Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2012 г. по делу № 2-353/2012

Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Г.Ю.Г.,
с участием прокурора Сивановой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Квадрат", ООО "Транснефть" об оспаривании решения муниципалитета города Ярославля "Об утверждении правил землепользования и застройки города Ярославля" в части утверждения ч. 2 ст. 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля, по заявлению ООО "Квадрат" об оспаривании приказа директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля "Об утверждении чертежа красных линий, фиксирующих границы существующей УЛИЦЫ1 на участке от УЛИЦЫ2 до УЛИЦЫ3 и границы территории существующей спортивной площадки, расположенной по АДРЕСУ1", по заявлению ООО "Транснефть" об оспаривании приказа директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля "Об утверждении чертежа красных линий, фиксирующих границы существующей транспортной РАЗВЯЗКИ1 города Ярославля с мостом через РЕКУ1 на пересечении с улицей УЛИЦЕЙ4, УЛИЦЕЙ5, УЛИЦЕЙ6, УЛИЦЕЙ7 в РАЙОНЕ1 и РАЙОНЕ2 города Ярославля,

установил:

в Кировский районный суд г. Ярославля обратилось ООО "Квадрат" с заявлением о признании недействующим приказа директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля от <...> № "Об утверждении чертежа красных линий, фиксирующих границы существующей УЛИЦЫ1 на участке от УЛИЦЫ2 до УЛИЦЫ3 и границы существующей спортивной площадки, расположенной по АДРЕСУ1". Заявление мотивировано следующим. Постановлением мэрии г. Ярославля от 04.04.2011 № 847 "О составе, порядке подготовки и утверждения чертежей красных линий, фиксирующих границы соответствующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры, на территории г. Ярославля" утвержден порядок подготовки и утверждения чертежей красных линий на территории г. Ярославля. В соответствии с пунктом 5 Порядка чертежи красных линий утверждаются приказом директора ДАРТГ. По мнению заявителя, процедура разработки и утверждения чертежей красных линий, установленная муниципальными правовыми актами, противоречит требованиям части 3 статьи 8, частей 2 и 3 статьи 42, статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает процедуру реализации полномочия органов местного самоуправления, предусмотренного пунктом 4 части 3 статьи 8 кодекса. Указанная процедура обеспечивает возможность непосредственного участия заинтересованных лиц, как в принятии решения о подготовке документации по планировке территории (порядок, сроки подготовки и содержании документации), так и в принятии решения об утверждении документации по планировке территории (проведение публичных слушаний). Издание приказа ДАРТГ не обеспечивает соблюдение процедуры, установленной статьей 46 Градостроительного кодекса РФ, следовательно, исключает участие физических и юридических лиц, права и законные интересы которых нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения оспариваемого акта, что в свою очередь нарушает основной принцип законодательства о градостроительной деятельности - участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (статья 2 Градостроительного кодекса РФ). Кроме того, по мнению заявителя, следует учесть, что комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Ярославля принято решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Ярославля, согласно которому ч. 2 ст. 22 признана утратившей силу. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденная Госстроем России 06.04.1998 № 18-30, допускает разработку и утверждение чертежей красных линий без разработки документации по планировке территории. Названная Инструкция предусматривает два способа установления красных линий, не входящих в состав градостроительной документации. Пункт 4.3 предусматривает в отдельных случаях устанавливать красные линии до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. Поскольку территория существующей спортивной площадки, расположенной по АДРЕСУ1, не относится к элементам исторически сложившейся системы улично-дорожной сети, пункт 4.3 Инструкции в данном случае не распространяется. Пункт 4.4 предусматривает возможность устанавливать красные линии в качестве самостоятельного проекта, разработанного на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории. Данный пункт подразумевает наличие двух элементов, на основе которых разрабатывается проект красных линий - генерального плана и проекта детальной планировки территории. Поскольку в отношении территории, на которой расположена существующая спортивная площадка, расположенная по АДРЕСУ1, проект детальной планировки не разработан, положения пункта 4.4 Инструкции в данном случае также не распространяются. Установление красных линий вне состава документации по планировке территории при наличии градостроительной документации не допускается частью 2 ст. 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля. Изданный директором департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля приказ нарушает права заявителя, поскольку на основании данного приказа УЗР мэрии г. Ярославля <...> издан приказ "Об отказе в проведении мероприятий по выбору земельного участка по АДРЕСУ2", которым ООО "Квадрат" отказано в проведении мероприятий по выбору земельного участка в данном районе. Просит признать недействующим приказ директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля от <...> № как противоречащий части 3 статьи 8, частям 2 и 3 статьи 42, статье 46 Градостроительного кодекса РФ и пунктам 4.1, 4.3, 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 г. № 18-30.
Кроме того, ООО "Квадрат" обратилось с заявлением о признании недействующим решения муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201 "Об утверждении правил землепользования и застройки города Ярославля в части утверждения части 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля". В заявлении указано, что часть 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля предусматривает возможность установления красных линий в отсутствие утвержденных проектов планировки территории путем подготовки и утверждения уполномоченным структурным подразделением мэрии чертежей красных линий. Однако, по мнению заявителя, процедура подготовки и утверждения чертежей красных линий, установленная частью 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля противоречит требованиям части 3 статьи 8, частей 2, 3 статьи 42, статьям 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, являются неотъемлемой частью проекта планировки территории, в связи с этим, представляется, что утверждение красных линий в виде отдельного документа выходит за рамки полномочий органов местного самоуправления. Установленная статьей 46 Градостроительного кодекса РФ процедура реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, обеспечивает возможность непосредственного участия заинтересованных лиц в принятии решения о подготовке документации по планировке территории и в принятии решения об утверждении документации по планировке территории. Утверждение красных линий по процедуре, установленной частью 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля, не обеспечивает соблюдение процедуры, установленной статьей 46 Градостроительного кодекса РФ, следствием чего является нарушение основного принципа законодательства о градостроительной деятельности - участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, свобода такого участия. Данным нормативным актом затрагиваются права заявителя, поскольку на основании ч. 2 ст. 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля принят приказ директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии <...> от <...> № "Об утверждении чертежа красных линий, фиксирующих границы существующей УЛИЦЫ1 на участке от УЛИЦЫ2 до УЛИЦЫ3 и границы существующей спортивной площадки, расположенной по АДРЕСУ1", явившийся, в свою очередь, основанием для издания приказа начальника УЗР мэрии г. Ярославля от <...> "Об отказе в проведении мероприятий по выбору земельного участка по АДРЕСУ2". Просит признать недействующим решение муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201 "Об утверждении правил землепользования и застройки города Ярославля" в части утверждения части 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля как противоречащее части 3 статьи 8, частей 2, 3 статьи 42, статьям 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ.
По таким же основаниям часть 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля оспорена ООО "Транснефть", которое обратилось с аналогичным заявлением в Кировский районный суд г. Ярославля. В заявлении указано, что права Общества затронуты, поскольку часть 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля явилась основанием для издания приказа директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля от <...> № "Об утверждении чертежа красных линий, фиксирующих границы существующей транспортной РАЗВЯЗКИ1 города Ярославля с мостом через РЕКУ1 на пересечении с УЛИЦЕЙ4, УЛИЦЕЙ5, УЛИЦЕЙ6, УЛИЦЕЙ7 в РАЙОНЕ1 и РАЙОНЕ2 города Ярославля". В свою очередь данный приказ явился причиной издания приказа начальника УЗР от <...> № "Об отказе в проведении мероприятий по выбору земельного участка по АДРЕСУ2", которым заявителю отказано в проведении мероприятий по выбору земельного участка.
Кроме того, ООО "Транснефть" обратилось в Кировский районный суд г. Ярославля с заявлением о признании недействующим приказа директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля от <...> № "Об утверждении чертежа красных линий, фиксирующих границы существующей транспортной РАЗВЯЗКИ1 города Ярославля с мостом через РЕКУ1 на пересечении с УЛИЦЕЙ4, УЛИЦЕЙ5, УЛИЦЕЙ6, УЛИЦЕЙ7 в РАЙОНЕ1 и РАЙОНЕ2 города Ярославля". ООО "Транснефть" считает данный приказ противоречащим части 3 статьи 8, частям 2, 3 статьи 42, статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктам 4.1, 4.3, 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 г. № 18-30. В заявлении приведены доводы о несоответствии оспариваемого нормативного акта федеральному законодательству, аналогичные доводам ООО "Квадрат".
Указанные гражданские дела судом объединены в одно производство.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены УЗР мэрии г. Ярославля и территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля.
В судебном заседании представитель ООО "Квадрат" и ООО "Транснефть" по доверенности А.А.В. доводы заявлений поддержал, подтвердил обстоятельства, изложенные в письменных пояснениях по заявлениям. В письменных пояснениях заявителей повторена позиция, изложенная в тексте заявлений, которая сводится к тому, что чертеж или чертежи, на которых отображаются красные линии, подлежат утверждению в составе основной части проекта планировки территории. Иных способов утверждения чертежа или чертежей красных линий Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Проект планировки территории разрабатывается на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки и утверждается главой местной администрации после проведения публичных слушаний. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденная Госстроем России в 1998 году, принята в период действия Градостроительного кодекса РФ 1998 года, который, в отличие от Градостроительного кодекса РФ 2004 года устанавливал открытый перечень полномочий органов местного самоуправления, которые могли дополняться правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления. То есть Градостроительный кодекс 1998 года предоставлял возможность расширения полномочий органов местного самоуправления путем издания нормативных правовых актов на региональном и местном уровнях, а порядок реализации этих полномочий мог устанавливаться законами и нормативными правовыми актами федерального, регионального и местного уровней. Однако с принятием Градостроительного кодекса РФ 2004 года полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства определяются непосредственно кодексом, реализация этих полномочий строго определена кодексом и носит императивный характер. В связи с этим применение пункта 4.3 Инструкции о красных линиях 1998 года неправомочно. Часть 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля препятствует реализации законных интересов заявителей на предоставление земельного участка для строительства. Обозначенные красными линиями спорные территории не могут быть признаны частью исторически сложившейся системы улично-дорожной сети, что препятствует применению пункта 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации.
Представитель муниципалитета города Ярославля по доверенности Б.Б.В., представляющий также интересы департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, с заявлениями ООО "Квадрат" и ООО "Транснефть" не согласился, представил письменные возражения на заявления, в которых указал следующее. Статья 3 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что законодательство о градостроительной деятельности состоит, в том числе, из муниципальных правовых актов, принимаемых в сфере градостроительства. Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления отнесено принятие правил землепользования и застройки. Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ установлено содержание правил землепользования и застройки, которое не носит закрытого характера, а включает иные вопросы землепользования и застройки. Норма ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ не содержит императивных предписаний, устанавливающих порядок установления красных линий исключительно только проектом планировки территории. Так, в документации по планировке территории кроме прочего отображаются: границы земельных участков, границы территорий объектов культурного наследия, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы зон действия публичных сервитутов. Очевидно, что указанная информация включается в документацию по планировке территории органом местного самоуправления из других документов, созданных, утвержденных в ином порядке. В Российской Федерации действует Инструкция "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30 (РДС 30-201-98). Она предусматривает установление красных линий путем принятия отдельного правового акта вне градостроительной документации, до ее разработки. Утверждения заявителя о том, что Инструкция не соответствует Градостроительному кодексу РФ 2004 года и могла применяться в период действия Градостроительного кодекса РФ 1998 года, несостоятельны. Компетенция органов местного самоуправления принципиально никак не изменялась, они вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности и регулировать "иные вопросы землепользования и застройки". По вопросам красных линий ГрК 1998 года включал нормы аналогичного по своей сути содержания нормам ГрК РФ 2004 г. И нормы ГрК РФ 1998 года не препятствовали повсеместному применению Инструкций о красных линиях в части случаев установления красных линий муниципальными правовыми актами, не являющимися проектами планировки. Считает, что оспариваемая норма решения муниципалитета принята в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления, соответствует Градостроительному кодексу РФ, Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной Постановлением Госстроя от 06.04.1998 г. № 18-30, действующей в части, не противоречащей ГрК РФ, не нарушает права заявителя.
Представители Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля А.Д.Д., Б.О.Н., С.Н.Б., А.Т.Г., П.Ю.В., Г.М.В., Л.Е.В. считали заявление не подлежащим удовлетворению.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, а не пункт 6 части 2.

Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в дело представлены отзывы на заявления, в которых подробно изложена позиция департамента относительно заявлений ООО "Квадрат" и ООО "Транснефть". Согласно отзывам оспариваемое решение об утверждении Правил землепользования и застройки города Ярославля принято муниципалитетом города Ярославля в соответствии с его компетенцией: в силу ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 55, п. 52 ст. 69 Устава города Ярославля муниципалитет города Ярославля является представительным органом городского самоуправления, к полномочиям которого относится утверждение правил землепользования и застройки. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного значения городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки. Установление красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры, относится к иным вопросам землепользования и застройки, регулирование которых в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ осуществляется правилами землепользования и застройки. Считает, что в Градостроительном кодексе РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ не содержится запрета для разработки чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры, вне документации по планировке территории. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Установление красных линий, фиксирующих существующие границы территорий общего пользования и элементов планировочной структуры, не является целью подготовки документации по планировке территории, что подразумевает необходимость определения способа установления красных линий, который и был предложен частью 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля. По заявлению об оспаривании приказов директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля: оспариваемые нормативные акты изданы департаментом в пределах полномочий, в соответствии с Положением о департаменте архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, ч. 2 ст. 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля, постановлением мэрии г. Ярославля от 04.04.2011 г. № 847 "О составе, порядке и утверждения чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры, на территории города Ярославля". Изданные приказы соответствуют Градостроительному кодексу РФ. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). Согласно п. 12 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Установление красных линий относится к вопросам землепользования и застройки, при этом в Градостроительном кодексе РФ не содержится запрета для разработки чертежей красных линий вне документации по планировке территории. В соответствии с п. 4.3 Инструкции "О порядке проектирования и установлении красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30 (РДС 30-201-98) предусмотрена возможность установления красных линий до разработки градостроительной документации, в целях закрепления исторически сложившейся системы улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. УЛИЦА1 и территория на пересечении УЛИЦЫ4, УЛИЦЫ5, УЛИЦЫ6, Ленинградский УЛИЦЫ7 относятся к элементам исторически сложившейся системы улично-дорожной сети. Это подтверждается следующим. Применительно к УЛИЦЕ1: в соответствии с Генеральным планом города Ярославля, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР 1971 г., а также со Схемой городских магистралей и транспорта в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 № 247, указанная территория обозначена как существующая улица районного значения. Согласно Региональным нормативам градостроительного проектирования Ярославской области, утвержденным постановлением Администрации Ярославской области от 13.02.2008 № 33-а (табл. 70) нормативная ширина такой улицы в красных линиях должна быть равна 30 - 40 м. Минимальная нормативная величина (30 м) была учтена департаментом при подготовке чертежа. Поскольку, согласно п. 11 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии обозначают также существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, указанным чертежом также были утверждены границы существующей территории общего пользования - оборудованной и используемой жителями района спортивной площадки, расположенной по АДРЕСУ1. Существование данной территории общего пользования подтверждается решением исполнительного комитета Заволжского районного Совета народных депутатов от <...> № "О строительстве физкультурно-оздоровительной зоны в МИКРОРАЙОНЕ1", актом осмотра территории от <...>, материалами топографической съемки <...> г., письмом территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от <...> N, письмом ОРГАНИЗАЦИИ1 от <...> N. Кроме того, решением муниципалитета города Ярославля от 15.09.2011 № 516 изложена в новой редакции Карта планируемого размещения объектов местного значения (приложение № 2) в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 № 226. Согласно указанной карте спорный земельный участок расположен на территории существующего объекта местного значения в области физической культуры и массового спорта. Применительно к территории на пересечении УЛИЦЫ4, УЛИЦЫ5, УЛИЦЫ6, УЛИЦЫ7: то, что территория относится к исторически сложившейся системе улично-дорожной сети подтверждается Генеральным планом города Ярославля, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 11.02.1971 г. № 94 и ранее утвержденными генеральными планами города; опорным планом красных линий, который поддерживается департаментом в соответствии с п. 4.7 РДС 30-201-98 и на основании п. 3.16 Положения о департаменте архитектуры и развития территории города мэрии г. Ярославля; материалами аэрофотосъемки <...> г. При утверждении чертежа была учтена также существующая транспортная развязка, что подтверждается чертежом проекта РАЗВЯЗКИ1 города Ярославля с мостом через РЕКУ1 (транспортная развязка на пересечении УЛИЦЫ7 с УЛИЦЕЙ6) <...> г. Согласно карте планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения "Автомобильные дороги" (лист 1 из 9 приложения генплана) спорный земельный участок расположен на территории транспортной развязки в районе пересечения существующих магистральных улиц общегородского и районного значения на территории планируемого размещения объектов местного значения - автомобильных дорог. Проектом санитарно-защитной зоны Ф.И.О.77 г. Ярославля на спорной территории предусмотрены зеленые насаждения. Кроме того, оспариваемыми нормативными актами не нарушаются права заявителя ввиду отсутствия таковых: желание оформить земельный участок для строительства не означает безусловного права на его получение в любом месте населенного пункта. Такое право законом не закреплено, соответственно, не может нарушаться. Просит в удовлетворении заявлений ООО "Квадрат" и ООО "Транснефть" отказать.
Представитель территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля по доверенности Ф.Т.А. с заявлениями не согласилась, подтвердила позицию департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, считала приказ директора департамента от <...> не противоречащим Градостроительному кодексу РФ, правилам землепользования и застройки города Ярославля и Инструкции Госстроя о красных линиях.
Представитель УЗР мэрии г. Ярославля просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд с согласия сторон определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании по ходатайству заинтересованных лиц была допрошена свидетель Ф.И.О.1, пояснившая, что проживает в <...> города Ярославля с рождения. С 1975 года - на УЛИЦЕ1. 11 лет она занимается в группе здоровья, чьи занятия проходят на спортивной площадке по АДРЕСУ1. Кроме группы здоровья спортивной площадкой пользуются другие жители района - мужчины - участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, жители близ расположенных домов. На спортивной площадке проводятся праздники, спортивные соревнования детей.
Прокурор Сиванова К.В. дала заключение об отсутствии законных оснований для признания недействующими части 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля, приказов директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля от <...> № и от <...> N, считала не подлежащими удовлетворению заявления ООО "Квадрат" и ООО "Транснефть".
Выслушав представителей сторон, свидетеля, заключение прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит заявления ООО "Квадрат" и ООО "Транснефть" не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Заявителями оспариваются три нормативных правовых акта - решение муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 г. № 201 "Об утверждении правил землепользования и застройки города Ярославля" в части утверждения части 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, а также приказы директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля от <...> № "Об утверждении чертежа красных линий, фиксирующих границы существующей УЛИЦЫ1 на участке от УЛИЦЫ2 до УЛИЦЫ3 и границы территории существующей спортивной площадки, расположенной по АДРЕСУ1", и от <...> № "Об утверждении чертежа красных линий, фиксирующих границы существующей транспортной РАЗВЯЗКИ1 города Ярославля с мостом через РЕКУ1 на пересечении с УЛИЦЕЙ4, УЛИЦЕЙ5, УЛИЦЕЙ6, УЛИЦЕЙ7 в РАЙОНЕ1 и РАЙОНЕ2 города Ярославля".
В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 17 сентября 2009 года № 201 утверждены Правила землепользования и застройки города Ярославля. Решение муниципалитета опубликовано в ГАЗЕТЕ1 № <...>.
Заявителями оспаривается соответствие федеральному закону части 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки, согласно которой в отсутствие утвержденных проектов планировки территории установление красных линий может осуществляться путем подготовки и утверждения уполномоченным структурным подразделением мэрии чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры. Состав, порядок подготовки и утверждения чертежей красных линий может быть утвержден муниципальным правовым актом мэрии.
Данная норма, по мнению заявителей, противоречит части 3 статьи 8, частям 2 и 3 статьи 42, статьям 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;
3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;
4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;
6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;
7) принятие решений о развитии застроенных территорий.
Согласно частям 2 и 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;


в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Нормы статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентируют порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, а статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. В силу положений ст. 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного суда РФ в постановлении от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу судам следует выяснить соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, компетенцию органа или должностного лица, принявшего оспариваемый акт, соответствие содержания акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
На основании ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно Уставу города Ярославля, утвержденному Решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 г. № 42, муниципалитет города Ярославля - представительный орган городского самоуправления, в чьи полномочия, в том числе, входит утверждение генерального плана города; утверждение правил землепользования и застройки (ст. 55, п. 52 ст. 69 Устава г. Ярославля).
Таким образом, правила землепользования и застройки приняты надлежащим органом, с соблюдением установленного порядка.
По мнению суда, содержание части 2 ст. 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля, предусматривающей возможность утверждения чертежей красных линий путем издания муниципального правового акта мэрии, не противоречит градостроительному законодательству.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии являются составной частью документации по планировке территории.
Согласно позиции заявителей из анализа приведенных в заявлении норм следует, что красные линии могут утверждаться исключительно в порядке, предусмотренном ст. ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в составе чертежа планировки территории.
Между тем градостроительное законодательство не содержит императивных норм, из которых следует, что красные линии могут утверждаться исключительно в составе чертежа планировки территории, и не могут быть утверждены путем принятия отдельного нормативного правового акта.
Более того, принятая постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" ("РДС 30-201-98") предусматривает возможность разработки проекта красных линий и вне состава градостроительной документации.
Так, согласно п. 4.1 названной Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. В соответствии с п. 4.3 Инструкции в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий.
Далее, пункт 4.6 Инструкции предусматривает право органа местного самоуправления корректировать красные линии путем издания соответствующего решения в связи с изменением градостроительной ситуации.
То есть установленная частью 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля возможность утверждения чертежа красных линий путем издания муниципального правового акта уполномоченным структурным подразделением мэрии в отсутствие утвержденных проектов планировки территории федеральному законодательству не противоречит.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Ярославля мэрией города Ярославля 4 апреля 2011 года принято постановление № 847 "О составе, порядке подготовки и утверждения чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры, на территории города Ярославля", в пункте 1 которого указано: в отсутствие утвержденных проектов планировки территории департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля осуществляет подготовку и утверждение чертежей красных линий, фиксирующих границы существующих территорий общего пользования и границы существующих элементов планировочной структуры, на территории города Ярославля. Согласно пункту 5 данного постановления чертежи красных линий утверждаются приказом директора департамента и подлежат официальному опубликованию в ГАЗЕТЕ1 и размещению на официальном сайте города Ярославля в сети Интернет.
На основании названных нормативных актов директором департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля изданы оспариваемые приказы.
<...> издан приказ № "Об утверждении чертежа красных линий, фиксирующих границы существующей УЛИЦЫ1 на участке от УЛИЦЫ2 до УЛИЦЫ3 и границы территории существующей спортивной площадки, расположенной по АДРЕСУ1".
<...> издан приказ № "Об утверждении чертежа красных линий, фиксирующих границы существующей транспортной РАЗВЯЗКИ1 города Ярославля с мостом через РЕКУ1 на пересечении с УЛИЦЕЙ4, УЛИЦЕЙ5, УЛИЦЕЙ6, УЛИЦЕЙ7 в РАЙОНЕ1 и РАЙОНЕ2 города Ярославля".
Указанные приказы опубликованы в установленном постановлением № 847 порядке: приказ № - в ГАЗЕТЕ1 от <...>, приказ № - в ГАЗЕТЕ1 от <...>.
Из позиции заявителей видно, что данные приказы ими оспариваются по основаниям нарушения формы и процедуры их принятия и несоответствия их содержанию пунктам 4.1, 4.3, 4.4 "Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной Госстроем России 06.04.1998 г., а также действительному положению дел. По мнению заявителей, чертежи красных линий могут быть утверждены только в составе документации по планировке территории и только в предусмотренном ст. ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ порядке, то есть после обсуждения на публичных слушаниях.
Доводы заявителей о возможности утверждения чертежей красных линий только в составе документации по планировке территории судом рассмотрены выше, признаны несостоятельными.
Следует остановиться на суждениях о нарушении процедуры принятия оспариваемых приказов и о соответствии содержания приказов требованиям закона и действительному положению дел.
Суд учитывает, что статья 46 Градостроительного кодекса РФ предъявляет требования к передаче на рассмотрение в процедуре публичных слушаний только проектов планировки территории и проектов межевания территории в составе документации по планировке территории. Кроме того, часть 2 статьи 23 Правил землепользования и застройки города Ярославля, определяющая круг вопросов землепользования и застройки, подлежащих обсуждению на публичных слушаниях, не предусматривает передачу на обсуждение проекта нормативного правового акта уполномоченного подразделения мэрии г. Ярославля, утверждающего чертеж красных линий.
Исходя из изложенного, суд считает, что издание директором департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля приказов № и № без обсуждения их проектов на публичных слушаниях, не противоречит федеральному законодательству.
Суд отмечает, что пункты 4.1, 4.3 и 4.4 "Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" не исключают возможность утверждения чертежа красных линий отдельным документом, изданным органом местного самоуправления.
Так, в формулировке пункта 4.1 названной Инструкции содержится ссылка на то, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации; в пункте 4.3 имеется суждение о возможности установления красных линий в отдельных случаях до разработки градостроительной документации в целях закрепления исторически сложившейся системы улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий.
В пункте 4.4 Инструкции говорится, что, как правило, согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации.
То есть приказы № и № указанным нормам не противоречат, напротив, изданы в соответствии с ними.
Оспаривая соответствие содержания приказов пункту 4.3 Инструкции, заявители указывают на то обстоятельство, что обозначенные красными линиями территории не являются исторически сложившейся системой улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий.
Применительно к территории спортивной площадки, расположенной по АДРЕСУ1, представитель ООО "Квадрат" ссылается на то, что спортивная площадка не является частью улично-дорожной сети, а потому правила, установленные пунктом 4.3 Инструкции, применяться не могут.
Между тем следует учитывать, что пункт 4.3 Инструкции сформулирован применительно к существовавшему в <...> году определению красных линий. Действующий Градостроительный кодекс РФ дал более широкое определение красным линиям, включая в данное определение и границы территорий общего пользования, к каковым относится спортивная площадка на УЛИЦЕ1. То, что спортивная площадка исторически сложилась как территория общего пользования, подтверждено показаниями свидетеля Ф.И.О.1, объяснениями представителя территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля, письменными материалами дела, прежде всего, решением Исполнительного комитета Заволжского районного Совета народных депутатов от <...>, материалами топографической съемки <...> г. и другими материалами.
Далее, применительно к границам транспортной РАЗВЯЗКИ1 города Ярославля с мостом через РЕКУ1 на пересечении с УЛИЦЕЙ4, УЛИЦЕЙ5, УЛИЦЕЙ6, УЛИЦЕЙ7 в РАЙОНЕ1 и РАЙОНЕ2 города Ярославля ООО "Транснефть" отмечает, что указанная транспортная развязка спланирована и построена в период <...> - <...> годов, то есть не является исторически сложившейся системой улично-дорожной сети. То есть департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля преследовал цель установления красных линий по границам существующей транспортной развязки.
Однако утверждение департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля о том, что в данном районе улично-дорожная сеть сложилась исторически подтверждено документально - Генеральным планом города Ярославля, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 11.02.1971 № 94 и более ранними генеральными планами города, опорным планом красных линий, поддерживаемом департаментом, другими материалами дела.
Таким образом, содержание приказов директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля также соответствует федеральному законодательству.
Наличие проекта решения муниципалитета г. Ярославля "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля", которым часть 2 статьи 22 Правил признается утратившей силу, не может приниматься во внимание при разрешении вопросов соответствия действующей нормы федеральному законодательству. Планируемое внесение изменений в статью 23 Правил землепользования и застройки города Ярославля, а также введение новой нормы - ст. 30.1 также не подлежит учету и не свидетельствует о несоблюдении процедуры издания директором департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля приказов и о его выходе за пределы своей компетенции.
Нарушений прав и законных интересов заявителей изданием спорных приказов суд не усматривает.
Рассмотрение Арбитражным судом Ярославской области споров с участием сторон о правах заявителей на получение в аренду земельных участков, вошедших в территории, обозначенные красными линиями, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов заявителей самим фактом издания приказов.
Вместе с тем суд отмечает, что заявители считают, что оспариваемые приказы нарушают их законный интерес на получение в пользование части земельных участков, обозначенных утвержденными красными линиями, однако, оспаривают утверждение красных линий на территории, значительно большей по сравнению с границами интересующих их земельных участков. Кроме того, следует учесть, что заявители не оспаривали правильность фиксации красными линиями границ УЛИЦЫ1 на участке от УЛИЦЫ2 и УЛИЦЫ3 и спортивной площадки, а также границ транспортной РАЗВЯЗКИ1 г. Ярославля с мостом через РЕКУ1 на пересечении с УЛИЦЕЙ4, УЛИЦЕЙ5, УЛИЦЕЙ6, УЛИЦЕЙ7, оспаривая лишь порядок утверждения чертежей красных линий. Права заявителей принятым заинтересованным лицом порядком утверждения чертежей красных линий не затрагиваются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявлений ООО "Транснефть" и ООО "Квадрат" отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья
И.Н.БАБИКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru