Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2011 г. по делу № 3-81/2011

Свердловский областной суд в составе:
судьи Дмитриева В.А.,
с участием прокурора Курилович И.А.,
при секретаре У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Свердловской области о признании частично противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области",

установил:

16 ноября 2004 года Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области был принят Закон Свердловской области № 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" (далее Закон Свердловской области), который 23 ноября 2004 года был одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, 25 ноября 2004 года подписан Губернатором Свердловской области, опубликован в официальном средстве массовой информации: "Областной газете" № 322-324 от 27 ноября 2004 года и в "Собрании законодательства Свердловской области" № 11 от 18 января 2005 года. Областными законами от 16 мая 2005 года № 45-ОЗ, 29 октября 2007 года № 125-ОЗ, 17 октября 2008 года № 95-ОЗ, 26 декабря 2008 года № 138-ОЗ, 16 июля 2009 года № 69-ОЗ, 09 октября 2009 года № 81-ОЗ, 25 июня 2010 года № 46-ОЗ в указанный Закон Свердловской области были внесены изменения.
Пунктом 2 статьи 2 названного Закона Свердловской области установлены меры социальной поддержки для имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами реабилитированных лиц, подвергшихся в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод (включая реабилитированных лиц, которые, будучи детьми, находились вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении), имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами реабилитированных лиц, необоснованно помещавшихся по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение, а также имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами реабилитированных лиц, которые, будучи детьми, остались в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 2 указанного Закона Свердловской области, а не пункт 2 статьи 3.

Пунктом 2 статьи 3 указанного Закона Свердловской области предусмотрено, что для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами, настоящим Законом Свердловской области устанавливаются меры социальной поддержки, предусмотренные в подпунктах 1 - 3, 6, 7 и 9 - 11 части первой пункта 2 настоящей статьи.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 2 указанного Закона Свердловской области для имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами реабилитированных лиц, подвергшихся в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод (включая реабилитированных лиц, которые, будучи детьми, находились вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении), имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами реабилитированных лиц, необоснованно помещавшихся по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение, а также имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами реабилитированных лиц, которые, будучи детьми, остались в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, в качестве меры социальной поддержки предусмотрено бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных и муниципальных организациях здравоохранения по месту жительства.
Прокурор Свердловской области (далее прокурор) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2 и 3 статьи 2 Закона Свердловской области в части слов "имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами" и подпункта 4 пункта 2 статьи 2 данного Закона в части слов "по месту жительства".
В обоснование указал, что согласно статье 16 Закона Российской Федерации 18 октября 1991 года № 1761-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
При этом мерами социальной поддержки должны обеспечиваться все реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, вне зависимости от наличия у них иного, дополнительного социального статуса (инвалид, пенсионер и т.п.).
Между тем, положения пунктов 2 и 3 статьи 2 Закона Свердловской области, закрепляющие конкретные меры социальной поддержки, распространяются только на реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами. Тем самым, законодатель Свердловской области вышел за пределы своей компетенции, установив в пунктах 2 и 3 статьи 2 Закона Свердловской области иной круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, отличный от круга субъектов права, закрепленного Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". В результате этого реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, не являющиеся инвалидами или пенсионерами, проживающие на территории Свердловской области, неправомерно лишены права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Свердловской области.
Кроме того, установление в подпункте 4 пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области положения о предоставлении реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, бесплатной медико-социальной помощи в виде изготовления и ремонта зубных протезов (за исключением расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных и муниципальных организациях здравоохранения по месту жительства противоречит абзацу 2 статьи 17 и абзацу 1 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения, закрепляющих право граждан Российской Федерации на получение медико-социальной помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения вне зависимости от места своего жительства.
Представители Законодательного Собрания Свердловской области и Губернатора Свердловской области возражали против заявленных требований, пояснив, что оспариваемые прокурором положения Закона Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" не противоречат федеральному законодательству, в том числе статье 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции, действующей с 01 января 2005 года, и устанавливающей, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Оспариваемый прокурором Закон Свердловской области регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки всем проживающим на территории Свердловской области реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, независимо от наличия у них инвалидности либо статуса пенсионера. Наибольший объем мер социальной поддержки предусмотрен для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, которые являются пенсионерами либо инвалидами. При этом условия предоставления мер социальной поддержки, установленные Законом Свердловской области, аналогичны условиям, предусмотренным в прежней редакции статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Тем самым, законодателем Свердловской области сохранен уровень мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставлявшийся федеральным законодательством названным категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, что соответствует преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, устанавливающим требования к законам субъектов Российской Федерации, регулирующим реализацию льгот и выплат отдельным категориям граждан, которым указанные льготы ранее предоставлялись в соответствии с федеральным законодательством.
Закрепление в подпункте 4 пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области порядка предоставления меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (за исключением расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных и муниципальных организациях здравоохранения по месту жительства, осуществлено в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и не выходит за пределы полномочий Свердловской области, определенных федеральным законодательством.

Заслушав прокурора, представителя Законодательного Собрания Свердловской области, представителя Губернатора Свердловской области, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора Свердловской области подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
По смыслу данной правовой нормы в соответствии с законами субъектов Российской Федерации мерами социальной поддержки должны обеспечиваться все реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Подобная правовая позиция вытекает из преамбулы названного выше федерального закона и отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 462-О от 01 декабря 2005 года "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которой целью Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Право лица на получение установленных законом субъекта Российской Федерации мер социальной поддержки обусловлено именно применением к нему политических репрессий. Следовательно, лица, подвергшиеся таким репрессиям, в равной мере вправе рассчитывать на получение от государства соответствующих компенсаций независимо от их возраста или состояния здоровья.
Между тем, оспариваемые прокурором нормы Закона Свердловской области распространяют меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 статьи 2 названного Закона Свердловской области, только на реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и являющихся инвалидами или пенсионерами, но последнее обстоятельство сужает установленный Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки. Отмеченные обстоятельства указывают на то, что применительно к рассматриваемому вопросу, законодатель Свердловской области вышел за пределы предоставленных полномочий.
Доводы представителей Законодательного Собрании Свердловской области и Губернатора Свердловской области о сохранении оспариваемым Законом Свердловской области ранее установленного федеральным законодательством уровня мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных потерпевшими от политических репрессий, нельзя признать обоснованными и имеющими правовое значения для разрешения данного дела, поскольку редакция Закона Свердловской области, как отмечено выше, сужает круг лиц, имеющих право на обеспечение мерами социальной поддержки, предусматривая, что мерами социальной поддержки вправе пользоваться только те из них, которые являются инвалидами или пенсионерами.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Свердловской области № 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлением социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам" принят 29.10.2007, а не 09.10.2007.

Суд находит несостоятельным утверждение представителя Законодательного Собрания Свердловской области о том, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, не являющиеся инвалидами и пенсионерами, не ущемлены в части предоставляемых им мер социальной поддержки и Законом Свердловской области от 09 октября 2007 года № 126-ОЗ "Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлением социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам" им предусмотрена выплата социальных пособий.
Вышеуказанный Закон Свердловской области и оспариваемый прокурором Закон Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" имеют различный предмет правового регулирования.
В этой связи суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора Свердловской области противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2 и 3 статьи 2 Закона Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" в части слов "имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами".
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Одновременно, суд не может согласиться с доводами прокурора о противоречии федеральному законодательству подпункта 4 пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области, устанавливающего право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных и муниципальных организациях здравоохранения по месту жительства в части слов "по месту жительства".
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Действительно, согласно части 2 статьи 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 5487-1, государство должно обеспечивать гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения (часть 2 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Вместе с тем, право на выбор врача и медицинского учреждения не относится к числу конституционных прав, а закреплено в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 2 статьи 30), согласно которым при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.
Право на выбор врача и медицинского учреждения не отрицает организации оказания медицинской помощи по территориальному (участковому) принципу. Напротив, из принципа доступности медико-социальной помощи (статья 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) вытекает необходимость организации ее оказания медицинскими учреждениями преимущественно по месту жительства или пребывания граждан. При этом у граждан, прикрепленных к медицинским учреждениям по месту жительства, сохраняется возможность выбора медицинского учреждения и врача в пределах договоров обязательного и добровольного медицинского страхования.
Действующее федеральное регулирование (пункт 2 статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статья 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") ограничивает право на выбор медицинского учреждения медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации, и не распространяет его действие на предоставление ветеранам труда и приравненным к ним лицам меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов.
В силу части 6 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 имеет номер 965-О-О, а не 965-О-П.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 3 июля 2008 года № 677-О-П, от 16 июля 2009 года № 965-О-П, Постановление от 10 ноября 2009 года № 17-П и другие), установление конкретных способов и объемов социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, является прерогативой законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления. При установлении соответствующего правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации должен вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
Оспариваемый прокурором Закон Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" принят в рамках проводимой в Российской Федерации реформы системы социальной защиты населения, введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и основанной на разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере социальной защиты.
При этом законодатель Свердловской области в оспариваемом прокурором подпункте 4 пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" фактически закрепил ранее предусмотренную в прежней редакции статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" меру социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, обеспечив тем сам сохранение достигнутого уровня социальной поддержки указанных лиц.
Порядок предоставления на территории Свердловской области реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, данной меры социальной поддержки устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области (пункт 4 статьи 2 Закона Свердловской области).
Так, Правительством Свердловской области 28 декабря 2008 года принято постановление № 1178-ПП "О реализации мер социальной поддержки в соответствии с Областными законами "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области", "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшие инвалидности при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта", "О почетном звании Свердловской области "Почетный гражданин Свердловской области", которым утвержден Порядок предоставления бесплатных медицинских услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов.
Согласно пункта 4 названного Порядка бесплатные медицинские услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) осуществляются в государственных и муниципальных организациях здравоохранения по месту жительства.
При этом пунктом 6 данного Порядка предусмотрено, что если квалификационная категория и технологические возможности муниципального учреждения здравоохранения не позволяют производить изготовление и ремонт зубных протезов, а также в случае сложной клинической ситуации лечение пациента должно осуществляться в Свердловской областной стоматологической поликлинике.
Таким образом, действующее в Свердловской области правовое регулирование реализации реабилитированными лицами и лицами, признанными пострадавшими от политических репрессий, на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отвечает принципам стабильности, сохранения и возможного повышения уровня социальной защиты и не противоречит федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах, требование прокурора о признании подпункта 4 пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области в части слов "по месту жительства" противоречащим федеральному законодательству и недействующим удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 12, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Свердловской области удовлетворить частично.
Признать недействующими пункты 2 и 3 статьи 2 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года № 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" в части слов "имеющих инвалидность и (или) являющихся пенсионерами" со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований прокурора Свердловской области отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Свердловский областной суд.

Судья
В.А.ДМИТРИЕВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru