Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 23 октября 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 октября 2012 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя, начальника отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Г.И. Жданова,
членов Комиссии:
государственного инспектора отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы И.А. Ивановой,
специалиста-эксперта отдела естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Л.О. Ягодиной,
в присутствии:
от ответчика - <...>,
от ООО "А" - <...>,
от ООО "Л" - <...>,
рассмотрев дело № 110 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием "К" (<...>) (далее - МУП "К" г. Лебедяни) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Липецкого УФАС России 3 сентября 2012 года обратилось ООО "А" с заявлением к МУП "К" города Лебедяни (далее - МУП "К" г. Лебедяни) о проведении проверки обоснованности отказа МУП "К" г. Лебедяни от сотрудничества с ООО "А".
Как следует из заявления, 01.07.2012 между ООО "А" и МУП "К" г. Лебедяни был заключен договор № 77 по выполнению работ по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на полигоне ТБО. В соответствии с указанным договором ООО "А" сдавало на полигон отходы от жилого фонда г. Лебедяни и Лебедянского района. Однако 07.08.2012 МУП "К" г. Лебедяни направило в адрес ООО "А" уведомление о расторжении договора № 77 от 01.07.2012 без объяснения причины. Одновременно с этим МУП "К" г. Лебедяни направило проект договора на вывоз и утилизацию ТБО от жилого фонда в ООО "Л", с которой у ООО "А" заключен договор на вывоз ТБО.
В целях всестороннего рассмотрения поступившего заявления в адрес МУП "К" г. Лебедяни, ООО "Л" и администрацию Лебедянского района были направлены запросы информации.
Из полученных ответов следует, что 01.07.2012 между ООО "А" и МУП "К" г. Лебедяни был заключен договор № 77 по выполнению работ по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на полигоне ТБО.
Заключение данного договора было вызвано тем, что 27.06.2012 ООО "Л" был заключен договор № 246-т на вывоз ТБО от многоквартирных домов с ООО "А".
Как следует из представленных документов, 03.08.2012 ООО "Л" исходящим письмом № 810 от 02.08.2012 обратилось в адрес МУП "К" г. Лебедяни с просьбой выслать проект договора на вывоз ТБО и вывоз крупногабаритных отходов и утилизацию, лицензию на право вывоза ТБО и расчет тарифов на эти услуги.
07.08.2012 письмом за исх. № 794 МУП "К" г. Лебедяни направило уведомление о расторжении договора № 77 от 01.07.2012 в адрес ООО "А", согласно которому в соответствии с п. 8.2 вышеуказанного договора МУП "К" г. Лебедяни уведомило о расторжении договора по причине невозможности исполнения взятых на себя обязательств. Указав при этом, что договор будет считаться расторгнутым по истечении 30 дней с даты получения ООО "А" уведомления о расторжении договора. Указанное уведомление было получено ООО "А" 10.08.2012.
08.08.2012 МУП "К" г. Лебедяни на письмо ООО "Л" за исх. № 810 от 02.08.2012 сообщило, что проект договора был направлен 05.05.2012.
17.08.2012 ООО "Л" письмом за исх. № 831 поставило в известность ООО "А" о своем намерении с 21.09.2012 досрочно расторгнуть договор на оказание услуг по вывозу ТБО № 246-т от 27.06.2012.
13.08.2012 проект договора по выполнению работ по вывозу ТБО и утилизации (захоронению) ТБО на полигоне ТБО был направлен МУП "К" г. Лебедяни в адрес ООО "Л".
06.09.2012 МУП "К" г. Лебедяни письмом за исх. № 891 просит ООО "Л" возвратить один экземпляр договора на вывоз и утилизацию ТБО, направленный 09.08.2012. Кроме того, в данном письме МУП "К" г. Лебедяни просит сообщить, с какого числа договорные отношения между ООО "Л" и ООО "А" будут расторгнуты, так как от даты расторжения вышеуказанного договора зависит дата прекращения приема ТБО на полигон ТБО.
07.09.2012 в адрес МУП "К" г. Лебедяни от ООО "Л" поступил подписанный договор на выполнение работ по вывозу ТБО и утилизации ТБО на полигоне ТБО от 13.08.2012 № 98 с протоколом разногласий.
10.09.2012 МУП "К" г. Лебедяни направило в адрес ООО "А" письмо о продлении срока действия договора № 77 от 01.07.2012 до 21.09.2012 в связи с расторжением договора с ООО "Л" также с 21.09.2012.
Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, антимонопольный орган считает, что в действиях МУП "К" г. Лебедяни имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в силу следующего.
Согласно приказу Липецкого УФАС России от 28.09.2012 № 218 МУП "К" г. Лебедяни состоит в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более, чем 35 процентов, а именно на товарном рынке "удаление и обработка твердых отходов" в географических границах г. Лебедяни Липецкой области с долей более 50%.
Следовательно, МУП "К" г. Лебедяни занимает согласно статье 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение на рынке удаления и обработки твердых отходов в географических границах г. Лебедяни.
Согласно части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В соответствии со статьей 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.06.2002 № 115-О, обязательность заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.
Таким образом, пункт 2 статьи 782 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его статей 426 и 445 не может рассматриваться как допускающий односторонний отказ от исполнения своих обязательств по договору об оказании услуг при наличии у него возможности предоставить соответствующие услуги.
Нормами ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг не предусмотрены основания и порядок расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке, в случае неисполнения заказчиком условия по оплате указанных услуг.
Досрочное расторжение договора оказания услуг возможно на основании и в порядке, предусмотренном статьями 450, 451, 452 ГК РФ.
Однако антимонопольному органу не представлены доказательства досрочного расторжения договора в соответствии с указанными статьями.
Антимонопольным органом установлено и подтверждается материалами дела, что МУП "К" является коммерческой организацией, а договор № 77 от 01.07.2012 по выполнению работ по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на полигоне ТБО, заключенный МУП "К" г. Лебедяни с ООО "А" в силу статьи 426 ГК РФ является публичным.
Тот факт, что МУП "К" г. Лебедяни направило в адрес ООО "А" уведомление о расторжении договора № 77 от 01.07.2012 и одновременно заключило аналогичный договор с ООО "Л", напрямую свидетельствует о наличии технической возможности оказания работ по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на полигоне ТБО.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду 15 октября 2012 года.

Из пояснений представителя МУП "К" г. Лебедяни, представленных в рамках рассмотрения антимонопольного дела № 110 23.10.2012, следует, что 20.09.2012 между МУП "К" г. Лебедяни и ООО "А" было заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому стороны пришли к соглашению о продлении срока действия договора № 77 от 01.07.2012 с 01 июля 2012 года по 15 октября 2102 года включительно.
Данное обстоятельство, по мнению Комиссии Липецкого УФАС России, свидетельствует о добровольном устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства и его последствий МУП "К" г. Лебедяни.
Однако, несмотря на данное обстоятельство, направление МУП "К" г. Лебедяни в адрес ООО "А" уведомления о расторжении публичного договора № 77 от 01.07.2012 в одностороннем порядке в нарушение норм действующего законодательства могло привести к ущемлению интересов ООО "А", поскольку могло лишить его возможности осуществления коммерческой деятельности по оказанию услуг по вывозу ТБО в границах Лебедянского района, что имеет признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать муниципальное унитарное предприятие "К" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ущемлении интересов ООО "А" путем прекращения в одностороннем порядке исполнения заключенного с ним договора по выполнению работ по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на полигоне ТБО № 77 от 01.07.2012.
2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением муниципальным унитарным предприятием "К" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. Не выдавать муниципальному унитарному предприятию "К" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением такого нарушения и его последствий.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
Г.И.ЖДАНОВ

Члены Комиссии
И.А.ИВАНОВА
Л.О.ЯГОДИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru