Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ В 2010 - 2011
ГОДАХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ЭЛИТНОГО СЕМЕНОВОДСТВА
В РАМКАХ ОЦП "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2012 ГОДЫ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 29 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты от 13 марта 2012 года № 23.

Цель контрольного мероприятия: анализ эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на осуществление государственной поддержки элитного семеноводства в рамках ОЦП "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы".

Проверенный объект и оформленный акт: департамент аграрной политики Воронежской области - акт от 05.05.2012 № 29-2012.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 16 марта 2012 года по 5 мая 2012 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Анализ структуры получателей субсидий в сфере агропромышленного комплекса, которым предоставлена государственная поддержка на элитное семеноводство.
2. Проверка документов, представленных получателями бюджетных средств в департамент аграрной политики, на соответствие требованиям нормативных актов, определяющих порядок выплаты субсидий.
3. Проверка обоснованности, своевременности и полноты перечисления субсидий департаментом аграрной политики.
4. Осуществление департаментом аграрной политики области контроля за целевым использованием выделенных субсидий.
5. Эффективность использования бюджетных средств на государственную поддержку элитного семеноводства (выполнение целевых индикаторов, анализ урожайности).

Результаты контрольного мероприятия:
Областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 22.11.2007 № 1107-IV-ОД (далее - Программа, ОЦП), запланированы мероприятия, направленные на ускоренное развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства, в том числе растениеводства. К числу указанных мероприятий относятся меры, направленные на государственную поддержку элитного семеноводства в целях повышения эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами высокопродуктивных сортов и гибридов, своевременного проведения сортосмены и сортообновления.
Финансовое обеспечение мероприятий в проверяемом периоде предусмотрено в сумме 127397 тыс. рублей, фактически профинансировано 117749 тыс. рублей, или 92% плана (см. таблицу 1).

Таблица 1

тыс. рублей
┌──────────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────┐
│ Источник финансирования  │       2010 год        │       2011 год        │
│                          ├───────────┬───────────┼───────────┬───────────┤
│                          │   план    │   факт    │   план    │   факт    │
├──────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Федеральный бюджет        │  20 172   │  20 372   │  80 348   │  70 300   │
├──────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Областной бюджет          │  13 077   │  13 077   │  13 800   │  14 000   │
├──────────────────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Всего                     │  33 249   │  33 449   │  94 148   │  84 300   │
└──────────────────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴───────────┘

Средства федерального бюджета в 2010 году поступили в соответствии с соглашением, заключенным между Министерством сельского хозяйства РФ и правительством Воронежской области, о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства от 19.02.2010 № 225/17, в 2011 году - в соответствии с соглашением от 09.02.2011 № 43/17. Следует отметить, что на основании дополнительного соглашения № 4 к соглашению от 09.02.2011 № 43/17 объем средств, поступивших из федерального бюджета, снижен с 80484,8 тыс. рублей до 70300 тыс. рублей.
Наибольшая часть субсидий выплачена за приобретение семян элиты зерновых, зернобобовых и крупяных культур. Это объясняется тем, что в структуре посевных площадей эти культуры занимают более значительные площади по сравнению с другими культурами (в среднем 50 - 52%), а технология выращивания семян позволяет заниматься этим большинству хозяйств области.
Значительная доля субсидий выплачена и за приобретение семян сахарной свеклы, кукурузы, картофеля. Связано это с тем, что технология производства семян технических культур сложна, поэтому этим могут заниматься только специализированные хозяйства или научные учреждения, а сельхозтоваропроизводителями семена данных культур в основном приобретаются.

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий:
Предоставление средств в проверяемом периоде осуществлялось ДАП ВО на основании порядка, утвержденного:



├─────────────────────┼─────────────┼───────────┼─────────────┼─────────┼───────────┤
│ЗАО АФ "Павловская   │ Ячмень, ЭС  │   53,8    │    47,6     │  +6,2   │   26,6    │
│нива" Павловского    │             │           │             │         │           │
│района               │             │           │             │         │           │
├─────────────────────┼─────────────┼───────────┼─────────────┼─────────┼───────────┤
│ЗАО "Павловская МТС" │ Оз. пшеница │   41,1    │    37,7     │  +3,4   │   31,2    │
│Павловского района   │             │           │             │         │           │
├─────────────────────┼─────────────┼───────────┼─────────────┼─────────┼───────────┤
│ООО "Ермоловское"    │  Горох, ЭС  │   35,0    │    21,4     │  +13,6  │   13,6    │
│Лискинского района   │             │           │             │         │           │
├─────────────────────┼─────────────┼───────────┼─────────────┼─────────┼───────────┤
│ИП глава КФХ Мордасов│Картофель, ЭС│    304    │ 198 (РС 3)  │  +106   │   128,6   │
│П.Ю. Таловского      │             │           │             │         │           │
│района               │             │           │             │         │           │
└─────────────────────┴─────────────┴───────────┴─────────────┴─────────┴───────────┘

В то же время сельхозтоваропроизводители, которые плохо работают в отношении сортосмены и сортообновления, высевают семена низких репродукций, имеют и низкую урожайность, например:
- ООО "Возрождение" Эртильского района. Доля высеянных семян ячменя РС 4 (массовая репродукция) в 2011 году составила 70%. Урожайность этой культуры по хозяйству - 16 ц/га, в целом по району - 19 ц/га, недополучено 3 ц/га;
- ООО "Рассвет" Репьевского района. Доля высеянных семян гороха РС 4 составила 89%. Урожайность культуры по хозяйству составила 13 ц/га, по району - 18 ц/га, недополучено 5 ц/га;
- ООО "Грибановский сахарный завод" Грибановского района. Доля высеянных семян яровой пшеницы РС 4 составила 55%. Урожайность в 2011 году по хозяйству составила 21,2 ц/га, в целом по району - 22,6 ц/га, недополучено 1,4 ц/га;
- ООО "Возрождение" Таловского района. Доля высеянных семян овса РС 4 в 2011 году составила 64%, урожайность - 10,7 ц/га, в целом по району - 17,5 ц/га. Недополучено 6,8 ц/га;
- ООО "Диметра" Эртильского района. Доля высеянных семян озимой пшеницы РС 4 в прошлом году составила 80%. Урожайность по хозяйству этой культуры в 2011 году - 8,3 ц/га, а в целом по району - 21,4 ц/га. Недополучено 13,1 ц/га;
- ПСК "Правда" Кантемировского района. Доля высеянных семян озимой пшеницы РСт в 2011 году составила 30%. Урожайность по хозяйству - 19,2 ц/га, в целом по району - 24,0 ц/га. Недополучено 4,8 ц/га.
Важное значение в семеноводстве, повышении его эффективности имеет организация первичного семеноводства, т.е. производство оригинальных семян. Данную деятельность на территории области осуществляют научные учреждения и хорошо организованные семеноводческие хозяйства (при сопровождении научных учреждений). Наиболее сложным в организационном и технологическом плане является семеноводство сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника. В настоящее время наибольшие площади названных культур засеваются гибридами иностранной селекции. К примеру, если доля сортов и гибридов отечественной селекции по кукурузе составила 68%, то по подсолнечнику - только 39%, а по сахарной свекле - всего 4,4%. Тенденция снижения доли сортов и гибридов технических культур отечественной селекции в составе посевных площадей в последнее десятилетие сохраняется. В связи с этим большое значение приобретает государственная поддержка производства оригинальных семян сахарной свеклы, кукурузы и подсолнечника. Без такой поддержки велика вероятность утраты отечественного семеноводства. Однако на федеральном уровне данный вид субсидирования не предусмотрен, в связи с чем субсидии на первичное семеноводство выделялись лишь за счет средств областного бюджета (5353,3 тыс. рублей - 2010 год, 5388 тыс. рублей - 2011 год). При этом субсидируются минимальные объемы семян.
Практика показывает, что выделяемые объемы финансовой помощи способствуют лишь покрытию издержек производителей семян, а не развитию отечественного семеноводства в целом.
Указанные проблемы отрицательно сказались и на выполнении второго показателя "Удельный вес посевных площадей сахарной свеклы, засеянной сортами и гибридами отечественной селекции, в общей площади посевов". Показатель не выполнен не только по итогам периода проверки (2010 год - 9,8%, 2011 год - 4,4%), но и на протяжении всего срока действия Программы: 2008 год - 11,2%, 2009 год - 10,9%.
Анализ индикаторов Программы показал, что ресурсное обеспечение программных мероприятий не позволяет достигнуть плановых назначений даже наполовину. Причем эта тенденция наблюдается еще с 2005 - 2006 годов. Тем не менее плановые показатели ежегодно увеличивались (2008 год - 38%, 2009 год - 40%, 2010 год - 45%, 2011 год - 50%). И только в 2012 году показатели за 2010 - 2011 годы скорректированы по фактически сложившимся значениям.
Также в ходе проверки установлено, что информация по исполнению второго показателя в департамент экономического развития не предоставляется, что противоречит требованиям раздела IV постановления правительства Воронежской области от 19 ноября 2009 года № 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации".

Выводы:
Обобщив результаты проверки, можно сделать вывод о том, что программные мероприятия по поддержке элитного семеноводства, направленные на повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур, дают положительный результат - за время реализации Программы доля высеянных семян массовых репродукций зерновых, зернобобовых и крупяных культур снизилась, в то же время доля высеянных элитных семян этих культур в целом по области возросла.
Улучшение качества высеваемых семян положительно сказывается на урожайности и валовом сборе сельскохозяйственных культур. Анализ деятельности ряда сельскохозяйственных организаций, применяющих качественные семена, и сельхозтоваропроизводителей, которые высевают семена низких репродукций, показал, что первые получают урожайность, которая по отдельным культурам выше среднерайонной более чем на 70%, а вторые недополучили в анализируемом периоде до 13 центнеров зерновых с гектара (отклонение от среднерайонного показателя более 60%).
Первичное семеноводство играет существенную роль в реализации программных мероприятий. Учитывая сложившуюся ситуацию в обеспечении сельхозтоваропроизводителей области семенами технических культур, при которой отечественными семенами закрывается потребность лишь незначительно, необходимо принимать кардинальные меры и переходить от частичной компенсации расходов организаций - производителей семян сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника к финансированию, направленному на развитие семеноводства в области.
Проверкой установлены отдельные нарушения и недостатки при выплате субсидий, что является следствием неэффективной организации внутреннего контроля в департаменте. В результате неправомерные выплаты субсидий составили более 14 млн. рублей.
Проверка проведена выборочно, по представленным документам и справочным данным.

Предложения:
Направить представление по результатам контрольного мероприятия департаменту аграрной политики Воронежской области.

Заместитель председателя - аудитор
Е.С.ЛИТВИНЧУК

Заместитель начальника инспекции
по контролю расходов на общегосударственные
вопросы, правоохранительную деятельность,
сельское и лесное хозяйство
Д.В.ОЛЕЙНИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru