Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 января 2012 г. по делу № А14-11589-2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19 января 2012 года.
СХА племзавод "Д" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, г. Воронеж о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении № 01-11/3505 от 24.10.2011 г. об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и обязании выдать соответствующую лицензию сроком на один год.
Департамент требования заявителя не признает, по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, СХА племзавод "Д" имел лицензию на розничную продажу алкогольной продукции Г 591162, регистрационный номер РАП-5304 сроком действия до 10.05.2011.
В связи с истечением срока действия указанной лицензии СХА племзавод "Д" 26.08.2011 обратился в Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области с заявлением о выдаче новой лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. К заявлению были приложены документы, указанные в постановлении администрации Воронежской области от 17.02.2006 г. № 104.
Уведомлением от 24.10.2011 № 01-11/3505 Департамент сообщил заявителю о принятом решении об отказе в выдаче лицензии в связи с несоответствием заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", ст. 3 Закона Воронежской области от 28.12.2005 г. № 88-ОЗ "О государственном регулировании отдельных положений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области" (не представлены документы, подтверждающие наличие в организации уставного капитала (уставного фонда) в размере 300 тыс. рублей).
Не согласившись с данным решением Департамента, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, и заслушав представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующем основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 и 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ, производство, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также их поставка и (или) розничная продажа осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон называется "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а не "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" для получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, организацией представляется в лицензирующий орган, в том числе, документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" заявитель при обращении за получением лицензии представляет документы, подтверждающие наличие уставного капитала.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона Воронежской области от 28.12.2005 № 88-ОЗ "О государственном регулировании отдельных правоотношений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области" розничную продажу алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 300 тысяч рублей (за исключением организаций общественного питания).
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции послужило Департаменту отсутствие у заявителя оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере 300 000 руб. Как указывает представитель Департамента коммерческие организации, имеющие паевой фонд, а не уставной капитал (уставной фонд) не имеют право на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
С данным выводом Департамента суд согласиться не может по следующим основаниям.
Порядок создания и осуществление предпринимательской деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
В соответствии со ст. ст. 107, 108 ГК РФ, ст. ст. 1, 35 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" в организациях имеющих вышеуказанную организационно-правовую форму при их создании создается не уставный капитал (уставный фонд), а паевой фонд.
Статья 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" устанавливает, что паевой фонд определен как сумма паев членов кооператива и ассоциированных членов кооператива в денежном выражении. Одним из средств образования имущества кооператива (артели) является уплата паевых взносов его членами. Все имущество, находящиеся в собственности кооператива (артели), в свою очередь делиться на паи его членов. Пай каждого члена кооператива (артели) состоит из суммы его паевого взноса и определенной части чистых активов кооператива артели. Паевой фонд кооператива (артели) является одним из источников формирования средств организации, который необходим для выполнения уставных обязательств, и, в соответствии с которым определяются минимальные размеры имущества, выступающего гарантом его кредиторов.
Производственный кооператив (артель) в соответствии с нормами ГК РФ (ст. 107) и ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (п. 2 ст. 3) является коммерческой организацией. Из содержания этих норм права следует, что производственные кооперативы (артели) представляют собой такой вид организаций, в которых сочетается и объединение капиталов, и объединение лиц, основанное на личном трудовом участии граждан, членов кооперативов (артелей) в предпринимательской деятельности. Поскольку производственные кооперативы (артели) являются коммерческими организациями основанными гражданами, в том числе путем объединения капиталов, то основной целью их деятельности является извлечение прибыли.
Понятие "уставный капитал" содержится в ГК РФ (ст. 90), а также в ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах". В общем смысле этих норм права, уставный капитал является источником формирования средств организации, необходимых для выполнения уставных целей создания общества, служит гарантом интересов для его кредиторов и состоит из стоимости акций (вкладов) его акционеров (участников). Таким образом, "паевой фонд" и "уставный капитал" понятия по своей правовой природе идентичные, так как служат общим целям и являются гарантией, в том числе, для обеспечения интересов их кредиторов.
Как усматривается из материалов дела СХА племенной завод "Д" образован путем реорганизации в порядке преобразования сначала колхоза "Д" в ТОО "Д" в 1992 году, а затем последнего в СХА племенной завод "Д" (Постановление Администрации Павловского района Воронежской области от 30.06.98 № 324), все имущество ранее принадлежащее сначала колхозу "Д", а затем ТОО "Д" в порядке правопреемства перешло к СХА племенной завод "Д", и в соответствии с действующим законодательством было поделено на имущественные паи его членов. Часть имущества в настоящий момент составляет паевой фонд размером два миллиона шестьдесят две тысячи рублей. Размер паевого фонда подтвержден реестром членов и ассоциированных членов сельскохозяйственной артели, отражено в бухгалтерском балансе сельскохозяйственной артели. Указанные в балансе сведения являлись предметом проверки проведенной Ревизионным Союзом сельскохозяйственных кооперативов Воронежской области "С", членом которого является заявитель. По результатам проверки выдано Ревизионное заключение от 23 марта 2011 года (в соответствии с законодательством, Ревизионное заключение является обязательным документом при сдаче бухгалтерской отчетности в налоговые органы). В заключении установлена достоверность указанных заявителем в бухгалтерской отчетности сведений. Вышеуказанные документы в Департамент направлены заявителем почтовыми отправлениями с уведомлением 30.08.2011 года № 159 и нарочно с отметкой о вручении письмо с приложением документов от 21.09.2011 года № 163.
Статьей 1 ФЗ от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", определено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации, а также распространение действия настоящего Федерального закона на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, законодателем к обороту алкогольной продукции, под которым понимается и розничная торговля алкогольной продукции, допускаются все коммерческие юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Департамент неправомерно сделал вывод о том, что сельскохозяйственная артель племзавод "Д" является организацией не соответствующей лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями ст. 19 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ и пунктом 6 статьи 3 Закона Воронежской области от 28.12.2005 № 88-ОЗ, в связи с неправильным их применением и толкованием.
Исходя из изложенного, требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 7 - 11, 65, 110, 167, 170, 198 - 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, выраженного в уведомлении № 01-11/3505 от 24.10.2011 г. об отказе СХА племзавод "Д" в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, как не соответствующее Федеральному закону от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Закону Воронежской области от 28.12.2005 г. № 88-ОЗ "О государственном регулировании отдельных отношений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области".
Обязать Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СХА племзавод "Д" путем выдачи лицензии на розничную торговлю алкогольной продукции сроком на 1 год.
Взыскать с Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области судебные расходы в сумме 2000 рублей в пользу СХА племзавод "Д".
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия через суд, принявший решение.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru