КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ В 2011 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ
ПЕРИОДЕ 2012 ГОДА АВТОНОМНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
"ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ"
Основание для проведения проверки: Закон
Воронежской области от 5 января 1996 года № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 23 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 02.07.2012 № 43.
Цель проверки: оценка эффективности и целевого назначения при использовании средств, выделенных из областного бюджета, автономному учреждению Воронежской области "Институт регионального развития".
Проверенный объект и оформленный акт: автономное учреждение Воронежской области "Институт регионального развития" - акт от 08.08.2012 № 23-2012.
Срок проведения мероприятия: с 09.08.2012 по 10.08.2012.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Соответствие деятельности автономного учреждения действующему законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации и Воронежской области, уставу автономного учреждения.
2. Анализ результатов деятельности учреждения по направлениям, определенным уставом.
3. Законность и эффективность использования государственного имущества Воронежской области, в том числе соблюдение порядка совершения автономным учреждением крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
4. Проверка выполнения показателей, установленных государственным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.
5. Объем перечисления бюджетных средств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
6. Учетная политика организации. Ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности автономного учреждения.
7. Обеспечение доступности сведений о деятельности автономного учреждения в открытых источниках информации.
8. Соответствие отчетности автономного учреждения установленным требованиям законодательства.
Проверкой установлено:
1. Организационно-правовые основы деятельности учреждения
Автономное учреждение Воронежской области "Институт регионального развития" (далее - АУ ВО "ИРР", Учреждение) создано в соответствии с постановлением
правительства Воронежской области от 07.09.2010 № 744 путем изменения типа существующего государственного учреждения "Институт регионального развития".
Функции и полномочия учредителя до 01.06.2012 были возложены на департамент экономического развития Воронежской области (далее - ДЭР ВО), с 01.06.2012 - на управление делами Воронежской области (постановление
Воронежской области от 01.06.2012 № 497).
В соответствии с уставом, утвержденным прежним учредителем - ДЭР ВО, учреждение было создано для выполнения научно-исследовательских работ в целях содействия реализации Стратегии развития Воронежской области.
В новом уставе, утвержденном управлением делами Воронежской области, целью деятельности учреждения является обеспечение эффективной работы аппарата губернатора и правительства Воронежской области в части осуществления экспертно-аналитических и социально-политических функций, а также выполнение различных задач по экономическому развитию региона.
2. Обеспечение деятельности Учреждения
Кадровое обеспечение. Штатное расписание Учреждения, действующее на момент проверки, включает 13 единиц. В структуру АУ ВО "ИРР" входят:
- администрация - 4 единицы: руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер и программист;
- отдел мониторинга и разработки документов - 5 единиц;
- отдел анализа налогового потенциала региона - 4 единицы.
Фактическая численность работников на 01.07.2012 составляет 10 единиц, вакансии - 3 единицы (заместитель руководителя учреждения, экономист, аналитик). Основная часть сотрудников учреждения имеет высшее профессиональное образование, руководитель учреждения - ученую степень "Кандидат экономических наук", ведущий экономист отдела мониторинга и разработки документов в настоящее время является аспиранткой Воронежского государственного университета. В то же время, в нарушение п. 1.3 должностных инструкций начальник и экономист отдела налогового потенциала имеют высшее военно-специальное и высшее политическое образование, тогда как для замещения данных должностей необходимо высшее экономическое образование.
Имущество Учреждения. В соответствии с отчетом за 2011 год балансовая стоимость имущества Учреждения составляет 1472,5 тыс. рублей, остаточная - 727,7 тыс. рублей. В состав имущества входят: автомобиль "Форд Фокус", оргтехника, мебель.
Финансовое обеспечение. Для обеспечения выполнения государственного задания Учреждению на основании соглашений, заключенных с ДЭР ВО, в 2011 году предоставлена субсидия в сумме 13771 тыс. рублей, в 2012 году предусмотрено предоставление субсидии в сумме 13776 тыс. рублей.
3. Характеристика деятельности Учреждения
В 2011 году Учреждению доведено государственное задание на выполнение 20 научно-исследовательских работ (далее - НИР), в 2012 году - 17.
Выполнение работ производилось как собственными силами Учреждения, так и с привлечением сторонних организаций и физических лиц.
В 2011 и 2012 годах одним из основных направлений деятельности АУ ВО "ИРР" являлось участие в разработке стратегий, программ, проектов, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие области. В рамках данного направления Учреждением в проверяемом периоде разработаны:
- концепция программы и программа
"Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области";
- проект программы
социально-экономического развития Воронежской области на 2012 - 2016 годы;
- план мероприятий по реализации Стратегии
социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года;
- порядок формирования и ведения реестра документов стратегического планирования Воронежской области;
- порядок проведения мониторинга стратегии социально-экономического развития.
Кроме того, в рамках данного направления в 2011 году проанализирована реализация Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу. В результате анализа подготовлена аналитическая записка, на основе которой правительством Воронежской области принято решение о необходимости актуализации Стратегии. С целью реализации решения правительства Учреждением подготовлен перечень научно-исследовательских работ, необходимых для актуализации Стратегии, технические задания и заключены договоры на выполнение 5 НИР с ФГБУ ВПО "Воронежский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", ГНУ НИИ ЭО АПК ЦЧР РАСХН.
Результаты проведенных Учреждением и сторонними организациями НИР легли в основу следующих законов и других нормативно-правовых актов области:
- Закон
Воронежской области от 23.12.2011 № 207-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу";
- Закон
Воронежской области от 08.06.2012 № 80-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Воронежской области на 2012 - 2016 годы";
- постановление
правительства Воронежской области от 12.07.2012 № 615 "Об установлении Порядка проведения мониторинга стратегии социально-экономического развития Воронежской области, отраслевых документов социально-экономического развития Воронежской области, программы социально-экономического развития Воронежской области";
- распоряжение
правительства Воронежской области от 30.06.2011 № 458-р "Об утверждении региональной программы "Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области на 2011 - 2014 годы";
- распоряжение
правительства Воронежской области от 27.06.2012 № 383-р "О плане мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года";
- приказ
ДЭР ВО от 03.07.2012 № 86-О "О Порядке формирования и ведения реестра документов стратегического планирования".
Другим важным направлением деятельности Учреждения является организация и проведение исследовательских, консультационных и иных мероприятий по повышению эффективности налогово-бюджетной политики Воронежской области. В рамках данной деятельности УА ВО "ИРР" осуществляется анализ финансово-хозяйственная деятельность предприятий - плательщиков налогов в консолидированный бюджет области. В 2011 году проведен анализ: ГК "Продимекс", филиал ОАО "Маслоэкстракционный завод Аннинский", филиал ООО "Бунге СНГ" в п. Колодезное, ООО "Павловскгранит", ОАО растительных масел "Бутурлиновский", ОАО "Связьстрой 1", ЗАО "Воронежтелекабель". В I полугодии 2012 года - ЗАО "Ойл Продакшн" (бывшее ЗАО "Маслопродукт-Био"), ООО "АПК-Консалт", ООО "Павловскгранит". На основе проведенного анализа Учреждением разрабатываются предложения о мерах, которые необходимо принять для увеличения платежей в консолидированный бюджет области. Данные предложения направляются в комиссию по мобилизации дополнительных доходов в консолидированный бюджет Воронежской области, созданную в соответствии с постановлением правительства области.
Также Учреждением велась работа по выполнению научно-исследовательских работ по другим вопросам регионального развития, в результате которых разработаны:
- методика
оценки эффективности развития муниципальных районов (городских округов) Воронежской области - утверждена постановлением правительства области от 29.06.2011 № 547;
- методика оценки инвестиционного климата региона - утверждена приказом ДЭР ВО от 28.05.2012 № 59-О, используется в работе ДЭР ВО;
- методика подготовки региональной "дорожной карты" инвестиций в Воронежскую область - утверждена приказом ДЭР ВО от 28.05.2012 № 59-О, используется в работе ДЭР ВО;
- система управления экономикой индустриального парка "Масловский" - отчет о результате работы представлен в ДЭР ВО в конце июня 2012 года.
Кроме того, в рамках данного направления Учреждением проведены:
- анализ эффективности функционирования институтов развития на территории Воронежской области;
- анализ инвестиционного климата Воронежской области;
- анализ целей и задач деятельности исполнительных органов государственной власти и структурных подразделений правительства Воронежской области.
Результаты анализа используются в работе ДЭР ВО, а также при разработке нормативно-правовых актов правительства и ДЭР ВО.
Все вышеназванные работы выполнены Учреждением самостоятельно. Помимо этого, АУ ВО "ИРР" для выполнения государственного задания привлекало сторонние организации и физических лиц, которыми выполнялись работы, связанные с актуализацией стратегии области, экспертизой целевых программ, разработкой документов по созданию особой экономической зоны, поддержкой инвестиционных проектов и другие работы.
Все ежеквартальные отчеты о выполнении государственного задания за 2011 год и I полугодие 2012 года представлены учредителю (ДЭР ВО) в установленные сроки и приняты без замечаний.
4. Финансово-хозяйственная деятельность Учреждения
Расходы Учреждения в 2011 году составили 13186,7 тыс. рублей (95,8% предоставленной в 2011 году субсидии), за I полугодие 2012 года - 6783,3 тыс. рублей (49% предусмотренной на 2012 год субсидии). Использование средств в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности отражено в таблице
.
тыс. рублей
┌────┬────────────────────────────┬──────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ № │ Наименование статьи │ 2011 год │ 2012 год │
│ │ ├─────────┬────────────┼─────────┬────────────┬────────────┤
│ │ │исполнено│% исполнения│ план │исполнено за│% исполнения│
│ │ │ │ плана │ │I полугодие │ плана │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┼────────────┼────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┼────────────┼────────────┤
│ 1. │Оплата труда и начисления на│ 4 827,7 │ 94,8 │ 5 100,0 │ 2 369,1 │ 46,0 │
│ │выплаты по оплате труда │ │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┼────────────┼────────────┤
│ 2. │Приобретение работ, услуг, │ 7 400,5 │ 98,0 │ 8 482,0 │ 4 375,7 │ 52,0 │
│ │всего, в том числе: │ │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┼────────────┼────────────┤
│2.1 │- услуги связи │ 82,0 │ 100,0 │ 77,0 │ 43,4 │ 56,0 │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┼────────────┼────────────┤
│2.2 │- коммунальные услуги │ 81,1 │ 82,3 │ 112,0 │ 50,2 │ 45,0 │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┼────────────┼────────────┤
│2.3 │- работы и услуги по │ 155,8 │ 94,5 │ 240,0 │ 85,7 │ 36,0 │
│ │содержанию имущества │ │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┼────────────┼────────────┤
│2.4 │- прочие работы и услуги │ 7 081,6 │ 98,7 │ 8 053,0 │ 4 196,5 │ 52,0 │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┼────────────┼────────────┤
│ 3. │Прочие расходы │ 4,1 │ 97,6 │ 9,0 │ 1,3 │ 14,0 │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┼────────────┼────────────┤
│ 4. │Расходы на приобретение │ 954,4 │ 89,0 │ 185,0 │ 37,2 │ 20,0 │
│ │нефинансовых активов, всего,│ │ │ │ │ │
│ │в том числе: │ │ │ │ │ │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┼────────────┼────────────┤
│4.1 │- основных средств │ 873,7 │ 88,3 │ 100,0 │ - │ - │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┼────────────┼────────────┤
│4.2 │- материальных запасов │ 80,7 │ 99,6 │ 85,0 │ 37,2 │ 44,0 │
├────┼────────────────────────────┼─────────┼────────────┼─────────┼────────────┼────────────┤
│ │Всего │13 186,7 │ 95,8 │13 776,0 │ 6 783,3 │ 49,0 │
└────┴────────────────────────────┴─────────┴────────────┴─────────┴────────────┴────────────┘
Расходы учреждения на оплату труда (с начислениями) за 2011 год составили 4827,7 тыс. рублей, или 37% общей суммы расходов по учреждению, за I полугодие 2012 года - 2369,1 тыс. рублей, или 35% общей суммы расходов. Средняя заработная плата сотрудников учреждения за 2011 год составила 38,1 тыс. рублей, руководителя - 83,3 тыс. рублей; за I полугодие 2012 года - 26,4 тыс. рублей и 67,9 тыс. рублей соответственно. Проверкой оплаты труда нарушений не установлено.
Также значительная часть средств Учреждения израсходована по статье "Прочие работы и услуги": в 2011 году - 7081,6 тыс. рублей (53,7% расходов), в I полугодии 2012 года - 4196,5 тыс. рублей (61,9%). По данной статье отражена оплата договоров, связанных с выполнением научно-исследовательских работ сторонними организациями и физическими лицами: в 2011 году - 18 договоров, в I полугодии 2012 года - 3 договора.
В 2011 году действие Федерального закона
от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не распространялось на автономные учреждения. С 2012 года вступил в действие Федеральный закон
от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц", регламентирующий проведение закупок и автономными учреждениями. В I полугодии 2012 года Учреждением заключено 3 договора, стоимость каждого из которых не превышала 100 тыс. рублей, что не требовало проведения торгов.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 15
Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и п. 9 ст. 7 устава Учреждения совершение крупных сделок (превышающих 10% балансовой стоимости активов учреждения) должно производиться с предварительным одобрением наблюдательного совета Учреждения. (Справочно: по состоянию на 01.01.2011 стоимость активов составляла 406,0 тыс. рублей, следовательно, заключение договоров в 2011 году на сумму, превышающую 40,6 тыс. рублей (10%), необходимо было выносить на рассмотрение наблюдательного совета). В нарушение данных норм законодательства наблюдательный совет в 2011 году не рассматривал вопросы заключения Учреждением 14 договоров на проведение научно-исследовательских работ на общую сумму 3040 тыс. рублей.
Проверка использования автомобиля Учреждения (закрепление, заполнение путевых листов, расходование топлива, прохождение медицинских осмотров) нарушений не выявила.
В проверяемом периоде Учреждением осуществлялась предпринимательская деятельность. В 2011 году АУ ВО "ИРР" заключило два договора на разработку программ комплексного социально-экономического развития для Богучарского района (стоимость работ 80 тыс. рублей) и Кантемировского района (90 тыс. рублей).
Для выполнения данных работ Учреждение, в свою очередь, привлекло на договорной основе автономную образовательную некоммерческую организацию высшего профессионального образования "Институт менеджмента, маркетинга и финансов". В соответствии с договорами между Учреждением и институтом сумма работ по Богучарскому району определена в размере 77 тыс. рублей, Кантемировскому - 85 тыс. рублей.
Работы по договорам выполнены в срок и переданы муниципальным районам. Однако Кантемировским районом окончательный расчет не произведен. По состоянию на 01.07.2012 долг района перед Учреждением составляет 25 тыс. рублей, Учреждения перед институтом, выполнявшим работу, - 20 тыс. рублей.
Выводы:
Государственное задание, доведенное до автономного учреждения Воронежской области "Институт регионального развития", в проверяемом периоде выполнено в полном объеме и без замечаний со стороны учредителя.
Материалы проведенных Учреждением исследований использованы при подготовке 4 законов Воронежской области, 10 нормативно-правовых актов правительства Воронежской области и департамента экономического развития Воронежской области, 2 нормативно-правовых актов муниципальных образований. Кроме того, результаты работы (анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий) используются комиссией по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Воронежской области и легализации заработной платы.
Нарушений в ведении финансово-хозяйственной деятельности АУ ВО "ИРР" не установлено. Вместе с тем, в ходе проверки организации управления Учреждением выявлено нарушение Федерального закона
от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" - заключение не всех крупных сделок рассмотрено на заседаниях наблюдательного совета.
Предложения:
Для устранения выявленных нарушений направить представление в автономное учреждение Воронежской области "Институт регионального развития" и информацию новому учредителю АУ ВО "ИРР" - управлению делами Воронежской области.
Заместитель председателя - аудитор
Е.С.ЛИТВИНЧУК
Начальник инспекции
по контролю доходов областного бюджета
и расходов на межбюджетные трансферты
С.И.МАКУШИН