основанием для принятия решения суда послужило отклонение территориальной избирательной комиссией Армавирская кандидатуры Л.С. Лобановой, предложенной в состав участковой избирательной комиссии от политической партии "ЯБЛОКО", на основании неверно озвученной информации об отсутствии у нее опыта работы в избирательных комиссиях.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 октября 2012 г. решение Армавирского городского суда в части возложения обязанности по формированию участковой избирательной комиссии № 04-29 на территориальную избирательную комиссию Армавирская отменено, указанная обязанность возложена на избирательную комиссию Краснодарского края. Во исполнение данного решения суда принято постановление избирательной комиссии Краснодарского края от 10 октября 2012 г. № 69/718-5 "О формировании участковой избирательной комиссии участка № 04-29".

Организационно-правовой отдел





Приложение № 3
к Информации
о судебной практике рассмотрения
избирательных споров в ходе выборов
депутатов Законодательного Собрания
Краснодарского края пятого созыва

АНАЛИЗ
ПРИЧИН ОТМЕНЫ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
О РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ КРАСНОДАРСКИМ КРАЕВЫМ СУДОМ

┌──┬─────────────┬───────────────────────┬────────────────┬─────────────────┐
│  │             │                       │Основания отмены│                 │
│  │ Отмененное  │                       │    решения     │                 │
│№ │   решение   │ Фактическая ситуация  │ избирательной  │     Выводы      │
│  │избирательной│                       │    комиссии    │                 │
│  │  комиссии   │                       │   в судебном   │                 │
│  │             │                       │    порядке     │                 │
├──┴─────────────┴───────────────────────┴────────────────┴─────────────────┤
│          ОИК Динского одномандатного избирательного округа № 29           │
├──┬─────────────┬───────────────────────┬────────────────┬─────────────────┤
│1.│Решение      │Кандидат не указал в   │Кандидатом      │Избирательная    │
│  │окружной     │подписных листах       │нарушена форма  │комиссия не учла │
│  │избирательной│информацию о том, что  │подписного листа│требования к     │
│  │комиссии "О  │полномочия депутата    │                │соблюдению формы
│  │регистрации  │Совета муниципального  │                │подписного листа,│
│  │Гущи В.В.    │образования Динской    │                │установленные    │
│  │кандидатом в │район осуществляются им│                │приложением 5 к  │
│  │депутаты..." │на непостоянной основе,│                │Федеральному     │
│  │отменено     │а также указал излишнюю│                │закону "Об       │
│  │Краснодарским│информацию о том, что  │                │основных         │
│  │краевым судом│депутатом Совета       │                │гарантиях        │
│  │по заявлению │муниципального         │                │избирательных    │
│  │кандидата.   │образования Динской    │                │прав и права на  │
│  │             │район он является по   │                │участие в        │
│  │             │Новотитаровскому       │                │референдуме      │
│  │             │северо-западному       │                │граждан          │
│  │             │трехмандатному         │                │Российской       │
│  │             │избирательному округу  │                │Федерации".      │
│  │             │№ 8.                   │                │                 │
├──┴─────────────┴───────────────────────┴────────────────┴─────────────────┤
│        ОИК Олимпийского одномандатного избирательного округа № 50         │
├──┬─────────────┬───────────────────────┬────────────────┬─────────────────┤
│2.│Два решения  │Кандидаты не           │Непредоставление│Избирательная    │
│  │окружной     │представили для        │кандидатом Учета│комиссия неверно │
│  │избирательной│регистрации в          │поступления и   │оценила          │
│  │комиссии "О  │установленный законом  │расходования    │представленные   │
│  │регистрации  │срок в составе первого │денежных средств│кандидатами в    │
│  │кандидатов в │финансового отчета Учет│избирательного  │составе первого  │
│  │депутаты..." │поступления и          │фонда кандидата.│финансового      │
│  │были отменены│расходования денежных  │                │отчета документы.│
│  │Краснодарским│средств избирательного │                │                 │
│  │краевым судом│фонда кандидата.       │                │                 │
│  │по заявлениям│                       │                │                 │
│  │кандидата.   │                       │                │                 │
└──┴─────────────┴───────────────────────┴────────────────┴─────────────────┘





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru